• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

История изучаемого региона (Япония)

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Новикова Анна Андреевна
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 104

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к дисциплинам базовой профильной части профессионального цикла. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: История восточных цивилизаций; Всеобщая история (история западных цивилизаций); Введение в востоковедение; Базовый курс восточного языка (японский). Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: владеть общей периодизацией мировой истории; понимать суть мирового исторического процесса; знать основные особенности современной японской культуры и японского общества; иметь представление о фонетике и графике японского языка. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: Литература изучаемого региона (Япония); Религиозно-философские традиции изучаемого региона (Япония); Классический восточный язык (Японский язык); Культурное развитие и искусство изучаемого региона (Япония); Социальные и политические институты изучаемого региона (Япония); Экономика изучаемого региона (Япония); Научно-исследовательский семинар (2 курс); Научно-исследовательский семинар (3 курс); Научно-исследовательский семинар (4 курс); Научно-исследовательский семинар (5 курс)
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История изучаемого региона (Япония)» являются: в области обучения – дать учащимся систематические представления об истории Японии с древнейших времен по настоящее время; осветить основные трактовки исторической наукой ключевых проблем истории Японии, сформировать понимание исторических предпосылок современных особенностей японского общества. В области воспитания личности – формирование в студенте таких качеств, как целеустремленность, организованность, трудолюбие, любознательность. В результате освоения дисциплины студент должен: владеть основными понятиями об истории, социальных и культурных традиций Японии; иметь представление о характерных особенностях исторического процесса в Японии, основных подходах к его изучению и факторах, его обусловивших; иметь навыки работы с японскими историческими текстами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Рассказывает об участии Японии в Первой мировой войне
  • Рассказывает о событиях эры «демократии Тайсё»
  • Разбирается во внешней политике Японии в 1920-е гг.
  • Выделяет основные события экономической и социальной истории Японии в 1920-1930-х гг.
  • Разбирается в особенностях политики Японии в качестве колониальной державы
  • Разбирается в культурном, научном и религиозном развитии в Японии в период между мировыми войнами
  • Показывает знания о милитаризации во внутренней и внешней политике Японии в 1930-х гг.
  • Рассказывает об участии Японии во Второй мировой войне
  • Разбирается в истории Японии в период оккупации
  • Разбирается в послеоккупационном развитии Японии
  • Владеет знаниями об истории Японии в 1990-2000 гг.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Япония в Первой мировой войне
    Япония в Первой мировой войне. Присоединение к блоку стран Антанты. Участие в военных действиях против Германии. Попытки экспансии в Китай: «21 требование». Первая мировая война и японская экономика. Итоги войны для Японии. Участие в Парижской мирной конференции.
  • «Демократия Тайсё»
    Особенности партийных кабинетов. Кабинет Хара. Законы о «всеобщих выборах» и «поддержании общественного спокойствия». Великое землетрясение Канто 1923 г. Кабинет Танака. Появление левых политических организаций.
  • Внешняя политика Японии в 1920-е гг.
    Участие в интервенции на Дальнем Востоке. Вашингтонская конференция и ее итоги для Японии. «Дипломатия Сидэхара» и «дипломатия Танака». Политика в Китае
  • Экономическая и социальная история Японии в 1920-1930-х гг.
    Великое землетрясение Канто 1923 г. Кабинет Танака. Появление левых политических организаций. Экономическая депрессия первой половины 1920-х гг. Восстановление и рост экономики. Изменения в структуре промышленности. Рост дзайбацу.
  • Япония в качестве колониальной державы
    Корея, Тайвань, Рюкю и Эдзо в составе Японии: процессы ассимиляции. Стратегия управления колониями. Экономические процессы в колониях Японии.
  • Культура, наука и религия в Японии в период между мировыми войнами
    Литература Японии. Становление кинематографа: особенности немого кино Японии. Развитие традиционного и современного театра. Становление научных школ в Японии. Нисида Китаро и Киотоская философская школа. Достижения японской промышленности.
  • Милитаризация во внутренней и внешней политике Японии
    Внутренняя политика 1930-х гг. Рост влияния националистов. Закат партийных кабинетов, подъем военщины. Японская экономика 1930-х гг. Пропаганда и борьба с оппозицией. Политика внешней экспансии. Рост агрессии в Китае. Подготовка к тотальной мобилизации. «Маньчжурский инцидент». Политика в Маньчжурии и на покоренных территориях. На пути к Тихоокеанской войне. Развитие советско-японских отношений в 1930-е гг.
  • Япония во Второй мировой войне
    Тихоокеанская война. Операция Перл-Харбор. Филиппинская операция (1941 – 1942). Захват Малайзии. Взятие Сингапура. Захват Индонезии. Перелом в войне: сражение у атолла Мидуэй. Наступление союзников. Захват Тихоокеанских островов. Отступление на континенте. Битва за Рюкю. Вступление в войну СССР. Атомные бомбардировки. Капитуляция Японии.
  • Япония в период оккупации.
    Суд над военными преступниками. Основной и обратный курс оккупации. Линия Доджа. Земельная реформа. Демократизация и либерализация. Влияние Корейской войны на политику США в отношение Японии.
  • Послеоккупационное развитие Японии
    Восстановление экономики и политическое развитие 1950-х гг. Политическая система «1955 года». Япония в эпоху высоких темпов экономического роста. Социальное развитие: рост среднего класса. Урбанизация. Внешняя политика Японии в период 1950 – 1980-х гг.
  • Япония 1990-2000 гг.
    Экономика мыльного пузыря. Стагнация в ее влияние на политическое и социальное развитие Японии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий коллоквиум
  • неблокирующий доклад
  • неблокирующий контрольная
  • неблокирующий устный экзамен
    Экзамен проводится в устной форме на платформе ZOOM: https://zoom.us/. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка указанной платформы. Для участия в устном экзамене студент обязан: указать полное имя (имя, фамилия) при подключении в ZOOM, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена запрещено: выключать камеру и микрофон, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи не более 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи от 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование другого варианта заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * доклад + 0.2 * коллоквиум + 0.2 * контрольная + 0.4 * устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Smith, C. R. (1997). Securing the surrender : marines in the occupation of Japan / by Charles R. Smith. Washington, D.C. : History and Museums Division, Headquarters, U.S. Marine Corps, 1997. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgpr&AN=edsgpr.000483689
  • Богачев, А. И. (2015). На границе культур: Россия и Япония. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9E63CCE0
  • под редакцией Д. В. Стрельцова - История Японии: учебник для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2018 - 592с. - ISBN: 978-5-7567-0932-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/112507
  • Япония: экономика и бизнес: Учебное пособие / Белов А.В. - СПб:СПбГУ, 2017. - 383 с.: ISBN 978-5-288-05716-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1001401

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hunter, K. E., & Tackley, M. E. (2006). The war against Japan. Washington, D.C. : Center of Military History, U.S. Army, 2006. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgpr&AN=edsgpr.000594660
  • Koyama, H. (2016). Historicism, Coloniality, and Culture in Wartime Japan. Contexto Internacional, 38(3), 783–802. https://doi.org/10.1590/s0102-8529.2016380300003
  • Mark Gamsa. (2020). Manchuria : A Concise History. London: I.B. Tauris. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2323203
  • Shepherd, H. (2018). WRITING HOME: Japan’s vast Asian empire became home to more than a million female settlers, who told their stories in an eff ort to keep in contact across the colonies. History Today, 68(1), 60. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=126711074
  • Zanotti, P. (2017). The Reception of Max Weber’s Cubist Poems (1914) in Taishō Japan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.513DC88A
  • Боги, святилища, обряды Японии : энциклопедия синто, Бачурин, А. С., 2010
  • ИВАНОВ ИЛЬЯ ВЛАДИМИРОВИЧ. (2012). Особенности Воспитания Японских Школьников В Милитаристской Японии (1927-1945 Гг.). Наука и Школа, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16638540
  • Иванова Анна Андреевна, Фролова Наталья Сергеевна, & Frolova Natalia Sergeevna. (2017). Япония в системе мирохозяйственных связей и АТР в XXI веке. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DB6E3085
  • История Японии. XX век, Молодяков, В. Э., 2009
  • Политическая система современной Японии : учеб. пособие для вузов, Калмычек, П. А., 2013