• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Экономика программной инженерии

Статус: Курс обязательный (Программная инженерия)
Направление: 09.03.04. Программная инженерия
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Лифшиц Алексей Александрович, Шатилов Максим Петрович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

В учебной дисциплине рассматриваются основы экономики производства сложных программных продуктов высокого качества, которые базируются на традиционных принципах и методах экономики разработки сложных технических систем. Создание таких программных продуктов, связанных с большими затратами, определяет необходимость специальных подходов анализа, планирования, а также производственных процессов создания программных продуктов. В рамках учебной дисциплины рассматриваются продуктовые стратегии софтверных и интернет компаний, дается представление о современных подходах к стоимостной оценке разработки программного обеспечения, рассматриваются основные продуктовые метрики и различные модели монетизации программных продуктов
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • дать систематизированное представление об экономике программной инженерии
  • дать представление о ключевых стратегиях софтверных\интернет компаний – каким образом найти баланс между продуктовым и сервисным бизнесов, выбор горизонтальных и вертикальных стратегий завоевания рынка, способах преодоления «пропасти» при росте компании
  • дать систематизированное представление о современных подходах к стоимостной оценке разработки программного обеспечения, методах ее проведения, моделях трудоемкости разработки
  • формирование у студентов профессиональных компетенций, связанных с использованием теоретических знаний в области оценки трудоемкости и стоимостной оценке разработки программного обеспечения
  • формирование у студентов профессиональных компетенций, связанных с применением теоретических знаний при проектировании софтверных\интернет продуктов и стоимости вывода их на рынок
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иметь представление об основных понятиях экономики разработки программного обеспечения
  • Иметь представление об экономической эффективности программного продукта
  • Иметь представление о факторах, влияющих на стоимость разработки программного обеспечения
  • Иметь представление об эволюции экономики программирования
  • Иметь представление о балансе продуктового и сервисного бизнеса
  • Иметь представление о горизонтальных\вертикальных стратегиях завоевания рынка
  • Иметь представление о корпоративных (enterprise) против частных (consumer customer) клиентах софтверных\интернет компаний
  • Иметь представление о преодолении пропасти (crossing the chasm)
  • Иметь представление о продукте как сервисе (SaaS)
  • Иметь представление о преодолении пропасти (crossing the chasm) в развитии рынка линейки продуктов, разрабатываемой компанией
  • Иметь представление о понятии сбалансированной экономики
  • Иметь представление о стадии развития рынка
  • Иметь представление о характеристиках различных типов рынков программных продуктов
  • Иметь представление о методологии Customer Developmen
  • Иметь представление о понятии метрики при разработке программного обеспечения, классификация метрик
  • Иметь представление о метрике процесса, метрике проекта, метрике продукта
  • Иметь представление об измерении размера программного обеспечения
  • Иметь представление о связи трудоемкости и стоимости разработки программного обеспечения
  • Иметь представление о проектном подходе к оценке стоимости разработки программного обеспечения
  • Иметь представление об основных принципах оценивания стоимости разработки программного обеспечения
  • Иметь представление о методах Function Points, Early Function Points и Use-Case Points
  • Иметь представление о понятии технологического стартапа
  • Иметь представление об экономике технологического стартапа на ранних этапах становления компании
  • Иметь представление о действиях в условиях большой степени неопределенности: Agile Product Development + Customer Development
  • Иметь представление о понятиях Product-Market Fit и Pivot бизнес-модели технологической компании
  • Иметь представление об инновациях в области аккаунтинга
  • Иметь представление метрике процесса, метрики проекта, метрики продукта
  • Иметь представление о разнице использования метрик между студиями Discovery, Validation против Efficiency, Scale
  • Иметь представление о разнице между Vanity и Actionable метриками
  • Иметь представление о моделе AARRR
  • Иметь представление о понятии CAC, LTV
  • Иметь представление о техниках уменьшения стоимости привлечения пользователи технологического продукта
  • Иметь представление о техниках и подходах к увеличению показателя LTV пользователя технологического продукта
  • уметь формировать монетизационные стратегии софтверных\интернет продуктов
  • Иметь представление о разнице между Venture Capital, Private Equity, Public Markets, Real Assets
  • Иметь представление о венчурном капитале с точки зрения венчурного капиталиста
  • Иметь представление о венчурном капитале с точки зрения предпринимателя
  • Иметь представление о MVP, PMF, AUX, ACQ, WIN
  • Иметь представление о необходимых артефактах для привлечения венчурного капитала в технологическую компанию
  • Иметь представление о необходимых составных элементах для инвестиционной презентации
  • Иметь представление о практических рекомендациях что стоит и чего не стоит делать при подготовке инвестиционной презентации
  • Иметь представление об инвестиционной презентации с точки зрения венчурного инвестора
  • Иметь представление о бизнес модели с экономической точки зрения
  • Иметь представление о постоянных, переменных издержках, маржинальности, P&L Statement, Cash Flow Statement
  • Иметь представление о финансовом планировании и прогнозировании
  • Уметь применять навыки финансового моделирования для моделирования роста софтверных\интернет компаний.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в экономику программной инженерии
  • Стратегия софтверных\интернет компаний
  • Технологическая идея, программный код, программный продукт, софтверная компания
  • Принципы и методы стоимостной оценки разработки программного обеспечения
  • Создание технологической компании (стартапа)
  • Метрики софтверных\интернет компаний
  • Привлечение пользователей и монетизация
  • Предпринимательство и венчурный капитал
  • Инвестиционная презентация, бизнес модель, финансовый план
  • Финансовое моделирование для технологических компаний
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домащняя работа (ДР)
    Домашнее задание включает проработку идеи софтверного\интернет продукта, разработку бизнес модели и модели монетизации продукта, проведение оценки стоимости разработки программного продукта. По домашнему заданию оформляется отчет в электронном виде. Домашнее задание размещается в LMS в разделе «Проекты». В установленный срок студент загружает в LMS архив, содержащий полностью оформленный отчет и программу решения контрольного домашнего задания.
  • неблокирующий Колоквиум (К)
    Коллоквиум предусматривает работу студентов на практических занятиях, решение различных кейсов по темам лекций.
  • неблокирующий Экзамен 1 (Э1)
  • неблокирующий Экзамен 2 (Э2)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Домащняя работа (ДР) + 0.2 * Колоквиум (К) + 0.5 * Экзамен 1 (Э1)
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Домащняя работа (ДР) + 0.3 * Колоквиум (К) + 0.5 * Экзамен 2 (Э2)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Программная инженерия : методологические основы, учебник, Гос. ун-т Высшая школа экономики, 608 с., Липаев, В. В., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Человеческие факторы в программной инженерии: рекомендации и требования к профессиональной квалиф... : учебник, Липаев, В. В., 2009