• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Философия европейской драмы

Направление: 41.04.04. Политология
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Драма развивалась не по общим законам литературного процесса, в истории и философии драмы выделяются отдельные циклы, нередко оторванные друг от друга, причем ее расцвет обычно обнаруживается в небольшом числе «ареалов». 1-й цикл начинается в культурах Древнего Востока (древнеегипетский ареал, мистерии, посвященные мифу об Осирисе). 2-й цикл, т. н. «первый золотой век драмы», связан с Древней Грецией, где драма возникла на рубеже VI–V вв. до н. э., выдвинула великих трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида, комедиографа Аристофана, теоретика драмы Аристотеля. 3-й цикл, «первый серебряный век драмы», развился в античном ареале (эллинистичекая Древняя Греция и Рим), римские комедии (Плавт, Теренций), трагедии (Сенека) впоследствии оказали большое влияние на европейскую драму.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Задача курса – дать последовательное представление об истории европейской и русской драмы, приемах анализа драматических произведений от античности до XX века. В результате освоения дисциплины магистрант должен: Знать: основные подходы к интерпретации и приемы анализа драматических произведений, входящих в школьную программу. Уметь: сопоставляя различные принципы интерпретации и анализа текста, предлагать собственную целостную характеристику отдельного произведения, группы произведений одного автора, определенного этапа развития драматической литературы; Иметь навыки (приобрести опыт): комментирования и интерпретации драматургии на основе существующей традиции и собственного опыта, применяя полученные умения в собственной педагогической практике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Адекватно воспринимает, глубоко понимает и точно воспроизводит системно организованные сведения из истории художественной литературы, активно читает художественные тексты, находит необходимую дополнительную информацию для их углубленного понимания.
  • Анализирует и сопоставляет изучаемые тексты, корректно интерпретирует их в широком историко- литературном, культурном, социально-политическом контексте.
  • Корректно излагает содержание классических и современных художественных текстов разных направлений, проводит адекватные параллели между фактами из истории литературы и культурной и политической истории, уместно применяет научный инструментарий при комментировании художественного текста.
  • Адекватно ставит исследовательский вопрос, понимает границы применимости тех или иных подходов к интерпретации и анализу текста.
  • Полно и точно анализирует, комментирует, реферирует и обобщает филологическую, историко-культурную информацию, корректно ссылается на труды предшественников и современников.
  • Различает тексты основных типов, видов и жанров, интерпретирует текст с учетом эпохи создания и социально- политического контекста.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Драма КАК ПОЭТИЧЕСКИЙ РОД.
    В отличие от других основных поэтических родов (эпического и лирического )полное и всестороннее раскрытие Драмы мыслимо лишь в сценическом овеществлении. Природа Драмы .двойственна: с одной стороны, это род искусства словесного, поэтического, с другой — драма предназначена служить объектом сценической интерпретации. Отсюда следует, что самая структура должна обладать такими качествами, которые позволили бы Драме как роду искусства словесного сохранить свою независимост ь и не превращаться из самостоятельного субъекта в объект для театральных опытов, позволили бы ей без нарушения основ своей собственной структуры — путем лишь соответственной модификации и приспособления словесного мат ериала — дать крепкий словесный остов для спектакля.Стремлением создать Драмы ка к исключительно словесное произведение, независимое от условий и условностей театра, и вызвано создание так наз. «драмы для чтения» (Lesedrama). В этом случае Драма теряет однако целый ряд своих специфических признаков, и прежде всего способность к сценическому овеществлению.
  • ПРОИСХОЖДЕНИЕ Драмы
    Вначале, в праистории поэтического и вообще художественного творчества, следует(как указывал А. Н. Веселовский) предположить известный синкретизм , не смешение, а отсутствие различия между определенными поэтическими родами, поэзией и другими искусствами, нечто, до сих пор живущее в поэзии народного обряда. Этот синкретизм ярко выражен в старогреческих народных празднествах в честь Диониса, где он сопровождается известным мимическим действом, выражающим телодвижениями лиро-эпическую канву песни. Это —в одно и то же время и эпос, и лирика, не отделенные от музыки, и др.
  • АНТИЧНАЯ Драма
    Древнегреческая Д. развилась из ритуального действа (Д.— слово греческое и означает действо) в честь бога Диониса. Оно обычно сопровождалось хороводами, пляской и песнями(дифирамбами). Содержанием этих песен являлось сказание о похождениях Диониса. Исполнители их танцами и мимикой воспроизводили это сказание. Затем из среды хора выделился ведущий, которому отвечал хор. Роль его часто исполнялась существовавшими уже тогда профессионалами- актерами (плясуны,разные мастера потешные и т. п., они увеселяли обычно толпу на сборищах). Некоторые исследователи полагают, что в глубокой древности о страданиях бога Диониса рассказывал жрец, приносивший при этом на алтарь в жертву козла (козел по-гречески tragos, отсюда — трагедия).
  • Средневековая драма. Литургия. Мистерия
    Предел развития средневековой Д. полагается усвоением Ренессансом и реформацией форм античной трагедии,окончательно укрепляющихся в Д. классицизма. Мистерия, подвергающаяся запрету со стороны не только протестантских, но и католических властей, используется в качестве педагогического орудия в школе (см.«Драма школьная»), спускается в слои зажиточного крестьянства, где продолжает бытовать до XIX в. (см. Драма народная»); более стойкими оказываются малые аллегорически- дидактические жанры,оказывающие влияние и на творчество гуманистов.
  • Драма РЕНЕССАНСА
    Основные формы Д. Ренессанса складываются гл. обр. в Италии, которая раньше других стран Европы вступает на путь капиталистического развития. В Италии уже в XIII в. почти повсеместно феодализм побежден торговым капиталом, расцвет которого определяет ее культуру в течение XIII—XVI вв. Одним из проявлений успехов новой буржуазной культуры является значительный размах гуманистического движения , накладывающего свой отпечаток на итальянское искусство указанного периода. Наряд у с гуманистической философией, наукой, поэзией в эпоху Ренессанса большим влиянием пользуется также гуманистическая Д. (так наз. «ученая драма»), некоторыми своими сторонами соприкасающаяся со школьной Д. и комедией масок .
  • ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ К КЛАССИЦИЗМУ
    Конец Ренессанса является уже началом нового периода в истории зап.-европейской Д. Постепенно совершается переход к стилю классицизма. Начало этого периода в истории западноевропейского театра и Д. характеризуется переходом от сохранившихся еще в ряде стран мистериально-площадных форм драматического искусства к литературному театру. Эти переходные формы —английская Драма эпохи Елизаветы и испанская — Кальдерона, Лопе де Вега и др.
  • ЕЛИЗАВЕТИНСКАЯ Драма
    Елизаветинская драма связана с именем Шекспира и его культурным контекстом. Эпоха Шекспира — одна из эпох высшего подъема драматического творчества. Драма в это время не рассматривалась как «литература». Драматург за авторством не гнался, да и не всегда это было возможно. Традиция анонимной драмы шла от средневековья чрез бродячие труппы и продолжала еще действовать. Так имя Шекспира появляется под названиями его пьес только в 1593. То, что писал театральный драматург, он не предназначал для печати, а имел в виду исключительно театр.Значительная часть драматургов елизаветинской эпохи была прикреплена к определенному театру и брала на себя обязательство доставлять этому театру репертуар. Конкуренция трупп требовала огромного количества пьес. За период с 1558 по 1643 количество их исчисляют в Англии цифрой свыше 2 000 названий. Очень часто одну и ту же пьесу использует ряд трупп, переделывая каждую на свой лад,приспособляя ее к труппе. Анонимное авторство исключало лит-ый плагиат, и речь могла идти только о«пиратских» способах конкуренции, когда пьесу крадут на слух, по приблизительной записи и т. п. И в шекспировском творчестве мы знаем ряд пьес, являвшихся использованием сюжетов ранее существовавших Д.
  • Драма эпохи барокко. Испанская драма
    Значительную роль в истории европейской Д., особенно эпохи Барокко, сыграла испанская драма XVI— XVII веков. Если в Италии складываются основные формы ренессансной Д. (классическая комедия и трагедия, commedia dell’ arte), то в Испании, как в Англии, достигает особой напряженности процесс образования Д. барочной. Кальдерон и Шекспир —крупнейшие европейские драматурги эпохи Барокко. Постоянные театры возникают в Испании во второй половине XVI в. в Мадриде. Они имеют в основе не зал, а двор. Обычно для театра пользуются задними дворам и (patio), служившими для склада дров. Здесь сооружалась та примитивная сцена, о к- рой рассказывает Сервантес. Публика частью стояла на дворе, частью смотрела из окон прилегающего флигеля и чердаков. Сначала ни публика, ни актер ы небыли ничем защищены ни от солнца, ни от дождя. Позже стали покрывать сцену крышей, а patio для публики парусиной. Еще дальше вдоль стены стал и сооружать места для сидения в виде амфитеатра, а возле сцены начали ставить скамьи. Сцена, как и там, была двойная: две нижних площадки (передняя и задняя), отделенные занавеской, и верхняя.
  • Драма эпохи Просвещения (классицистическая драма)
    Рационалистическая эстетика классицизма, требующая оформления Д. как наглядной и очевидной логической структуры с резко и экономно обозначенным членением непрерывно развивающегося действия,ищет и находит себе опору в своеобразно интерпретируемой поэтике античной трагедии. Появившаяся впервые в переводе с греческого оригинала в 1498 «Поэтика» Аристотеля с требованием единства времени («один круговорот солнца», т.е. сутки) дала толчок к формулировке сразу трех единств—места, времени и действия. При этом «единство действия понимается не как единство драматического интереса, а как сужение фабулы до размеров одной основной ситуации, одного господствующего положения, где никакие эпизоды и произвольные вставки недопустимы и излишни, ибо они мешают ясности сценического изображения; единство времени и места implicite заключено уже в основной тенденции,продиктовавшей ограничение и отбор элементов фабулы; во взаимодействии с единой ситуацией минимальное время и не меняющееся место гарантируют сплошное развитие этой ситуации, не допускают внесения эпизодов и случайных немотивированных моментов» (Б. А. Кржевский, Театр Корнеля и Расина,1923).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Экзамен + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Агратина Е. Е. - ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ БАРОККО. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 111с. - ISBN: 978-5-534-06010-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teatralno-dekoracionnoe-iskusstvo-epohi-barokko-441727
  • Античная литература: Учебное пособие / Никола М.И., - 3-е изд., дополн. - М.:Прометей, 2011. - 336 с. ISBN 978-5-4263-0070-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/557906
  • Берсенева, Е.В. История театра : практикум для обучающихся по специальности 52.05.01 «Актерское искусство», специализации «Артист драматического театра и кино», квалификация выпускника «Артист драматического театра и кино» / Е.В. Берсенева. - Кемерово : КемГИК, 2018. - 48 с. - ISBN 978-5-8154-0451-9. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1041140
  • Виолле-ле-Дюк Э. - Жизнь и развлечения в средние века - Издательство "Лань" - 2014 - 367с. - ISBN: 978-5-507-37926-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/46377
  • Древнегреческая драма классического периода: Учебное пособие / Гиленсон Б.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 208 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-012027-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/550212
  • Коган П. С. ; Под ред. Дживелегова А.К. - ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ТЕАТРА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 173с. - ISBN: 978-5-534-05840-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ocherki-po-istorii-zapadnoevropeyskogo-teatra-441696
  • Мисюров Н.Н. - История западноевропейской литературы. Классицизм. Просвещение. Романтизм: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 48с. - ISBN: 978-5-9765-1231-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/105180
  • Мюллер В. К. - ДРАМА И ТЕАТР ЭПОХИ ШЕКСПИРА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 140с. - ISBN: 978-5-534-05602-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/drama-i-teatr-epohi-shekspira-441678
  • Новиков Н.И. - О поэзии классицизма - Издательство "Лань" - 2013 - 2с. - ISBN: 978-5-507-13485-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/14153

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Белинский В. Г. - О ТЕАТРЕ И ДРАМАТУРГИИ. 1840-1848 ГОДЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 367с. - ISBN: 978-5-534-11874-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/o-teatre-i-dramaturgii-1840-1848-gody-446326
  • Белинский В.Г. - Пантеон русского и всех европейских театров. Март - Издательство "Лань" - 2013 - 4с. - ISBN: 978-5-507-11353-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/8089
  • Бураченко А. И. - ИСТОРИЯ ТЕАТРА И КИНО 2-е изд. Практическое пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 47с. - ISBN: 978-5-534-11592-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-teatra-i-kino-445689
  • Венгеров С.А. - Статья, предваряющая Полное собрание сочинений Шекспира - Издательство "Лань" - 2013 - 3с. - ISBN: 978-5-507-11067-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/7862
  • Волошин М. А. - О ЛИТЕРАТУРЕ, ЖИВОПИСИ, ТЕАТРЕ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 225с. - ISBN: 978-5-534-05856-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/o-literature-zhivopisi-teatre-441833
  • Гладышев В.В. - Тексты и контексты: контекстное изучение драматических произведений: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 262с. - ISBN: 978-5-9765-2298-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/70332
  • Голубцов А.П. - Литургия в первые века христианства (из лекций) Часть 1 - Издательство "Лань" - 2014 - 23с. - ISBN: 978-5-507-37935-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/46441
  • Голубцов А.П. - Литургия в первые века христианства (из лекций). Часть 2 - Издательство "Лань" - 2014 - 25с. - ISBN: 978-5-507-37934-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/46440
  • Мисюров Н.Н. - Античная литература - живое наследие древних: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 89с. - ISBN: 978-5-9765-4245-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/123644
  • Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. - М., 1993. - 215 с. ISBN 5-201-01836 -Х - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/347052
  • Погребная Я.В. - История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 311с. - ISBN: 978-5-9765-1059-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/115878
  • Под ред. Полубояриновой Л.Н., Светлаковой О.А., Чамеева А.А. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. СРЕДНИЕ ВЕКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 214с. - ISBN: 978-5-9916-1270-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-srednih-vekov-i-epohi-vozrozhdeniya-v-2-ch-chast-1-srednie-veka-433198
  • Соловьев В.С. - Жизненная драма Платона - Издательство "Лань" - 2014 - 20с. - ISBN: 978-5-507-38871-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/48596
  • Шайтанов И. О. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 699с. - ISBN: 978-5-9916-3764-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-epohi-vozrozhdeniya-426185
  • Шпет Г.Г. - Театр как искусство - Издательство "Лань" - 2014 - 15с. - ISBN: 978-5-507-40669-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/51577
  • Эсхил -., Менандр -. ; Пер. Апт С. К. - АНТИЧНАЯ ДРАМА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 328с. - ISBN: 978-5-534-06641-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/antichnaya-drama-441954