• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Тренинг по разрешению конфликтов и ведению переговоров

Статус: Курс по выбору (Управление образованием)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Федоренко Елена Юрьевна
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Особое внимание уделяется специфике конфликтов в образовательных процессах, что является необходимым в системе управления образованием; Курс поднимает вопросы повышения управленческой конфликтной компетентности. Основная часть курса построена в формате тренинга, на анализе конкретных конфликтных ситуаций и самостоятельной разработке рекомендаций по их урегулированию, используя имеющиеся ресурсы. Благодаря данному курсу студент научится: анализировать основания для принятия решения о поведении в конфликте, управлять эмоциональными состояниями в ситуации конфликта, определять типы коммуникативных стратегий в процессе конфликтования, и пр., такие навыки помогу в дальнейшем не только решать, но и предотвращать конфликты.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Тренинг по разрешению конфликтов и ведению переговоров» являются получение студентами опыта продуктивного разрешения конфликтов, освоению способов описания и анализа конфликтных ситуаций в практике образования; овладение основными теориями и технологиями ведения переговоров, как средства разрешения споров, формирование навыков переговорной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать причины и последствия конфликтов в организациях
  • Уметь анализировать основания для принятия решения о поведении в конфликте
  • Знать ресурсные условия для конструктивного конфликта
  • Уметь удерживать процесс переговоров в конструктивном русле
  • знать специфику конфликтов в образовательных процессах
  • уметь управлять эмоциональными состояниями в ситуации конфликта
  • Знать спектр задач, для решения которых необходимо конструировать конфликты
  • Знать основные принципы переговоров и этапы построения переговорного процесса
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Переговоры
    Часть 5 Технология переговорного процесса. Тема 5.1. Существующие модели разрешения конфликтов Тема 5.2. Организация переговорного процесса. Особенности подготовки к переговорам. Специфика результатов переговоров. Специфика анализа переговоров. Тема 5.3.Гарвардский метод ведения переговоров. Интересы и позиция в процессе переговоров. Критерии принятия решения. Креативные техники поиска решений во время переговорного процесса
  • Конфликт
    Часть 1. Понятие и феномен конфликта. Тема 1.1.Структурное, процессуальное и функциональное описание конфликта. Конфликтная ситуация, ее возникновение и динамика. Тема 1.2.Особенности различных фаз конфликта. Конструктивное и деструктивное развитие конфликта. Границы конфликта. Тема 1.3.Внутриличностные и межличностные конфликты. Тема 1.4. Пятифакторная модель конфликта. Часть 2. Участники конфликта и конфликтные переживания. Тема 2.1.Типология ресурсов и характеристики участников конфликта. Эмоциональные и коммуникативные ресурсы. Рефлексивная саморегуляция. Рефлексивное управление. Тема 2.2.Самоидентификация в конфликте. Особенности самоопределения. Тема 2.3. Стратегии и тактики конфликтного поведения. Стилевые характеристики поведения в конфликте. Часть 3. Конфликты в организациях Тема 3.1.Факторы, способствующие развитию конфликтов в организации. Спонтанные и спровоцированные конфликты. Управляемые и саморегулирующиеся конфликты. Тема 3.2.Последствия конфликтов в организациях. Влияние стиля и алгоритмов принятия управленческих решений на процессы возникновения и развития конфликтов. Тема 3.3. Неуправляемые разрушительные конфликты как следствия организационных патологий. Основные организационные патологии. Часть 4 Конфликтные конструкции. Технологии конфликт-менеджмента. Тема 4.1.Конфликт как естественное явление и искусственное образование. Задачи, для решения которых необходимо конструировать конфликты. Тема 4.2.Конфликт как средство прикладной психологии. Возможности проектирования, конструирования конфликтов. Способы управления конфликтами.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
    Анализ конфликтной ситуации. Необходимо описать реальную конфликтную ситуацию в сфере образования, в которой слушатель является участником или стороной, а затем проанализировать эту ситуацию с использованием схемы анализа конфликта.
  • неблокирующий Домашняя работа (2)
    Анализ переговорного процесса. Необходимо описать реальную ситуацию переговоров, в которой слушатели являются участниками/организаторами, а затем проанализировать эту ситуацию в соответствии с элементами переговорного процесса. Желательно чтобы описываемая ситуация тематически была связана с образованием и демонстрировала одно из существующих противоречий. Работа выполняется в группе. Далее группа готовит презентацию в Power Point. Оформляется на шаблоне НИУ ВШЭ, время на презентацию до 20 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Домашняя работа + 0.5 * Домашняя работа (2)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Большедворова, Л. С. (2012). Современные международные переговоры: особенности, стратегия, тактика: учеб.-метод. пособие. Belarus, Europe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C28E1D3A
  • ГРИШИНА НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА. (2015). Психология: практика работы с социальными проблемами (материалы круглого стола «Психология конфликта: проблемы и перспективы», II Санкт-Петербургский международный конгресс конфликтологов, 3-4 октября 2014 г. ). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F15A22E4
  • Калмыкова О.Ю., & Соловова Н.В. (2018). Prevention of Occupational Stress of Staff of an Organization ; Профилактика Профессионального Стресса Работников Организации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.777C140
  • МЕЛЬНИКОВА АЛЛА АЛЕКСАНДРОВНА. (2016). Образовательная практика: кейс-стади в анализе конфликтов. Рецензия на коллективную монографию «Психология конфликта. Компендиум кейсов». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D2334BBF
  • Стремовская, А. Л. (2017). Международные переговоры на перекрестках цивилизаций. Moscow University Oriental Studies Bulletin Series 13, (1), 110–112. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=137786104

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Тимохин, Я. (2011). Психология Конфликта В Социуме. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EE98C4B9
  • ФОКИН ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ. (2016). Парадоксы И Болевые Точки Современной Психологии Конфликта. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.743B4A40