• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Социологическая теория в образовании

Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Доказательная образовательная политика
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на ознакомление студентов магистратуры, не имеющих профильной социологической подготовки, с основными социологическими теориями, включая наиболее современные, и с тем, как эти теории отражаются и используются в исследованиях образования
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение основные характеристики, возможности и ограничения социологических теорий, сформировать общее представление о специфике социологии как науке и возможностях её применения в образовании
  • Сформирование умение выделять сильные стороны и ограничения той или иной теории, исследовательского подхода и концептуальной рамки
  • Сформировать умение критически анализировать результаты исследований в сфере образования с точки зрения используемого в них концептуального аппарата
  • Выработать у студентов навыки работы с академическими текстами
  • Предоставить средства для интеллектуальной рефлексии профессиональной деятельности
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знает ключевые парадигмы социологической теории
  • Знает особенности интеракционистского подхода.
  • Умеет ставить исследовательский вопрос в рамках интеракционистского подхода.
  • Знает основные положения теории человеческого капитала
  • Умеет оперировать концептами теории человеческого капитала
  • Знает основные положения теории критической педагогики
  • Знает основные положения теории классов Карла Маркса
  • Умеет оперировать основными концептами критической педагогической теории
  • Знает основные положения теории Пьера Бурдье
  • Умеет оперировать и применять для анализа концепты теории Пьера Бурдье
  • Знает основные положения социологических теорий о современном обществе
  • Знает основные положения пост-структурализма
  • Умеет оперировать основными концептами пост-структурализма, культурсоциологии, культурной антропологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Социология как наука. Теория в исследовании.
    Формирования социологии как науки, особенно социологического воображения. Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм и две базовых парадигмы социологической теории.
  • Тема 2. Социологический интеракционизм
    Социальный интеракционизм. Чикагская школа социологии. Подход к изу-чению профессий Эверетта Хьюза. Исследование повседневных взаимодей-ствий Ирвинга Гофмана. Теория ярлыков Говарда Беккера. Интеракционизм и этнография в образовании.
  • Тема 3. Теория человеческого капитала.
    Экономические интервенции в сфере исследований образования. Теория человеческого капитала и её критика. Новый институционализм
  • Тема 4. Карл Маркс и критическая теория
    Теория отчуждения Карла Маркса. Критические теории в образовании. Критическая педагогика. Угнетение и неравенство.
  • Тема 5. Социальное неравенство в образовании.
    Социальная стратификация и неравенство. Пьер Бурдье. Воспроизводство неравенства.
  • Тема 6. Поздний модерн, пост-модерн, индивидуализация
    Разрушение традиции, индивидуализация общества. Общество риска (У. Бек), поздний модерн (Э. Гидденс), пост-модерн (Ж.Ф. Лиотар)
  • Тема 7 Культурный и лингвистический поворот.
    Структурализм, пост-структурализм. Дискурс-анализ. Культурсоциология.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Участие в семинарах
  • неблокирующий Created with Sketch. Доклад
  • неблокирующий Created with Sketch. Этюд
  • неблокирующий Created with Sketch. Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Доклад + 0.3 * Участие в семинарах + 0.4 * Эссе + 0.1 * Этюд
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Американская социологическая мысль: Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц, Добренькова В. И., 1996
  • Избранное: Протестантская этика и дух капитализма, Вебер М., Левиной М. И., 2013
  • Интеллектуалы и власть. Ч.3: Статьи и интервью 1970 - 1984, Фуко М., Скуратова Б. М., 2006
  • Интерпретация культур, Гирц К., Барсуковой О. В., 2004
  • История теоретической социологии. Т.3: ., Баньковская С. П., Гофман А. Б., 2002
  • Классики теоретической социологии ХХ века : Рабочая тетрадь по истории социологии, Николаев В. Г., 2001
  • Общество риска. На пути к другому модерну, Бек У., Седельника В., 2000
  • Приглашение в социологию : гуманистическая перспектива, Бергер П. Л., Батыгина Г. С., 1996
  • Социологическое воображение, Миллс Ч. Р., Оберемко О. А., 2001
  • Структурная антропология, Леви-Строс К., 2008
  • Ускользающий мир : как глобализация меняет нашу жизнь, Гидденс Э., Коробочкина М. Л., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Интеллектуалы и власть. Ч.1: Статьи и интервью 1970 - 1984, Фуко М., Офертаса С. Ч., 2002
  • Социология : ее предмет, метод, предназначение, Дюркгейм Э., Гофман А. Б., 1995