Магистратура
2019/2020
Основы преподавания иностранных языков
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс адаптационный (Иностранные языки и межкультурная коммуникация)
Направление:
45.04.02. Лингвистика
Кто читает:
Школа иностранных языков
Где читается:
Школа иностранных языков
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Маркова Елена Сергеевна
Прогр. обучения:
Иностранные языки и межкультурная коммуникация
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям магистров, обучающихся по программе «Иностранные языки и межкультурная коммуникация», ранее не изучавшим дисциплину «Теория и методика преподавания иностранных языков». Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и магистров, проходящих обучение по вышеуказанной программе. Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом НИУ ВШЭ и ФГОС; образовательной программой подготовки магистров; учебным планом подготовки магистров по указанной программе.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов с основами теории и практики преподавания иностранных языков в системе непрерывного языкового образования
- Формирование мотивации к дальнейшему развитию профессиональной компетенции в области преподавания иностранных языков.
Планируемые результаты обучения
- Раскрыть суть различных компонентов коммуникативной компетенции, определять их значение при обучении иностранному языку в школе и вузе.
- Ознакомиться с и анализировать учебные и рабочие программы по иностранным языкам. Соотнести тематику учебного общения базовых УМК с требованиями нормативных документов.
- Представить и спланировать комплекс решаемых целей и задач в рамках изучения темы учетом реальных возможностей и потребностей обучаемых.
- Оценить степень коммуникативной, образовательной и воспитательной ценности конкретных заданий.
- Оценить образовательный возможности УМК по конкретной темы для заданной аудитории.
- Разработать задания на актуализацию лексики в различных контекстах и ситуациях.
- Определить содержание и место фонетической зарядки с целью предвосхищения трудностей при работе с конкретным языковым и речевым материалом, а также при коррекции недостаточно сформированных фонетических навыков на среднем и старшем этапе обучения в школе.
- Распознавать и маркировать фонетические ошибки в речи учащихся (на материале фрагментов видео уроков).
- Фиксировать грамматические ошибки учащихся на уроке/ на материале фрагментов видео уроков/.
- Составление списка грамматических явлений, которые невозможно объяснить индуктивно/ которые вызывают наибольшую сложность учащихся в связи с межъязыковой и внутриязыковой интерференцией.
- Составление банка заданий по развитию и контролю грамматических навыков.
- Методически грамотно организовать работу с предложенными аудио текстами.
- Соединять обучение аудированию с обучением различным аспектам языка и видам речевой деятельности.
- Подготовить фрагмент урока по работе с текстом для конкретной целевой аудитории.
- Разработать фрагмент урока по говорению, обеспечить достаточный, но не избыточный уровень языковых, речевых, содержательных опор при обучении монологу/ диалогу.
- Обеспечить использование различных опор при подготовке к письменным работам.
- Составлять задания для формирования и контроля навыков письменной речи.
- Записать фотографию урока и уметь проанализировать его с различных позиций.
- Написать план фрагмента урока, учитывая особенности целевой аудитории.
- Анализировать различные источники создания мотивации на уроке, режимы и формы работы.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Контроль в обучении иностранным языкам. Единый государственный экзамен как средство оценки уровня подготовки учащихся по иностранным языкам.
- РАЗДЕЛ 2. Аспекты обучения иностранным языкам.Тема 1. Лексический аспект обучения иностранному языку. Тема 2. Фонетический аспект обучения иностранному языку. Тема 3. Грамматический аспект обучения иностранному языку.
- РАЗДЕЛ 3. Обучение видам речевой деятельности.Тема 1. Обучение аудированию. Тема 2. Обучение чтению. Тема 3. Обучение говорению. Тема 4. Обучение письму.
- РАЗДЕЛ 4. Урок иностранного языка сегодня.
Элементы контроля
- Составление фрагментов занятия по развитию речевых умений и языковых навыковПлан фрагмента урока составляется по заданному формату, обсуждается на семинарах.
- Проведение микро урока по плану и анализ/самоанализ фрагмента урока;
- Выполнение тестов по пройденным темам
- Экзамен
- Онлайн курсБеседа по содержанию онлайн курса
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.1 * Выполнение тестов по пройденным темам + 0.1 * Онлайн курс + 0.2 * Проведение микро урока по плану и анализ/самоанализ фрагмента урока; + 0.2 * Составление фрагментов занятия по развитию речевых умений и языковых навыков + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Павлова Л.В. - Гуманитарно развивающее обучение иностранным языкам в высшей школе - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 320с. - ISBN: 978-5-9765-2087-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74631
Рекомендуемая дополнительная литература
- Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: учеб. пособие / В.П. Симонов. — М. : Вузовский учебник ; ИНФРА-М, 2017. – 320 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/753361
- Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: Учебное пособие/Симонов В. П. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-9558-0336-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/426849