• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Социология профессий

Статус: Курс обязательный (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Важное место в курсе отводится теориям, моделям, и характеристикам профессионализма в социальных науках: обозначается различие в подходах к исследованию и описанию феномена профессии, демонстрируется связь концепций профессионализма с общесоциологическими парадигмами. Также обращается внимание на исследования профессиональных практик и роль профессионалов в социальной структуре индустриального и постиндустриального общества. Рассматриваются символические аспекты социального конструирования профессиональных сообществ: профессиональная субкультура, идеология, этика, ритуалистика и т.п. Уделяется внимание социальным и институциональным аспектам становления профессиональных сообществ в России и СССР. Учебный курс «социология профессий» ориентирован на развитие теоретических знаний и практических навыков у студентов-социологов, а также способствует успешной профессиональной социализации будущих специалистов. Во-первых, курс предоставляет возможность изучения и применения основных классических и современных социологических теорий к анализу важнейшего института социетального общества – института профессий. Во-вторых, знание основных характеристик профессии как социального института позволяют будущим специалистам-социологам формировать автономное эффективное профессиональное сообщество на принципах профессиональной этики и солидарности. В-третьих, в процессе будущей профессиональной деятельности социологи будут решать ряд практических задач (прикладные исследования, развитие общественных связей и т.д.) во взаимодействии с различными профессиональными сообществами. Владение аналитическими навыками реализации таких задач позволит решать их наилучшим образом. В рамках учебного курса «социология профессий» сочетаются занятия в форме лекций с практическими занятиями и семинарами. Важное место в учебном процессе занимает освоение аппарата теоретизирования посредством самостоятельного изучения аутентичных теоретических текстов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – познакомить слушателей с развитием концепций профессионализма в классической и современной социологии. В курсе рассматриваются основные историче-ские и социальные определения профессии, проводится социально-историографический анализ развития профессионализма в современных обществах и процессов профессиона-лизации/депрофессионализации.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знать исторические этапы становления современного мира профессий и ключевые под-ходы к исследованию этого феномена
  • Владеть навыками узнавания и оценки способов социологического теоретизирования и анализа, представляющих различные социологические подходы в области про-фессионализма, различные способы идентификации профессий и занятий в со-циологическом измерении;
  • Знать основные классические и современные социологические концепции анализа профессий и форм профессионализма, ключевые понятия («профессия», «занятие», «профессиональная этика», «профессиональная культура», «деквалификация», «профессионализация», «профессиональная идеология») в рамках каждой социологической школы исследований профессий, рассмотренной в рамках курса.
  • Уметь анализировать тексты по социологической теории и экономической социологии, эксплицировать их основные положений, применять социологические концепции для анализа социальных проблем.
  • Знать исторические этапы становления современного мира профессий и ключевые под-ходы к исследованию этого феномена
  • Владеть навыками использования социологических знаний о профессиях и профессио-нализме на практике, для описания и объяснения происходящих событий и процессов.
  • Уметь анализировать тексты по социологической теории и экономической социоло-гии, эксплицировать их основные положений, применять социологические концепции для анализа социальных проблем.
  • Уметь представлять результаты исследовательской и аналитической работы в ходе выполнения итогового задания по курсу (эссе).
  • Владеть навыками узнавания и оценки способов социологического теоретизирования и анализа, представляющих различные социологические подходы в области профессионализма, различные способы идентификации профессий и занятий в социологическом измерении.
  • Знать основные теоретические модели, описывающие генезис профессиональных сооб-ществ и профессии как социального института, их возможности и ограничения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социологическая классика о профессионализме
    Интерес социологов к институту профессий. Место профессионалов в общественном раз-делении труда. (Э. Дюркгейм). Профессия ученого и политика (М. Вебер). «Чиновник» А. Вебера. Профессиональный этос (Т. Парсонс). Профессионал как социальный тип. Спенсеровский взгляд на институт профессий.
  • Современные социологические концепции профессионализма
    Современная социологическая теория и подходы к изучению профессионализма. Теория черт (trait model) и структурно-функционалистский подход к определению профессии. Англо-американская и континентальная модель профессионализма. Различение занятия («occupation») и профессии («profession»): критерии профессионализма. «Полные профес-сионалы», «полупрофессионалы» и «новые профессионалы».
  • Корректировка моделей профессионализма: профессиональный и менеджериальный проект
    Потребность в корректировке «классических» теорий профессионализма. Концепция про-фессионального проекта и менеджериального проекта (Лейта и Феннелл). Новый взгляд на социальный институт профессии. Профессионалы в современной организации: борьба за автономию. Типология организаций («профессиональная», «полупрофессиональная», «непрофессиональная») (Е. Гросс и А. Этциони). Процессы «деквалификации» (Г. Браверман) и депрофессионализации.
  • Социология как профессиональный проект
    Социология: путь профессионализации. Герои социологии: конструирование биографического проекта классиков. Социологическое знание и профессиональная практика социологов: способ легитимации или концептуальный gap? Профессиональные социологические сообщества и возможности самоконтроля. Профессиональная этика социолога. Образование для социологов: форпост профессии.
  • Академическая профессия
    Научное сообщество как профессиональная корпорация. Исследования профессиональных практик в научном сообществе. «Человек академический» (Homo academicus). Профессиональный этос ученого. Социология как академическая и практическая профессия. Иерархизация и контроль за деятельностью научного сообщества в 30-50-е годы ХХ века в СССР.
  • Интеллигенты, интеллектуалы, «художники», журналисты: занятие, профессия или призвание?
    Компаративный дефиниционистский анализ понятий «профессионал», «интеллигент», «интеллектуал». Социальные функции интеллектуалов. Занятия на перепутье идентично-сти: журналисты и литераторы. Проблема социологического анализа творческих профес-сий. Профессиональный спорт: другая профессия.
  • Профессиональные практики и медицинская профессия как пример «классической» профессии
    Медицинская профессия как пример «классической» профессии. Самоорганизация про-фессионалов и контроль в профессиональных сообществах. Профессионалы и дилетанты. Социальная роль профессионалов. Социальная политика в области медицины и изменение статуса врача.
  • Позиции профессионалов в социальной структуре
    Рост значения знания в современном обществе. Место профессионалов в концепциях тех-нократического, постиндустриального и информационного общества. (Т. Веблен, Д. Белл, Д. Гелбрейт, П. Дракер, А. Тоффлер, М. Кастельс). Профессиональный статус и другие критерии стратификации. Вероятные трансформации профессионализма. Стратификаци-онный анализ профессионализма. Технический прогресс и профессии.
  • Социальное конструирование профессии
    Легитимация профессиональной власти. Экспертное знание и власть дискурса (М. Фуко, А. Макинтайр). Использование символических средств борьбы за монополию на профес-сиональное знание: профессиональные идеологии. Профессиональные фреймы. Рутинная деятельность профессионалов и фоновые практики. Процесс профессионализации. Производство и воспроизводство профессионалов. Тенденции онаучивания («сантификация» scientification) и академизации (academization) профессии.
  • Социальные исследования профессий в СССР и России
    П. Сорокин о профессионализме. Номенклатура как «новый бюрократический класс». (М. Джилас). Статус и воспроизводство специалистов в Советском Союзе: инженерно-технические работники (ИТР) и рабочие (О.И. Шкаратан). Профессия инженера в СССР: социальный статус, содержание работы и удовлетворенность профессией. (В.А. Ядов, О. Крыштановская). Тусобщество как модель функционирования профессионалов в со-временной России (А. Согомонов). Специалисты и профессионалы в постсоветском про-странстве (В. Ильин). «Саратовская школа» антропологии занятий (Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Эссе (неблокирующий)
  • Работа на семинарах (неблокирующий)
  • Экзамен (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * Работа на семинарах + 0.2 * Экзамен + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Интеллектуалы и власть. Ч.1: Статьи и интервью 1970 - 1984, Фуко М., Офертаса С. Ч., Визгина В. П., Скуратова Б. М., 2002
  • Интеллектуалы и власть. Ч.3: Статьи и интервью 1970 - 1984, Фуко М., Скуратова Б. М., Большакова В. П., 2006
  • Информационная эпоха : Экономика, общество и культура, Кастельс (Кастеллс) М., Шкаратана О. И., 2000
  • Обыденное и научное знание об обществе: взаимовлияния и реконфигурации : моногр., Абрамов Р. Н., Бруккмайер К., Гаврилов К. А., и др., Девятко И. Ф., и др., 2015
  • Социальная стратификация : Учеб. пособие для вузов, Радаев В. В., Шкаратан О. И., 1996
  • Социальная стратификация России и Восточной Европы : сравнительный анализ, Шкаратан О. И., Ильин В. И., 2006
  • Социология в России : Учеб. пособие для вузов, Андреева Г. М., Амелин В. Н., Астафьев Я. У., и др., Ядов В. А., 1998
  • Университетские инновации : опыт Высшей школы экономики, Кузьминов Я. И., Радаев В. В., Яковлев А. А., и др., Кузьминова Я. И., 2006
  • Человек в обществе : система социологических понятий в кратком изложении: в помощь школьникам старших классов для подготовки к олимпиаде и ЕГЭ и студентам младших курсов, Сорвин К. В., Сусоколов А. А., 2013
  • Экономика здравоохранения : учеб. пособие для вузов, Засимова Л. С., Капицына Н. А., Колосницына М. Г., и др., Колосницыной М. Г., Шеймана И. М., Шишкина С.В., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., Тылевич, Н. М., Архиповой, А. А., Черных, А. И., 2017
  • Грядущее постиндустриальное общество : опыт социального прогнозирования, Белл Д., Иноземцева В. Л., 1999
  • Как люди делают себя : обычные россияне в необычных обстоятельствах: концептуальное осмысление восьми наблюдавшихся случаев, Барсамова А. А., Данилова Е. Н., Дудченко О. Н., и др., Ядова В. А., Даниловой Е. Н., Клеман К., 2010
  • Контракты в академическом мире, Кузьминов Я. И., Макферсон М. С., Шапиро М. О., и др., Юдкевич М. М., 2011
  • Социология и современная Россия : Сб. статей: К 2-му Всероссийскому социологическому конгрессу, Николаев В. Г., Здравомыслов А. Г., Ядов В. А., и др., Гофмана А. Б., 2003