Бакалавриат
2019/2020
Социология повседневности
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Социология)
Направление:
39.03.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Корбут Андрей Михайлович
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина «Социология повседневности» призвана дать студентам систематизированное представление о социологических подходах к изучению повседневной жизни, обучить основным методам анализа повседневных ситуаций, действий и акторов, сформировать навыки проведения самостоятельных исследований повседневности. В рамках дисциплины внимание будет уделяться как теоретическим подходам к изучению повседневности, так и анализу эмпирического материала. В ходе курса будут рассмотрены такие вопросы, как: история социологии повседневности; современное состояние социологии повседневности; основные понятия и темы социологии повседневности; принципы проведения социологических исследований повседневности; применение исследований повседневности в корпоративном секторе. Рассмотрение этих вопросов будет происходить с опорой на эмпирические материалы реальных исследований в области социологии повседневности.
Цель освоения дисциплины
- наличие систематизированного представления о социологических подходах к изучению повседневной жизни
- владение основными методами анализа повседневных ситуаций, действий и акторов
- умение проводить самостоятельные исследования в области социологии повседневности
Планируемые результаты обучения
- знать основные подходы к проблеме повседневности в философии и антропологии
- знать основные подходы к проблеме повседневности в социологии
- знать методы изучения повседневности в социологии
- знать ключевые фигуры и понятия в области социологического анализа повседневных практик в публичных местах
- знать способы изучения и механизмы самоидентифкации и представления себя другим в повседневных ситуациях
- знать способы изучения и механизмы повседневной организации бытовой социальной жизни
- знать способы изучения и механизмы разговорной активности социальных акторов в различных контекстах социальной жизни
- знать способы изучения и механизмы телесной координации и материального опосредования действий в повседневных социальных ситуациях
- знать способы изучения и механизмы взаимодействия людей с техническими системами в повседневной жизни
- знать способы изучения и механизмы организации профессиональной деятельности в повседневных рабочих ситуациях
Содержание учебной дисциплины
- Проблема повседневности в антропологии, философии и социологииФеноменологическая философия Э. Гуссерля: очевидность, естественная установка и жизненный мир. Философия М. Хайдеггера: временность, присутствие и подручность. Социальная антропология Б. Малиновского: стать туземцем. Социология Г. Зиммеля: повседневное взаимодействие как единица анализа. Прагматический поворот в социологии и проблема неявного знания. Проблема микро/макро
- Социологические подходы к повседневностиЧикагская школа. Символический интеракционизм: Дж. Г. Мид и Г. Блумер. Интеракционный анализ Э. Гоффмана. Феноменологическая социология А. Шюца, П. Бергера и Т. Лукмана. Микросоциология Т. Шеффа. Этнометодология Г. Гарфинкеля. Анализ категоризации членства и конверсационный анализ Х. Сакса. Феминистская социология повседневности Д. Смит
- Методы изучения повседневностиПроблема наблюдателя и участника. Этнография и включенное наблюдение. Анализ разговоров. Видеоанализ. Анализ документов. Глубинное интервью. Этика исследования и информированное согласие
- Поведение в публичных местахВзаимодействие на публике. Телесная идиома. Персональный фасад. Организация перемещений: улицы и толпы. Вежливое невнимание. Вовлеченность в происходящее. Воспринимаемая нормальность повседневных взаимодействий. Разговоры между незнакомцами. Механизмы категоризации членства. Публичное взаимодействие в институциональном контексте
- Идентичность, личность, ЯЛицо и его сохранение в повседневной жизни. Социальный генезис человеческого Я. Представление себя другим. Я и Другой. Роль и ролевая дистанция. Идентичность как дискурсивная конструкция. Гендерная и этническая идентичность во взаимодействии
- Рутина и бытовые практикиПорядок действий и взаимодействий. Проблема следования правилу. Ритуалы и привычки. Каждодневные рутины и ритмы. Досуговые практики. Структурирование времени. Повседневность домашней жизни. Употребление еды и напитков
- Повседневные разговорыРазговор как система обмена высказываниями. Чередная организация разговора. Последовательностная организация разговора. Разговоры с друзьями и родственниками. Разговоры в институциональных контекстах. Юмор и шутки в повседневных разговорах. Жаргоны и социальные статусы
- Материальность и телесностьПоведение в материальной среде. Дом и рабочее место. Использование орудий и инструментов. Воплощенность повседневного мышления. Навыки, умения и обучение. Гендер и тело. Эмоции и их выражение. Делегирование функций. Трансляция и аккумуляция повседневных действий. Дистанционное действие
- Технологии в повседневной жизниТехнологии и культура. Технологически опосредованные взаимодействия. Мобильная связь в структуре повседневных контактов. Проблема виртуальной реальности. Социальные взаимодействия в компьютерных играх. Повседневная жизнь в цифровую эпоху
- Профессиональная повседневностьПовседневные запасы знаний и их распределение в обществе. Рабочее место и его организация. Профессиональные навыки, профессиональное мышление, профессиональный взгляд. Отношения с коллегами по работе. Кооперация и распределение труда в процессе работы
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Charles Goodwin. (2000). Action and embodiment within . . . Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9665446F
- Garfinkel, H., & Livingston, E. (2003). Phenomenal field properties of order in formatted queues and their neglected standing in the current situation of inquiry. Visual Studies, 18(1), 21–28. https://doi.org/10.1080/147258603200010029
- Harper, R., Rintel, S., Watson, R., & O, H. K. (2017). The ‘interrogative gaze’:Making video calling and messaging ‘accountable.’ https://doi.org/10.1075/prag.27.3.02har
- Scott, S. (2009). Making Sense of Everyday Life. Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=575138
- Sidnell, J., & Stivers, T. (2013). The Handbook of Conversation Analysis. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=477250
- Качественные методы : введение в гуманистическую социологию : учеб. пособие для вузов, Семенова, В. В., 1998
- ТУРЧИК АННА ВАСИЛЬЕВНА. (2013). Конверсационный анализ институционального взаимодействия: коммуникативные стратегии участников «Прерванного» телефонного интервью. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4B0225E0
Рекомендуемая дополнительная литература
- Heath, C., Luff, P., & Hindmarsh, J. (2010). Video in Qualitative Research. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=683974
- Артем Рейнюк, & Александр Широков. (n.d.). Этнометодология видеоигр: феноменальное поле в игровой практике. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fetnometodologiya-videoigr-fenomenalnoe-pole-v-igrovoy-praktike
- Социология культуры: путь в новое тысячелетие : учеб. пособие для вузов, Ионин, Л. Г., 2000