Бакалавриат
2019/2020
Типологические и теоретические подходы к словообразованию
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Пименова Наталья Борисовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с основными сведениями о проблеме словообразования, систематизирует знания о типологии словообразования в языках мира, формирует понимание межпредметных связей и развитие концептуального мышления.
Цель освоения дисциплины
- подготовка студентов к пониманию проблематики, стоящей в центре современных исследований словообразования
- развитие стереоскопического видения проблем строения слова и аспектов соотношения морфологии и лексики
- формирование у студентов-лингвистов теоретических знаний в области теории и типологии словообразования
- формирование у студентов понимания межпредметных связей и развитие концептуального мышления
- формирование у студентов навыка анализа языковых данных
Планируемые результаты обучения
- знать базовую лингвистическую терминологию дисциплины
- знать правила словообразовательного анализа слова и членения системы словообразования
- уметь проводить словообразовательный анализ слова, отличая различные теоретические подходы
- проводить словообразовательный анализ слова, отличая различные теоретические подходы
- знать основные типологические черты словообразования крупных языковых ареалов
- знать состав основных теоретических подходов к исследованию словообразования
- уметь аннотировать и реферировать научные тексты по теме
Содержание учебной дисциплины
- Словообразование в языках мира: языковое разнообразиеВиды значений, кодируемых в языках мира с помощью словообразовательных средств. Слово и морфема. Способы описания словообразовательной системы языка.
- Техника и теория словообразовательного анализаАреал: Австронезия.
- Параметры сопоставления словообразовательных системАреал: Уральские и индоевропейские языки
- Теория словообразования и типология.Ареал: Южная Америка. Ареал: Япония. Ареал: Сино-тибетские языки. Эволюция деривационных образцов и систем. Словообразование в индоевропейском праязыке.
- Ономасиологические и когнитивные теории: подведение итогов
- Каноническое словообразование и поиски универсалий
Элементы контроля
- Аудиторная работаВ случае отсутствия студента по уважительной причине аудиторные работы и контрольные работы могут быть сданы в течение учебного года или непосредственно перед сессией (по решению преподавателя).
- Домашние заданияДомашние задания сдаются в установленный срок, выполнение домашних заданий более чем через две недели после установленного срока допускается только по уважительным причинам.
- Контрольные работыРезультирующая оценка за текущий контроль является средним арифметическим оценок за выполненные студентом аудиторные контрольные работы (блиц-опросы). В случае отсутствия студента по уважительной причине аудиторные работы и контрольные работы могут быть сданы в течение учебного года или непосредственно перед сессией (по решению преподавателя).
- ЭкзаменНа сдаче экзамена или пересдаче студенту может быть предоставлена возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. Штрафные баллы за факт пересдачи экзамена не начисляются. Вторая пересдача экзамена (перед комиссией) производится по общему экзаменационному комплекту материалов и по тем же правилам.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашние задания + 0.2 * Контрольные работы + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бутакова Л.О. - Морфемика и словообразование: учебное пособие для магистрантов филологических специальностей - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 228с. - ISBN: 978-5-9765-1227-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/106836
Рекомендуемая дополнительная литература
- Глинкина Л.А. - Русское словообразование в историческом освещении: материалы к спецкурсу и спецсеминару для филологов-магистрантов и аспирантов - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 118с. - ISBN: 978-5-9765-3744-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/110775