• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Экономика для неэкономистов

Статус: Курс по выбору (Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ)
Направление: 01.04.01. Математика
Когда читается: 1-й курс, 2, 4 модуль
Формат изучения: Blended
Преподаватели: Зухба Даур Сергеевич
Прогр. обучения: Совместная магистратура НИУ ВШЭ и ЦПМ
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина "Экономика для неэкономистов" входит в вариативную часть бакалаврской и магистерской программ "Совместный бакалавриат НИУ ВШЭ и ЦПМ" и "Совместная магистратура НИУ ВШЭ и ЦПМ". Дисциплина читается в on-line курсе на платформе Coursera. Следует уточнить порядок записи на дисциплину в учебном офисе образовательной программы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Задача курса - дать базовые основы экономической грамотности и "экономического образа мышления" слушателям-неэкономистам в рамках короткого курса и показать, как экономические знания могут применяться в реальной жизни.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обладает представлением о месте экономики среди общественных наук, а также об особенностях ее предмета и метода.
  • Понимает модели спроса и предложения; что такое рыночное равновесие на примере анализа работы валютного рынка; насколько оправдано государственное вмешательство в работу рынка. Знаком с понятием "эластичность".
  • Владеет основными понятиями теории фирмы.
  • Знать классификацию рыночных структур. Применять маржинальный анализ.
  • Знает особенности расчета ключевых макроэкономических показателей (номинальный и реальный ВВП). Может интерпретировать их динамику.
  • Знает модель совокупного спроса и предложения, основные факторы долгосрочного экономического развития страны.
  • Знает макроэкономическую модель (кругооборот доходов и расходов); откуда государства берут деньги и на что их тратят; как рассчитывать ВВП. Умеет сравнивать структуры ВВП разных стран.
  • Знает ключевые термины и понимает явления, происходящие в денежно-кредитной сфере макроэкономической жизни страны
  • Знает методологию составление платежного баланса. Рассчитывает влияние валютных курсов на спрос и предложение.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в экономическую теорию.
    Экономика, как наука. Предмет и метод экономической теории. Ограниченность и выбор. Основные термины и определения. Кривая производственных возможностей. Принципы абсолютного и сравнительного преимущества. Типы экономических систем.
  • Спрос и предложение.
    Спрос и предложение. 1. Спрос и предложение. Спрос и величина спроса, предложение и величина предложения. Неценовые детерминанты спроса и предложения. Рыночное равновесие. Сравнительная статика. Применение модели спроса и предложения: валютный рынок. Государственное вмешательство в работу рынка и его влияние на общественное благосостояние. Оправданные случаи государственного вмешательства: внешние эффекты и общественные блага. 2. Неявные предпосылки и ограничения модели спроса и предложения. Эффекты дохода и замены. Эластичности. Эластичность спроса по цене. Закон убывающей предельной полезности.
  • Производство и издержки.
    Фирма: основные определения. Производственная деятельность фирмы. Издержки фирмы глазами экономиста. Виды издержек: общие, переменные и постоянные издержки. Средние издержки. Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Предельная выручка и предельные издержки. Маржинальный анализ и условие максимизация прибыли.
  • Типы рынков.
    Классификация рыночных структур. Оптимальный выбор фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Монополия. Естественная монополия. Ценовая дискриминация. Олигополия. Теория игр.
  • Введение в макроэкономику.
    Макроэкономический кругооборот доходов и расходов. Государство и внешний мир в модели кругооборота. Сальдо государственного бюджета и торгового баланса.
  • Основные макроэкономические показатели.
    1.Способы расчета ВВП. Альтернативные показатели развития страны. Номинальные и реальные показатели. 2.Измерение темпа инфляции. Реальная и номинальная ставки процента. Паритет покупательной способности. Реальный и номинальный обменный курс. Уровень безработицы.
  • Экономический рост и цикл.
    Долгосрочный и краткосрочный анализ в макроэкономике. Экономический рост и колебания экономической активности (экономический цикл). Фазы экономического цикла. Про-, контр- и ациклические макропоказатели. Причины колебаний экономической активности. Модель совокупного спроса и совокупного предложения.
  • Монетарная и фискальная политики.
    Государственные макроэкономические политики: фискальная и монетарная политики. Различные задачи фискальной политики. Мультипликационный эффект. Сокращение неравенства доходов. Недостатки фискальной политики. Денежная масса. Деньги и их функции. Эволюция денег. Кредитная мультипликация. Монетарная политика: механизмы работы. Возможные причины неэффективности монетарной политики.
  • Открытая экономика.
    Открытая экономика: ВВП и ВНД. Платежный баланс, валютный рынок и центральный банк. Валютные кризисы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий тесты в on-line курсе
  • неблокирующий экзамен
    При необходимости возможна организация письменного экзамена в онлайн формате с использованием платформы Zoom. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Во время экзамена камера и микрофон у студента должны быть постоянно включены, студент не должен выходить из поля зрения камеры. Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу Zoom, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность (иметь при себе на столе студенческий билет с фотографией). Во время экзамена студентам запрещено: общаться, в том числе в социальных сетях и по телефону, списывать, выключать камеру или микрофон, пользоваться конспектами и подсказками (использование любых информационных материалов на бумажных, электронных и любых иных носителях), присутствие посторонних в комнате. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи на минуту и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Разрешено использование простого калькулятора, который должен постоянно находиться в поле зрения видеокамеры. По завершении экзамена ответы на задания должны быть в ограниченное время (5 минут) отсканированы (сфотографированы) и отправлены на электронную почту экзаменатору dszukhba@hse.ru. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Результирующая оценка рассчитывается по формуле: Орезульт. = 0,4 • Онакоплен. + 0,6 • Оэкз. Накопленная оценка – это средневзвешенная оценка за тесты.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Экономикс, Мэнкью Н. Г., Тейлор М. П., 2013