Бакалавриат
2019/2020
Психологическая помощь детям и родителям
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Антонова Анна Валерьевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина направлена на подготовку ознакомление студентов с основными видами деятельности психолога, работающего с детьми и их родителями (официальными представителями и иными специалистами), а также на ознакомление с методиками взаимодействия с детьми разного возраста.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Психологическая помощь детям и родителям» является формирование профессиональных навыков, необходимых для оказания психологом помощи детям любого возраста и их родителям, а также иным взрослым, взаимодействующим с детьми
Планируемые результаты обучения
- понимание специфики работы психолога с детьми и родителями
- умение подобрать подходящие (адекватные) ситуации виды помощи
- Студент должен продемонстрировать умение подобрать инструментарий, использовать его в соответствии с целями и задачами психологического воздействия, умение анализировать процесс и результаты проведенной работы, а также навык организации обратной связи
- Студент должен продемонстрировать умение подобрать инструментарий, использовать его в соответствии с целями и задачами психологического воздействия, умение анализировать процесс и результаты проведенной работы, а также навык организации обратной связи.
- знание основных маркеров физического и психологического насилия; знание алгоритма действия психолога в кризисной ситуации
- понимание особенностей работы педагога-психолога
Содержание учебной дисциплины
- Специфика работы с детьми и родителямиСемья как система. Требования профессиональной этики и психологической безопасности при работе с клиентами. Трудности, с которыми может столкнуться молодой специалист. Определение необходимости участия врачей, психотерапевтов, психологов-консультантов и других помогающих специалистов в работе с клиентом.
- Виды помощиОпределение основных видов и направлений психологической помощи детям и родителям (консультирование и психотерапия, психодиагностика, психокоррекция, тренинговые и развивающие занятия, психо-профилактика)
- Психологическая работа с детьми разного возраста и их родителямиОсобенности оказания психологической помощи семье с детьми разных возрастных групп.
- Психодиагностика при работе с детьми и родителямиОснования для использования психодиагностических методов при оказании психологической помощи детям и родителям. Типология методик диагностики детско-родительских отношений. Другие методики для детей и взрослых.
- Помощь детям и родителям в кризисных ситуацияхПомощь семье при суицидальном риске. Помощь семье группы риска и попавшей в тяжелую жизненную ситуацию.
- Помощь детям и родителям в образовательном учрежденииОсобенности и специфика работы психолога в образовательном учреждении. Образовательная политика. Модель работы педагога-психолога в ОУ. Содержание работы педагога-психолога. Нормативная документация. Родительский клуб и дистанционная работа с детьми и подростками.
Элементы контроля
- Аудиторная активностьКритерии оценивания активности на занятии варьируются от 0 до 1 баллов: 0 баллов – не посетил занятие; 0,5 баллов – посетил занятие, однако не был включен в работу/задал один вопрос; 1 балл – высокая активность;
- Домашнее задание
- Домашнее задание 2
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.5 * Аудиторная активность + 0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Домашнее задание 2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- БАЕВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА. (2016). Психология безопасности: теоретическая основа помощи в экстремальной ситуации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.89088E9A
- Венгер А. Л., Морозова Е. И. - КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 312с. - ISBN: 978-5-534-03304-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/klinicheskaya-psihologiya-razvitiya-437534
- Грецов, А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание : практическое руководство / А. Грецов. — Санкт-Петербург : Питер, 2011. — 416 с. - ISBN 978-5-459-00887-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055395 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055395
- ДУБРОВИНА И.В. (2014). Психологическая Культура Родителей Как Участников Образовательного Процесса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.87461CC9
- Забродин, Ю., & Рубцов, В. (2012). Новая Школа И Проблемы Психолого-Педагогического Образования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.45C6E406
- Ковров Владимир Викентьевич, & Kovrov Vladinir Vikentievich. (2015). Психологические и педагогические критерии и показатели агрессии и насилия в межличностном взаимодействии подростков. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.83DEDD4
- Ковров Владимир Викентьевич, & Kovrov Vladinir Vikentievich. (2015). Угрозы и риски агрессии и насилия в межличностном взаимодействии подростков: социально-психологический аспект. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E15E48E1
- Ковров, В. (2012). Психологическая Безопасность Детей, Находящихся В Трудной Жизненной Ситуации В Образовательной Среде Школы: Опыт Эмпирического Исследования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DCC3C479
- Хухлаева О. В. - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ОБРАЗОВАНИИ. ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 353с. - ISBN: 978-5-534-06780-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologicheskaya-sluzhba-v-obrazovanii-shkolnyy-psiholog-441144
- Шойгу, Ю. С., & Филиппова, М. В. (2015). Этические Аспекты Экстренной Психологической Помощи Представителям Разных Культур. Moscow University Psychology Bulletin, (3), 108–116. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=117146671
Рекомендуемая дополнительная литература
- Донцов А. И., Зинченко Ю. П., Зотова О. Ю., Перелыгина Е. Б. - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 222с. - ISBN: 978-5-534-09996-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologicheskaya-bezopasnost-lichnosti-429117
- Дубровина И. В. - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ШКОЛЬНИКОВ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 140с. - ISBN: 978-5-534-09864-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologicheskoe-blagopoluchie-shkolnikov-438917
- ДУБРОВИНА И.В. (2012). Индивидуальный Подход К Ребенку В Контексте Реализации Ресурса Его Творческого Потенциала. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A8E633B8
- ПРОХОРОВА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА. (2008). Методические Рекомендации К Составлению Рабочего Графика Педагога-Психолога Дошкольного Учреждения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.70FAED31
- Смирнова Е.О. - Детская психология (для бакалавров). Учебник - КноРус - 2019 - 279с. - ISBN: 978-5-406-06504-4 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929971
- Филиппова, М. В. (2015). Культурно-Этническая Принадлежность Как Фактор Регуляции Поведения Пострадавших В Чрезвычайных Ситуациях. Moscow University Psychology Bulletin, (2), 128–133. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=117129284