Бакалавриат
2019/2020
Научно-исследовательский семинар
Статус:
Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Кафедра общего и стратегического менеджмента
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Борзенко Екатерина Олеговна,
Виноградова Ольга Владимировна,
Лепехин Максим Андреевич,
Сёмина Марина Вячеславовна
Язык:
русский
Кредиты:
2
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
«Научно-исследовательский семинар: качественные методы исследований» является подготовкой учащихся к информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей младшего уровня, а также к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре
Цель освоения дисциплины
- Специфические цели освоения данной дисциплины: - заложить основы понимания и использования качественных исследований при решении менеджерами задач управления в организации; - познакомить с примерами современных качественных исследований по проблемам организации и менеджмента; - выработать базовые практические навыки проведения полевого качественного исследования. Основная часть курса посвящена изучению специфики качественных исследований на примерах российских и зарубежных исследований менеджмента и организации. В ходе курса предусмотрено знакомство и формирование первичных навыков работы с качественными методами сбора и анализа эмпирического материала на практических занятиях, в ходе групповых проектов слушателей.
Планируемые результаты обучения
- Знать: - области применения качественных методов; - преимущества и ограничения качественных исследований; - этические требования к проведению и освещению результатов качественных исследова-ний; - логику и последовательность действий проведения качественного исследования от ис-ходных посылок до анализа и интерпретации данных , необходимые ресурсы для прове-дения такой раб
- Уметь: - осуществлять сбор, обобщение и анализ информации в рамках качественного исследо-вания с учетом цели и задач исследования, а также этики исследований; - готовить и представлять исследовательские и полевые документы в соответствии с со-временными стандартами проведения качественных исследований;
- Иметь навыки приобрести опыт : - рецензирования литературы и презентаций; - эффективной коммуникации с респондентами, членами малой группы в групповом про-екте, с преподавателем; - проведения индивидуального или группового интервью с респондентами; - транскрибирования аудиозаписей интервью; - презентации результатов интервью.
- Уметь представить результаты исследовательской работы перед аудиторий; - применять различные виды качественного интервью в повседневной профессиональной деятельности.
Содержание учебной дисциплины
- Качественная парадигма в менеджментеТипы управленческих задач, решаемых с помощью качественных методов. История раз-вития качественных методов в менеджменте. Исследовательский процесс в качественном исследовании. Построение концептуальной модели исследования. Разработка предварительных гипотез. Работа в команде исследователей. Выдвижение гипотез. Интерпретация и операционализация основных понятий. Понятие о триангуляции. Триангуляция методов. Межметодная и внутриметодная триангуляции. Триангуляция пространства, времени. Теоретическая триангуляция
- Формирование опросника - гайда в качественном исследованииОсновные принципы построения опросника-гайда. Отличие в построении вопросов от количественного исследования. Прямая и обратная «воронки». Типы вопросов в качественном исследовании. Содержательные, работающие на основной исследовательский вопрос. Функци- ональные вопросы.
- Основные методы качественных исследований в менеджментеОсновные методы качественных исследований, специфика применения в бизнесе. Метод интервью. Метод фокус групп в управлении. Типы задач, решаемых с помощью метода фокус групп. Принципы организации. Типы фокус групп. Метод наблюдения. Классический метод наблюдения. Этнографический метод в менеджменте. Акцент на описание культуры, складывающейся в организации нормы, традиции, ценности, язык, мифы . Примеры этнографических исследований в менеджменте. Метод дневниковых записей и его возможности применения в менеджменте. Преимущества и недостатки дневниковых исследований. Виды дневников: Текстовые дневники. Аудио-дневники и видеодневники. Дневники в блогах. Исследование – действием в менеджменте. Использование брейнсторминга, метода социодрамы, инновационных лабораторий для решения управленческих задач. Интегративный подход в качественной парадигме. Типы задач, решаемых при интеграции методов. Сопоставление данных, полученных с помощью различных методов. Кейс-стади как отдельная стратегия проведения исследования. Познавательные возможности кейс-стади. Сфера применения. Бизнес методики: 1. Построение концептуальной модели. Операционализация и интерпретация основных понятий. Выделение основных структурных блоков исследования. 2. Концептуальное построение гипотез.3. Методики с применением событийного анализа 4. Методика создания концепции продукта или услуги 5. Методика SWOT - анализ проблемных зон, основанных на качественном исследовании 6. Проективные методы и их возможности использования в бизнес исследованиях. 7. Методика инновационной игры. 8. Методика социодрамы Сегментационные методики 1. Построение карт восприятия mindmapping
- Анализ данныхАнализ качественных данных. Основные подходы. Поиск инсайтов. Написание отчета, ана- литической записки по качественному исследованию. Структура и принципы написания. Организа- ционные вопросы проведения качественного исследования. Трудозатраты. Стоимость проведения качественного исследования. Оптимизация стоимости исследовательского проекта. Этические во- просы проведения исследования.
Элементы контроля
- Домашнее заданиеcозданиегайда-интервью, проведение интервью с сотрудником организации в организации по утвержденной теме, транскри- бирование интервью по рекомендованному стандарту и контрольной работа..
- Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Артюхин, В., & Чяснавичюс, Ю. (2014). Планирование аналитического исследования при помощи методов анализа качественных данных. Прикладная Информатика, (2 (50)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15543643
- Исламшина, Т., & Хамзина, Г. (2012). Количественный И Качественный Методы В Научно-Квалификационном Исследовании. Вестник Экономики, Права и Социологии, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14260645
Рекомендуемая дополнительная литература
- КОШАРНАЯ ГАЛИНА БОРИСОВНА, & КОШАРНЫЙ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ. (2016). Триангуляция Как Способ Обеспечения Валидности Результатов Эмпирического Исследования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DDD47AD5
- РОМАНОВ, Е. В., ДРОЗДОВА, Т. В., & РОМАНОВА, Е. В. (2018). SWOT-анализ: от стратегии организации к стратегии личностного роста. Perspectives of Science & Education, 36(6), 246–253. https://doi.org/10.32744/pse.2018.6.27
- Убайдилла Махамбетович Датхаев, Алма Рахимбаевна Шопабаева, Кайрат Сапарханович Жакипбеков, Галлия Жанбурбаевна Умурзахова, & Владимир Валентинович Малый. (2015). Методики социологических исследований в фармацевтическом маркетинге и менеджменте. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.49A92A51