• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Экономические аспекты мировых культур и религий

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Мировая экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Коваль Татьяна Борисовна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предназначен для студентов, обучающихся на 3 курсе по направлению «Мировая экономика", в качестве лекционного по выбору. Курс позволяет выявить общее и особенное в подходах различных религий к проблеме собственности и богатства, знать историю развития религиозной социальной мысли. Особый акцент сделан на сравнении мировых религий в контексте культурного цивилизационного развития. Подробно освещается специфика христианской социально-экономической мысли, рассматриваются,сравниваются между собой православная, католическая и протестантская традиции, а также проводится их сопоставительный анализ с другими религиями. Мотивация и этика труда, ритм труда и отношение к рабочему времени рассматриваются в более широком контексте, а именно выводятся из представлений о смысле и ценностях земной жизни и различных религий и культур.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • в соответствии с требованиями обязательного государственного образовательного стандарта и достижениями современной науки дать студентам общие представления о развитии социально-экономической мысли в различных религиях, культурах и цивилизациях
  • рассмотреть наиболее крупные и значимые религиозные традиции мира и проследить связь их вероучительных постулатов, представлений о Боге, мире и человеке с отношением к труду, собственности и богатству
  • дать представление об основных универсальных принципах экономической этики, специфики их обоснования в различных традициях и отражении в сакральных текстах
  • рассказать об особенностях монотеистических религий и их подходов к хозяйственной деятельности, материальным благам и неравенству, рассмотреть основные этапы истории христианской социально-экономической мысли
  • познакомить студентов с современными социальными учениями РПЦ, Католической церкви и основных протестантских деноминаций
  • рассмотреть особенности хозяйственной этики ислама и современного банкинга
  • проследить влияние религиозных социально-экономических воззрений на экономическое поведение в современном обществе
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет основы вероучения наиболее значимых религий и их влияние на социально-экономическую этику
  • Владеет информацией о подходах монотеистических религий (иудаизма, христианства и ислама) к собственности и богатству
  • Определеяет основные принципы внеэкономической (религиозной) мотивации труда
  • Анализирует современные проблемы, связанные с религией и культурным разнообразием
  • Имеет навыки критической оценки, Умеет отстаивать свои убеждения, самостоятельно мыслить
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в предмет. Религия, культура и экономика.
    Методы изучения религиозных традиций. Религия и духовная культура в история человечества. Теория К. Ясперса об «осевом времени». Религиозное многообразие мира. Роль религий в современном мире. Проблема взаимосвязи религии и экономики. Универсальные принципы хозяйственной этики в различных религиях и культурах. Определение базовых постулатов, влияющих на формирование духовных основ деловой культуры.
  • Социально-экономическая этика и религиозные представления архаических обществ и древних цивилизаций
    1) Архаические культы и обеспечение земного благополучия. Промысловая магия. Этические нормы в архаических обществах и вопрос о жизнеобеспечении. Возникновение имущественного неравенства и этика богатства. 2) Цивилизации «доосевого времени»: Шумер и Египет. Религиозные представления шумеров. Труд как повинность, наложенная богами. Жрецы и их роль в экономической жизни. Социальная ответственность царя. Законы Хаммурапи. Памятники древней литературы о труде, собственности, богатстве и социальной справедливости. Особенности религиозных представлений в Древнем Египте. Блага мира для человека. Фараон, жрецы и храмовое хозяйство. Милосердие и благотворительность в системе нравственных добродетелей.
  • Отношение к земной жизни и ее благам в духовных традициях Индии и Китая
    1) Мотивация туда и отношение к бедности и богатству в духовно-религиозных традициях Индии. Особенности социальной этики индуизма. Варны и касты. Карма и дхарма. Индуизм в современной Индии и его социально-экономические установки. Джайнизм: крайности аскезы и принцип ахимсы. Роль джайнов в современной Индии. Обогащение без привязанности к богатству. Жизнь и учение Будды. Нравственные заповеди буддизма. Основные направления в буддизме. Буддизм в ракурсе экономики. Современные модели "буддийской экономики". 2) Духовно-религиозные традиции Китая. Труд как искусство Общие исходные постулаты даосизма и конфуцианства. Концепция «инь-ян». Книга «И цзин» как матрица китайской культуры и цивилизации. Понятие о Дао и профессиональное совершенствование. Социальные аспекты учения Лао-цзы и профессия как искусства в трактатах Чжуан-цзы. Социально-политические эгалитарные движения на основе даосизма. Конфуций, конфуцианская традиция. Культ труда. начение духовных традиций Китая для его экономического развития. Есть ли пределы роста? Конфуцианское наследие в современном Китае. Идеал средне зажиточного общества.
  • Античное наследие (Древняя Греция и Рим)
    1) Значение античного наследия для европейской цивилизации. Основные общие подхода к проблеме собственности и богатства в античности. Труд у Гомера. «Труды и дни» Гесиода. Философская этика античности и приоритет духовного над материальным. Социальные идеалы и добродетели у Платона и Аристотеля. 2) Поздние римские стоики и их социально-экономические идеалы. Марка Аврелий и Цицерон о частной собственности и общем благе.
  • Труд и богатство в Библии. Ветхий Завет. Иудаизм
    1) Общие сведения о Библии. Нравственный Закон как выражение воли Бога. Декалог Моисея и заповеди, касающиеся собственности. Проблема труда, собственности и богатства в Книге Бытия. Богатство как Божье благословение. Понятия о праведном и неправедном богатстве. Книга Иова и проблема страданий праведников. 2) Иудаизм в прошлом и настоящем. Активная жизненная позиция и ответственность перед Богом. Талмуд о труде и благотворительности. Основные течения в современном иудаизме. "Альтернативный социализм" - теория и практика израильских кибуцей.
  • Бедные и богатые Нового Завета. Патристика
    1) Общее представление о Новом Завете, его книгах и авторах. Евангелие о жизни и учении Иисуса Христа. «Кенотический путь» и добровольная бедность. Искушения в пустыне. Их трактовка Ф. М. Достоевским и С. Н. Булгаковым. Нагорная проповедь. Заповедь любви – основа евангельской социальной этики. Основные темы и притчи о богатых и бедных. Обобществление собственности в раннехристианских общинах. 2) Святоотеческое наследие и два подхода к богатству и бедности. Раннее монашество и идеал «нестяжательности». Византийский идеал симфонии церкви и государства. Его социальные последствия. Зарождение социального учения на христианском Западе. Кому и как нужно благотворить? Концепция «двух градов» Августина Блаженного и два модуса бытия.
  • Труд, собственность и богатство в русской православной традиции. Современное социальное учение РПЦ
    1) Православный тип религиозной личности. Эсхатологизм, молитвенно-созерцательный характер и монашеский этический идеал. Русское монашество и его влияние на мирскую этику. Иосифляне и нестяжатели. Экономические идеалы «Домостроя» Сильвестра. Феномен старообрядчества. Русские святые XVII- XIX вв. о целях и ценностях земной жизни. 2) «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000г.) и другие церковные документы о социально-экономических и политических вопросах. Проблемы и противоречия современной религиозной ситуации в России.
  • Личность, собственность и экономическая деятельность в социальном учении Католической церкви
    1) Общая характеристика католического подхода к земной деятельности и хозяйству. Особенности социальной мысли схоластов 2) Разнообразие религиозных орденов и их подходов к богатству. св. Франциск versus Х. М. Эскрива де Балагер (Опус Деи). 3) Социальные энциклики папства. Современное социальное учение о труде, собственности и богатстве. Бенедикт XVI о моральном измерении экономики и причинах современного мирового экономического кризиса.
  • Протестантизм и дух капитализма Современная протестантская мысль о социальной справедливости
    1) Возникновение протестантизма. Религиозные воззрения М. Лютера и новый взгляд на хозяйственную деятельность. Теория М. Вебера о протестантской этике и ее влиянии на развитие капитализма. Вероучение Ж. Кальвина. Предопределение и богатство. 2) Проблемы социального и экономического развития в современном протестантском богословии. Этика труда в современном американском протестантизме.
  • Экономическая и социальная этика в исламе
    1) Возникновение ислама. Жизнь Мухаммада (социально-экономический аспект). Торговля как лучшее занятие. Социально-экономическая тема в Коране, Сунне и хадисах. Ислам и социальная справедливость. Этика труда. Закят и его экономическое значение. Проблема частной собственности. 2) Запрет ростовщичества, монополий и чрезмерного риска. Особенности современного исламского банкинга. Является ли исламская экономика альтернативой капитализму и социализму?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий оценки за активность и качество работы на занятиях
  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в устной форме. (Прошел 26.03.2020) Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено: пользоваться подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена не считается, т.к. экзамен прошел в конце 3 модуля в офлайне. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * оценки за активность и качество работы на занятиях + 0.3 * Посещаемость + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Пивоваров Д. В. - КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ: САКРАЛИЗАЦИЯ БАЗОВЫХ ИДЕАЛОВ. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 248с. - ISBN: 978-5-534-05420-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kultura-i-religiya-sakralizaciya-bazovyh-idealov-441585
  • Тысячелетнее царство (300 - 1300). Очерк христианской культуры Запада, Воскобойников, О. С., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Избранное. Протестантская этика и дух капитализма, Вебер, М., 2013