Магистратура
2019/2020
Медиаэкономика и рекламный бизнес
Статус:
Курс обязательный (Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Кто читает:
Кафедра маркетинговых коммуникаций
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Веселов Сергей Вячеславович
Прогр. обучения:
Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
68
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Медиа экономика и рекламный бизнес» предназначена для магистрантов 1 года обучения, магистерская программа «Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе». Основное внимание в ней уделяется пониманию специфики медиа экономики в целом и рекламного бизнеса в частности, их месту в системе экономических отношений, практическим аспектам функционирования медийной и рекламной индустрии. В рамках данной дисциплины изучаются следующие основные проблемы: медиа экономика, ее место и роль в общей экономической системе; ключевые особенности анализа позиций различных медиа сегментов на основе маркетинговой коммуникационной стратегии; основные бизнес-модели организации производства в медиа индустрии; современные технологии анализа и оценки объемов рекламных бюджетов на всех уровнях – национальных рынков, отдельных категорий товаров и услуг, субъектов рынка (рекламодателей, агентств, медиа); специфика развития конкретных медиа сегментов медиа индустрии – телевидения, издательской деятельности, радио, интернет-индустрии, звукозаписи и т.д.; основные теоретические и практические принципы и подходы к прогнозированию объемов рекламных рынков.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов стройную систему представлений о современной медиа экономике,
- Освоить различные исследовательские подходы и методы, применяемые при анализе данного сегмента экономики
- Приобрести навыки по изучению специфики отдельных подсегментов медиа экономики и применять на практике этих навыков.
Планируемые результаты обучения
- Знает понятийный аппарат, основные концепции.
- Умеет различать и описывать современные концепции медиа экономки
- Знает и понимает Соотношение понятий «индустрия» и «экономическая теория» применительно к медиа экономике.
- Знает основные понятия курса: медиа, средства массовой информации, средства массовой коммуникации, медиа экономика, медиа рынок, медиа индустрия, медиа бизнес. типы портфелей брендов и принципы их построения.
- Владеет знаниями о принципах организации медиа индустрии.
- Умеет выделить основные бизнес-модели, используемые в данной индустрии, а так понимает основы формирования структуры индустрии.
- Знает различия и общее между понятиями «медиа экономика» и «медиа рынок».
- Умеет детализированно классифицировать рынок маркетинговых коммуникаций по сегментам и подсегментам.
- Владеет навыками анализа взаимосвязи и взаимного влияние медиа рынка и рекламного рынка
- Знает основные виды исследований на медиа рынке, а также ключевые направления исследований в медиа индустрии: изучение аудитории; изучение потребительского поведения; анализ рекламной деятельности субъектов рынка.
- Умеет анализировать целесообразность использования различных методов и инструментов исследований в зависимости от целей и возможностей исследователя.
- Владеет информацией о состоянии и перспективах развития исследовательского рынка в России.
- Знает понятия и критерии эффективности применительно к рекламной сфере – эффективность рекламной продукции, эффективность рекламной кампании, эффективность рекламной деятельности и др.
- Умеет выделить основные факторы, влияющие на эффективность рекламной кампании, понимает специфику эффективности в различных медиа сегментах.
- Владеет общими навыками расчета эффективности рекламной деятельности отдельных медиа, а также эффективности производства, закупки и продажи контента в медиа.
- Знает основные технологии оценки объемов медиа рекламных рынков в целом и отдельных медиа сегментов.
- Умеет выделить объективные и субъективные проблемы, возникающие при оценке объемов рынков.
- Владеет инструментарием для проведения оценки объемов рекламных бюджетов при наличии различных источников информации.
- Знает основы прогнозирования на рекламном рынке.
- Умеет использовать различный инструментарий при построении прогноза рекламного рынка.
- Владеет современными технологиями построения прогнозов, применительно к рекламному рынку.
- Знает об основных типах телевизионного вещания, перспективах их развития и трансформации в Total Video.
- Умеет описать основные модели организации телевизионного бизнеса, включая производство, закупку и продажу телевизионного контента.
- Знает о типах распространения телевизионного сигнала: эфирное, кабельное, спутниковое ТВ, IPTV, OTT, о рынке платного телевидения и рынке видеосервисов.
- Владеет представлениями о размещении рекламы в различных средах распространения видео контента, включая вопросы ценообразования.
- Знает об основных способах осуществления радиовещания, организационных принципы и специфике ведения радио бизнеса, структуре радио рынка, его место на медиа и рекламном рынках.
- Умеет выделить возможные перспективы и основные проблемы развития радио рекламного бизнеса.
- Владеет информацией о ведущих мировых и российских радиовещательных структурах, а так же об особенностях развития различных рынков радио в мире.
- Знает о месте и перспективе интернета в современной структуре медиа рынка.
- Умеет анализировать основные бизнес-модели, применяемые в интернете для различных субъектов рынка.
- Владеет навыками классификации рекламы в интернете по различным основаниям (типы рекламы, типы размещения рекламы, модели ценообразования и др.)
- Владеет навыками выбора различного инструментария при планировании рекламной кампании в интернете.
- Знает о структуре издательского сегмента и его особенностях, выделяя книгоиздательство и издательство периодических изданий как два самостоятельных вида бизнеса.
- Владеет информацией об основных бизнес-моделях в издательской деятельности.
- Умеет использовать знания о принципах ценообразования при размещении рекламы в газетах и журналах, а также в Digital-сегменте издательского бизнеса.
- Умеет объяснить принципы организации продажи в сегменте наружной рекламы, а так же специфику Digital OOH.
- Знает о позиции сегмента Out of Home и ее основной составляющей – наружной рекламы – в системе медиа рынок и рынка маркетинговых коммуникацией.
- Имеет представление о структуре рынка ООН и его ключевых подсегментах – наружной рекламе, Indoor-рекламе, транзитной рекламе.
- Владеет навыками выбора необходимых типов рекламоносителей в ООН для конкретных целей.
- Имеет понимание новых медиа.
- Знает о месте и специфике новых медиа в современном медиа рынке.
- Умеет объяснить причины и перспективы развития новых медиа в условиях информатизации общества.
- Владеет различными классификациями новых медиа и может объяснить причины появления разнообразных форматов новых медиа.
- Знает бизнес-модели организации кинопроизводства, звуко- и видеозаписи.
- Знает современную структуру сегмента в России и за рубежом.
- Умеет использовать Product Placement при кинопроизводстве, звуко- и видеозаписи.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в курс Медиа экономикаЧто такое Медиа экономика и Media Economics? Соотношение понятий «индустрия» и «экономическая теория» применительно к медиа экономике Структура и логика курса. Место медиа экономики в системе рыночной экономики. Основные этапы развития Медиа экономики.
- Тема 2. Медиа рынокОсновные понятия: медиа, средства массовой информации, средства массовой коммуникации, медиа экономика, медиа рынок, медиа индустрия, медиа бизнес. Принципы организации медиа индустрии. Основные модели функционирования. Ключевые статьи доходов и расходов в медиа индустрии. Структура медиа рынка. Собственность. Роль государства в сфере медиа рынка.
- Тема 3. Медиа рынок и рынок маркетинговых коммуникацийМедиа экономика и медиа рынок. Рынок маркетинговых коммуникаций: сегменты ATLи BTL. Рекламный рынок. Медиа рекламный рынок как пересечение медиа рынка и рекламного рынка. Взаимосвязь и взаимное влияние медиа рынка и рекламного рынка. Медиа холдинги и рекламные холдинги.
- Тема 4. Исследования на медиа рынкеОсновные виды исследований на медиа рынке. Ключевые направления исследований в медиа индустрии: изучение аудитории; изучение потребительского поведения; анализ рекламной деятельности субъектов рынка. Анализ функционирования медиа рекламного рынка в мире и в России.
- Тема 5. Оценка эффективности работы на медиа рынкеПонятие и критерии эффективности. Эффективность производства, закупки и продажи контента в медиа. Специфика эффективности в различных медиа сегментах. Эффективность рекламной деятельности медиа.
- Тема 6. Технологии оценки объемов медиа рекламных бюджетовТехнологии оценки объемов медиа рекламных рынков в целом и отдельных медиа сегментов. Объективные и субъективные проблемы, возникающие при оценке объемов рынков. Оценка объемов рекламных бюджетов субъектов рынка как инструмент анализа их рекламной стратегии. Особенности проведения оценки объемов рекламных бюджетов отдельных субъектов рекламного рынка
- Тема 7. Прогнозирование медиа рекламного рынкаПрогнозирование развития рекламного рынка как неотъемлемый элемент успешного функционирования бизнеса. Современные технологии построения прогнозов, применительно к рекламному рынку.
- Тема 8. Телевидение как индустрияТипы телевизионного вещания: перспективы их развития. Структура телевизионного сегмента в России и за рубежом. Модели организации телевизионного бизнеса. Телевизионный контент: производство, закупка, продажа. Распространение телевизионного сигнала: эфирное, кабельное, спутниковое ТВ, IPTV, OTT. Рынок платного телевидения и рынок видеосервисов. Телевидение и реклама. Ценообразование при размещении рекламы на телевидении.
- Тема 9. РадиоСпособы осуществления радиовещания. Организационные принципы и специфика ведения радио бизнеса. Структура радио рынка, его место на медиа и рекламном рынках. Перспективы радио рекламного бизнеса. Digital-радио. Аудио контент и развитие радио индустрии. Ведущие мировые и российские радиовещательные структуры.
- Тема 10. ИнтернетМесто интернета в современной структуре медиа рынка. Специфика и основные направления развития сегмента. Основные бизнес-модели. Баннерная и контекстная реклама в интернете. Рекламный рынок в сети. Платные сервисы. Электронная торговля.
- Тема 11. Издательский бизнесСтруктура сегмента и его особенности. Книгоиздательство как бизнес. Периодические издания. Основные модели бизнеса. Газетно-журнальная реклама и ее специфика. Организация продаж рекламы в прессе. Трансформация прессы в рынок издательских домов. Print и Digital в развитии сегмента прессы.
- Тема 12. Наружная рекламаНаружная реклама и медиа рынок. Понятие Out of Home (OOH). Структура рынка наружной рекламы. Indoor-реклама. Транзитная реклама. Организация продаж в сегменте наружной рекламы.
- Тема 13. Новые медиаПонятие новых медиа. Их место в современном медиа рынке, причины и перспективы развития в условиях информатизации общества. Классификация новых медиа. Новые медиа как бизнес.
- Тема 14. Кинопроизводство, звукозапись и видеозапись как сегменты медиа рынкаКинопроизводство, звукозапись и видеозапись как значимые сегменты медиа рынка. Бизнес-модели организации кинопроизводства, звуко- и видеозаписи. Тиражирование кино-, видео- и аудио- продукции. Современная структура сегмента в России и за рубежом. Использование Product Placement при кинопроизводстве, звуко- и видеозаписи.
Элементы контроля
- Контрольная работа
- Реферат
- ЭкзаменЭкзамен по курсу «Медиаэкономика и рекламный бизнес» проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе MS Teams. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование заданий того же типа, что и при первичной сдаче экзамена.
- Работа на занятиях
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.2 * Контрольная работа + 0.1 * Работа на занятиях + 0.2 * Реферат + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Аналитический маркетинг: что должен знать маркетинговый аналитик: Учебное пособие / Рыжикова Т.Н. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-005383-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/424027
- Галицкий Е. Б., Галицкая Е. Г. - МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 570с. - ISBN: 978-5-9916-3225-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovye-issledovaniya-teoriya-i-praktika-425174
- Джефкинс, Ф. Реклама : учеб. пособие для вузов / Ф. Джефкинс ; под ред. Б.Л. Еремина. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 543 с. - ISBN 978-5-238-00362-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1027287 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1027287
- История отечественного и зарубежного телевидения : учеб. пособие для вузов, Голядкин, Н. А., 2004
- Маркетинг в рекламе. Ч.1: Рекламный рынок и его изучение, Веселов, С. В., 2002
- Маркетинг в рекламе. Ч.2: Комплекс маркетинга в рекламной деятельности, Веселов, С. В., 2002
- Маркетинг в рекламе. Ч.3: Оценка рекламной деятельности, Веселов, С. В., 2003
- Маршалл П. - Контекстная реклама, которая работает. Библия Google AdWords - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 464с. - ISBN: 978-5-00057-116-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62110
- Организация и практика работы рекламного агентства: Учебник для бакалавров/В.А.Евстафьев - М.: Дашков и К, 2016. - 512 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-394-02549-5, 1000 экз.
- под редакцией Е. Л. Вартановой - Основы медиабизнеса: учебник для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2014 - 400с. - ISBN: 978-5-7567-0724-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68801
- Психология потребителей и реклама, Фельсер, Г., 2009
- Управление медиа - компаниями : реализация творческого потенциала, Айрис, А., 2010
Рекомендуемая дополнительная литература
- Исследования в рекламной деятельности: теория и практика, Дэвис, Дж. Д., 2003
- Рекламные процедуры Клеппнера, Рассел, Дж. Т., 2003
- Рекламный рынок прессы. Прошлое, настоящее и будущее, Ефремов, А. В., 2013
- Эффективность рекламы, Кутлалиев, А., 2005