• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Методология психологии

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Методология психологии» предполагает обзор теоретико-методологических основ современной психологии и ее актуальных проблем. Обсуждается методология науки как особая область познания, различные типы научного познания в их исторической обусловленности, а также присущие им критерии научности. Анализируются современные методологические концепции (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Полани) и возможности их применения в методологии психологии (на примере реконструкции развития психоанализа, культурно-исторической психологии и других направлений). Основы методологии психологии раскрываются при изучении фундаментальных принципов психологии, ее предмета и метода в их взаимосвязи, актуальных проблем современной психологии. Проблема исходной онтологии психологии рассматривается в контексте исторического развития представлений о сущности человека, отличительных характеристиках его бытия. Особое внимание уделяется методологии психологической практики и проблеме интеграции психотерапевтического опыта.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений о методологии науки как специальной области познания.
  • Формирование представлений о предмете, методах, основных категориях и принципах современной психологии.
  • Рассмотрение современных методологических концепций и возможностей их приложения к психологии.
  • Анализ методологических основ психологического эксперимента и практики.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Имеет представление о сущности, функциях и структуре методологического знания. Проводит сравнительный анализ понятий "философия", "методология" и "наука". Имеет представление об исходной онтологии науки. Умеет определять предмет и метод научного исследования и объясняет их взаимосвязь.
  • Проводит сравнительный анализ различных исторических форм научного познания. Дает характеристику стадиям развития науки и научным революциям.
  • Имеет представление об основных положениях рационалистских (К. Поппер, И. Лакатос) и иррационалистских методологий (Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Полани), проводит их сравнительный анализ, может распространить их на область психологического познания. Подкрепляет изложение теоретических основ конкретными примерами развития науки в целом и развития психологии. Формулирует принципы фаллибилизма, фальсификации, теоретического реализма, методологического плюрализма.
  • Формулирует принципы детерминизма, системности, развития и активности. Анализирует развитие этих принципов в истории психологии и их представленность в современной психологии. Подкрепляет изложение теоретических тезисов конкретными примерами из области психологии, в том числе ссылками на теории и эксперименты, в которых данные принципы реализуются фундаментальным образом.
  • Имеет представление об онтологии психологии и ее связи с проблемой определения сущности человека, основных характеристик его бытия. Определяет предмет и метод психологии и объясняет их взаимосвязь, а также прослеживает развитие предмета и метода в истории психологии. Анализирует проблему экспериментального метода в психологии. Имеет представление о методологии современной психологической практики. Анализирует проблему интеграции психотерапевтического опыта.
  • Имеет представление об основных проблемах современной психологии. Анализирует проблему кризиса в психологии. Анализирует перспективы развития психологии как науки особого типа в контексте проблем ее парадигмальности и принадлежности к неклассическому или постнеклассическому типам научного познания.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие представления о методологии науки
    Общие представления о методологии науки. Сравнительный анализ понятий «методология», «философия» и «наука». Предмет науки и ее исходная онтология. Метод в широком и узком смысле. Взаимосвязь предмета и метода научного исследования. Структура и функции методологического знания.
  • Историческая относительность форм научного познания
    Общие характеристики античной эпистемы, средневековой доктрины, ренессансной науки и науки Нового времени. Научные революции (XVII в. – по наст. вр.). Классическая наука, возникновение неклассического естествознания. Постнеклассическая стадия развития науки, ее основные тенденции.
  • Современные методологические концепции и их применение в методологии психологии
    3А. Введение: позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм. 3Б. Методологические концепции современного научного познания: рационализм. К. Поппер и идея роста научного знания, принципы фаллибилизма и фальсификации. Правило асимметрии вывода. Критерий демаркации науки. Примеры фальсифицируемых и нефальсифицируемых научных теорий. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Критерии прогрессирующих и регрессирующих программ. Строение научно-исследовательской программы: твердое ядро, защитный пояс, эвристики. Критический эксперимент и подкрепление теорий, процедура апелляции. Примеры конкуренции программ в естественных науках и в психологии. Реконструкция развития фрейдовского психоанализа в рамках методологии И. Лакатоса. 3В. Методологические концепции современного научного познания: иррационализм. Понятие парадигмы и научной революции по Т. Куну. Нормальная и экстраординарная науки. Примеры научных революций и смены парадигм в естественных науках и в психологии. Эпистемологическая концепция П. Фейерабенда. Принципы теоретического реализма, методологического плюрализма, пролиферации теорий, упорства. Необходимость использования гипотез ad hoc и вненаучных средств развития науки. Смешение различных форм познания и деятельности на примерах из истории естественных наук и психологии. Теория личностного знания М. Полани. Представления о явном и неявном знании, инструментальный характер неявного знания. Личностное знание в психологии.
  • Проблема предмета и метода современной психологии. Методология психологического эксперимента и практики
    4А. Онтологические основания психологии и проблема предмета психологии. Связь исходной онтологии психологии с проблемой определения сущности человека. Определение человека в античной, средневековой, ренессансной науке и в науке Нового времени. Способность к трансценденции как фундаментальная характеристика бытия человека. Основные экзистенциалы человеческого бытия и их психологическая интерпретация. Специфика предмета психологии как науки. Характеристики и функции предмета психологии. Развитие представлений о предмете психологии. Формы редукции предмета психологического исследования: нейрофизиологический, кибернетический, логико-педагогический, социологический редукционизм. Современные подходы к пониманию предмета психологии. 4Б. Специфика психологических методов исследования и их развитие в истории психологии. Методы объяснения и понимания в психологии. Проблема экспериментального метода. Проблемы взаимодействия экспериментатора и испытуемого и объективности исследовательских процедур. Экспериментально-генетический метод. Эксперименты Л.С. Выготского и К. Левина как методологический переворот в психологии. 4В. Методология психологической практики. Ф.Е. Василюк о предмете и методе психологии как психотехнической науки. Диалоговые методы познания. Директивная и индирективная психотерапия. Метод интерпретации в классическом фрейдовском и лакановском психоанализе. Методы гуманистической и экзистенциальной психотерапии. Проблема интеграции психотерапевтического опыта.
  • Основные принципы психологии
    5А. Принцип детерминизма. Причинность и детерминизм в методологии науки. Исторические этапы в развитии детерминистического объяснения психического. Представления о психологической причинности. Системный, многоуровневый и вероятностный характер детерминации психического. Схемы причинности в современной психологии. 5Б. Принцип системности. Определение системы и основные понятия системного анализа: элемент, структура, связь, цель, иерархичность. Реализация системного подхода в психологических учениях: принцип целостности в гештальтпсихологии, представление о психологической системе и принцип системного строения высших психических функций (Л.С. Выготский), принцип системно-динамической локализации психических функций (А.Р. Лурия), системы интеллектуальных операции (Ж. Пиаже) и др. Психика как открытая самоорганизующаяся система. Синергетика и синергетический стиль мышления в психологии. 5В. Принцип развития. Определение и основные характеристики процесса развития: необратимость, единство прогрессивных и регрессивных тенденций, неравномерность. Проблема спонтанного и управляемого развития. Методологические представления о зоне ближайшего развития. 5Г. Принцип активности. Определение активности, внутренняя и внешняя организация активности. Надситуативная активность. Реализация принципа активности в психологических исследованиях (Н.А. Бернштейн, А.Н. Леонтьев, А.Д. Логвиненко, Р. Хелд и др.).
  • Основные проблемы современной психологии и перспективы ее развития с методологической точки зрения.
    Основные проблемы современной психологии и их методологические интерпретации. Проблема кризиса в современной психологии. Негативные и позитивные признаки кризиса. Методологический смысл психологического кризиса. Дихотомии в психологии: описательное vs. объяснительное, морфологическое vs. динамическое, естественно-научное vs. гуманитарное. Развитие психологии как науки особого типа в контексте проблемы ее парадигмальности и принадлежности к неклассическому или постнеклассическому типу научного познания.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Активность на семинарах (неблокирующий)
    По усмотрению преподавателя доклад может быть заменен или дополнен составлением конспекта первоисточников с последующей краткой беседой на темы, заявленные в конспекте.
  • Письменный экзамен (неблокирующий)
    Письменный экзамен длительностью 1 час проводится с использованием экзаменационных билетов, содержащих один вопрос из программы курса. В случае если накопленная оценка студента превышает 8 баллов до округления, ему может быть выставлена в ведомость оценка без прохождения итогового испытания (экзамена). Оценки выставляются исходя из следующего принципа: накопленная оценка от 8,0 до 8,49 – выставляется оценка 8 («отлично»), накопленная оценка от 8,5 до 8,99 – выставляется оценка 9 («отлично»), накопленная оценка более 9 – выставляется оценка 10 («отлично»).
  • Коллоквиум (неблокирующий)
    Коллоквиум проводится в форме беседы преподавателя со студентами в малых группах либо индивидуально по изучаемому в ходе освоения дисциплины классическому тексту. Студентам предоставляется выбор из нескольких классических текстов (не более 10 студентов на один текст; по предварительной записи, которую ведет преподаватель). Все классические тексты находятся в свободном доступе во множестве электронных библиотек. Студенту необходимо изложить суть изученного источника, провести краткий критический анализ концепции, заявленной в источнике, выделить ее преимущества и недостатки, а также проанализировать возможности применения этой концепции в методологии психологии, подкрепив изложение примерами из истории развития науки.
  • Контрольная работа (неблокирующий)
    Контрольная работа проводится в письменном виде. Предлагается тема, соответствующая одному из аспектов методологического подхода Ф.Е. Василюка. Необходимо в письменной форме изложить позицию Василюка в отношении данной темы, а также дополнить это изложение критикой его подхода, в том числе оценкой актуальности подхода в отношении основных проблем современной психологии. Изложение должно опираться на работы Василюка, а также материалы лекций и семинарских занятий, относящихся к темам взаимосвязи предмета и метода психологии, актуальных проблем современной психологии, анализа современного состояния психологической практики. .
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Активность на семинарах + 0.15 * Коллоквиум + 0.15 * Контрольная работа + 0.4 * Письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Василюк, Е. Ф. (1999). От психологической практики к психотехнической теории. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E63A3D6F
  • Идея системности в современной психологии : монография / под ред. В.А. Барабанщикова. - Москва : Институт психологии РАН, 2005. - 496 с. - ISBN 5-9270-0057-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1058454
  • Кун Томас. (2010). Структура научных революций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D3757B69
  • Мазилов, В. (2013). Методология современной психологии: Актуальные проблемы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.457A1861
  • Принцип развития в современной психологии : сборник научных трудов/ отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - Москва : Институт психологии РАН, 2016. - 479 с. - (Методология, теория и история психологии). - ISBN 978-5-9270-0326-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1061550
  • Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива : сборник статей / под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревич. - Москва : Институт психологии РАН, 2007. - 528 с. - ISBN 978-5-9270-0093. - (Методология, теория и история психологии). - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1058779

Рекомендуемая дополнительная литература

  • В. В. Мороз, & А. Н. Яровов. (2015). Взаимосвязь Традиции И Свободы В Концепции Развития Научного Знания Майкла Полани. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.27856B4E
  • ДЬЯКОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ. (2016). Самоорганизация В Системе Психологических Критериев Определения Человека Как Субъекта Жизни. Сибирский Психологический Журнал, (59). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16508371
  • КАРИЦКИЙ И.Н. (2014). Психологические Практики В Социальном Пространстве. Приволжский Научный Вестник, (11–2 (39)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16427171
  • Карицкий И.Н. (n.d.). Теоретическая Экспликация Содержания Психологической Практики. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fteoreticheskaya-eksplikatsiya-soderzhaniya-psihologicheskoy-praktiki
  • Корнилова, Т. (2006). Экспериментальный Метод Как Путь К Причинному Объяснению В Психологии. Психология. Журнал Высшей Школы Экономики, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15694105
  • КУН Т., & БАЛЛ О.А. (1997). Логика открытия или психология исследования? Философия Науки и Техники, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906939
  • Кучинский, Г. М. (2009). Феноменологический метод в психологии. Карл Ясперс. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.73F6D3CA
  • Лакатос, И. (2009). Дедуктивистский versus эвристический подход. Epistemology & Philosophy of Science, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15441029
  • МАЗИЛОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. (2015). Кризис психологии: была ли Троя? Вестник Удмуртского Университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16847455
  • Мазилов Владимир Александрович. (n.d.). Предмет психологии: новая версия. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fpredmet-psihologii-novaya-versiya
  • Методологические основы психологии : учебник для бакалавров, Корнилова Т. В., Смирнов С. Д., 2012
  • ПОППЕР К., & БАЛЛ О.А. (1997). Нормальная наука и опасности, связанные с ней. Философия Науки и Техники, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906940
  • Степин В.С. (n.d.). Типы научной рациональности и синергетическая парадигма. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2ftipy-nauchnoy-ratsionalnosti-i-sinergeticheskaya-paradigma
  • Фейерабенд, П. (2009). Прогресс в философии, науке и в искусстве. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CF71A9E0
  • Чеснокова, А. (2008). Объяснительный Инструментарий Психологической Науки В Контексте Исторического Анализа. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B737FE9C