• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Историческая текстология

Статус: Курс обязательный
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Современная историческая наука в преподавании истории в школе
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Курс дает представление о текстологии как о самостоятельной специальной исторической дисциплине, являющейся важной составной частью профессиональной подготовки историка. В курсе подробно разбираются теоретические вопросы, связанные с определением текста как источника ретроспективной информации, основные термины исторической текстологии, показывается, в чем состоит ее отличие от классической филологической текстологии. Рассматривается специфика текстологических процедур в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании, прослеживается тесная связь исторической текстологии с различными специальными историческими и вспомогательными для истории дисциплинами. Цикл дисциплин направления; Базовая часть. Формат изучения дисциплины: Без использования онлайн курса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с базовыми принципами, понятиями, приемами и методами текстологического исследования. Курс предполагает, что магистранты овладеют теоретическими основами текстологического исследования, приобретут навыки текстологического анализа и умение использовать данные и методы современной критики текста в источниковедческом и конкретно-историческом исследовании.
  • знакомство магистрантов с понятийным аппаратом историко-текстологического исследования
  • освоение процедуры текстологического анализа
  • приобретение навыков текстологического анализа, фиксации, корректного истолкования и использования полученных результатов
  • формирование у студентов профессиональных навыков критического восприятия и анализа исторических текстов разных жанров и эпох
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • студент обладает знаниями базовых понятий исторической текстологии
  • студент дает определение объекта и предмета изучения исторической текстологии
  • студент усваивает критерии отнесения текста к числу исторических источников
  • студент владеет принципами отображения реальности в исторических источниках
  • студент корректно использует текстологическую терминологию в конкретно-исторических исследованиях
  • студент дает определения текста, списка, извода и редакции
  • студент обладает общими представлениями о специфике отображения реальности в текстах
  • студент корректно использует специальные термины текстологии
  • студент использует специфические текстологические методы работы
  • студент обладает знаниями базовых понятий, критериев и принципов изучения истории текста исторического источника
  • студент дает квалификацию основных этапов развития текста как исторических источников
  • студент владеет основными принципами составления генетического досье исторического источника
  • студент использует специальные методы анализа ретроспективной информации, сохранившейся в исходном тексте, его изводах и редакциях
  • студент работает со списками исторического источника как специфическими носителями ретроспективной информации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Объект, предмет, цель, задачи и методы исторической текстологии. Понятийный аппарат текстологии.
    Зарождение и развитие критики текста (текстологии). История текстологии в России. Место текстологии в гуманитарных исследованиях. Текстология и историческое источниковедение. Текст. Внутренняя и внешняя форма текста. Список. Оригинал и копии. Черновик и беловик. Генетическое досье. Произведение (памятник). Редакции. Изводы. Протограф. Архетип. Автор, составитель, редактор. Генетическая критика. Генетическое досье. Авантекст.
  • Тема 2. Установление текста. Основы текстологического анализа
    Прочтение текста списка. Палеография и текстология. Выявление структуры текста. Деление на слова. Расстановка знаков препинания. Замысел произведения. Происхождение и выявление ошибок. Объяснение ошибок. Конъектуры. Проблема понимания текста. Фиксация и интерпретация «темных мест». Методика текстуального сравнения. Установление разночтений и общих мест. Способы фиксации разночтений. Объяснение выявленных разночтений. Установление вставок и пропусков. Цитаты и их место в изложении. Центонно-парафразный принцип построения текстов. Установление относительной хронологии текстов.
  • Тема 3. Изучение истории текста. Генетическое досье и методы его формирования
    Датировка этапов развития текста. Определение места возникновения произведения. Выяснение причин и условий появления и редактирования текста. Атрибуция текста. Определение замысла произведения и его редакций. Генетическая критика. Предмет и метод генетической критики. Приоритеты генетической критики. Объект и цели генетической критики. Теоретическая и практическая задачи генетической критики. Гипертекст. Понятие генетического досье. Транстекстуальность и интертекстуальность. Синоптическая таблица материалов. Ретроспективность генетического анализа.
  • Тема 4. Фиксация результатов текстологического исследования
    Стеммы. Текстологические реконструкции: функции и научная ценность. Реконструкции текста. Публикация текста. Типы изданий. Выбор основного текста. Фиксация разночтений. Расположение текстов редакций и состав текста.
  • Тема 5. Замысел произведения и его роль в эволюции текста
    Замысел как основа текста произведения. Замысел и авантекст. Генетическое досье и выявление авантекста произведения. Авантекст как реконструкция последовательности генезиса текста. Замысел и проблема понимания текста в целом и его фрагментов. Верификация выявленного замысла. Смысловые уровни текста.
  • Тема 6. Текстологическое структурирование ретроспективной информации исторического источника
    Структура ретроспективной информации в историческом источнике. Возможности и пределы использования данных и методов текстологии в структурировании ретроспективной информации источника. Виды ретроспективной информации, выделяемой с помощью текстологического анализа. Понятие информации верифицируемой, уникальной и повторяющейся. «Темные места» и их интерпретация. Верифицируемая информация. Методика идентификации информационных сообщений. Принципы необходимости и достаточности при идентификации информационных сообщений. Уникальная информация. Выделение уникальной информации. Принципы проверки уникальной информацией. Информационный потенциал уникальных известий. Повторяющаяся информация. «Общие места» и «топосы». Теория «литературного этикета». Интертекст и интертекстуальность. Цитаты прямые и косвенные. Центоны. «Память контекста» цитат. Реминисценции, аллюзии и парафразы. Центонно- парафразный принцип построения античных и средневековых текстов. Место повторяющейся информации в понимании смысла текста.
  • Тема 7. Место текстологического анализа в общей характеристике исторического источника. Использование результатов текстологического анализа в исторической реконструкции
    Понятие общей характеристики исторического источника. Общая характеристика исторического источника как основа его понимания. Герменевтическая ситуация. Герменевтический круг. Текстологический анализ и выявление верифицируемых оснований для «скачка» в герменевтический круг. Верификация понимания текста и его фрагментов с помощью данных и методов текстологии. Корректировка общей характеристики текста источника данными и методами текстологии. Определение возможностей использования исторического источника в исторической реконструкции. Верифицируемая информация источника как основа верифицируемой исторической реконструкции. Возможности и пределы использования уникальной информации источника в исторической реконструкции. Место повторяющейся информации в исторической реконструкции. Профессиональная экспертиза исторической реконструкции
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Домашнее задание (неблокирующий)
  • Активность на семинарах (неблокирующий)
  • Реферат (неблокирующий)
  • Устный опрос (неблокирующий)
  • Экзамен (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Активность на семинарах + 0.15 * Домашнее задание + 0.15 * Реферат + 0.15 * Устный опрос + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Источниковедение : учеб. пособие, Данилевский, И. Н., 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Теория истории : Учеб. пособие для студентов вузов, Румянцева М. Ф., 2002