• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

История и теория психоанализа

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Психоанализ и психоаналитическая психотерапия
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 84

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины “История и теория психоанализа» являются: 1. Ознакомление студентов с историей возникновения и развития психоанализа; 2. Развитие навыков оперирования основными психоаналитическими понятиями для дальнейшего их применения в практике бизнес-консультирования и психотерапии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История и теория психоанализа» являются: • ознакомление студентов с историей возникновения и развития психоанализа; • развитие навыков оперирования основными психоаналитическими понятиями для дальнейшего их применения в практике бизнес-консультирования и психотерапии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: • Основные понятия психоанализа. • Ключевые психоаналитические концепции. Уметь: • Уметь оперировать основными психоаналитическими понятиями. • Усвоить психоаналитические этические нормы. Владеть: • Знать теоретические и практические основы психологического консультирования. • Знать основы психологии личности и теории развития личности. • Уметь анализировать научную литературу. • Владеть базовыми навыками индивидуального психологического консультирования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в психоанализ
    • Исторические, культурные и философские предпосылки возникновения психоанализа. • Дарвинизм и марксизм. • Творчество П. Жане. Учение Ж.-М. Шарко о психогенной природе истерии. Метод катарсиса Й. Брейера. • Становление З. Фрейда как практикующего врача. Определение понятия «психоанализ». • Бессознательное: определение, идеи о существовании бессознательного в допсихоаналитический период. • Ошибочные действия, описки оговорки.
  • Тема 2. Топографическая модель психического аппарата
    • Отношения между системами бессознательного, предсознательного и сознательного. • Понятие цензуры. • Исследование бессознательного. Свойства бессознательного. Свойства предсознательного. • Свойства системы восприятие-сознание. Вытеснение. • Репрезентация и аффект. • Процессы мышления.
  • Тема 3. Теория влечений
    • Определение понятия влечений. Характеристики влечений: источник, цель, объект, сила. • Противопоставление влечений к самосохранению и сексуальных влечений. • Судьбы влечений. • Навязчивое повторение. • Дуализм влечений к жизни и влечений к смерти. • Принцип константности. Парциальные влечения.
  • Тема 4. Нарциссизм, аутоэротизм и отношения с объектом
    • Понятие нарциссизма. • Аутоэротизм. • Понятие либидо. Объектное либидо и Я-либидо. • Первичный и вторичный нарциссизм. • Нормальный и патологический нарциссизм. • Модификация влечений объектом.
  • Тема 5. Структурная модель психического аппарата
    • Оно (Ид). Я (Эго). Сверх-Я (Супер-Эго). • Взаимодействие между этими инстанциями. • Соотношение между топографической и структурной моделями психического аппарата.
  • Тема 6. Инфантильная сексуальность
    • Открытие инфантильной сексуальности. • Соблазнение. • Виды перверсий. • Инверсия. Первофантазмы. • Детская амнезия. • Невроз — негатив перверсии. • Различие между взрослой и инфантильной сексуальностью. • Клиническая виньетка: К. Абрахам «Мужчина, который любил корсеты»
  • Тема 7. Стадии психосексуального развития
    • Оральная стадия. • Анальная стадия. • Уретральная стадия. • Фаллическая стадия. • Эдипова стадия. • Позитивный и негативный эдипов комплекс. • Латентный период. • Подростковый период. • Женское и мужское. • Понятие фиксации. • Типы характеров.
  • Тема 8. Психологические защиты
    • Основные защитные механизмы: расщепление, вытеснение и регрессия. • Виды регрессии. • Расщепление Я и объекта. • Реактивное, компромиссное и замещающее образования. • Образование симптома. • Проекция и интроекция, интернализация. • Инкорпорация, имитация, идентификация. • Интеллектуализация и рационализация. • Аннулирование, отрицание и отказ. • Изоляция. • Идеализация и обесценивание. • Сублимация. • Защита от аффектов.
  • Тема 9. Процессы символизации
    • Представление о вещи. • Словесное представление. • Первичный и вторичный процессы мышления. • Символическое уравнивание. • Ментализация. • Галлюцинирование, сновидение и фантазирование. • Условия, необходимые для запуска процессов символизации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа в формате письменного эссе на основе зарубежной литературы
  • неблокирующий работа в формате письменного реферата на основе зарубежной литературы
  • неблокирующий эссе
    Экзамен проводится в устной форме (на базе написанных и высланных на проверку эссе ранее). Экзамен проводится на платформе zoom. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию, размещенному в группе курса менеджером программы накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, подключение к Интернету. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Порядок формирования оценки по дисциплине: Преподаватель оценивает письменную(ые) работу(ы) студентов (эссе/реферат), выставляет за каждую присланную работу оценку; итоговая результирующая оценка складывается из среднеарифметической по всем присланным работам. Оитоговая= 0,3*Оэссе1+ 0,3*Оэссе2+ 0,4*Оэссе3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Притца А., Решетникова М. М. - ПСИХОАНАЛИЗ. PSYCHOANALYSIS 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 289с. - ISBN: 978-5-534-09537-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihoanaliz-psychoanalysis-429738
  • Под ред. Решетникова М. М. - ПСИХОАНАЛИЗ ДЕПРЕССИЙ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 131с. - ISBN: 978-5-534-09863-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihoanaliz-depressiy-428791
  • Под ред. Решетникова М. М. - ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОПАТОЛОГИЯ ТЕРРОРИЗМА. ГУМАНИТАРНЫЕ СТРАТЕГИИ АНТИТЕРРОРА 2-е изд. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 257с. - ISBN: 978-5-534-10808-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-i-psihopatologiya-terrorizma-gumanitarnye-strategii-antiterrora-431582
  • Решетников М. М. - ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ. ПЕРВАЯ И ВТОРАЯ СТУПЕНИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 238с. - ISBN: 978-5-534-06243-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihicheskaya-samoregulyaciya-pervaya-i-vtoraya-stupeni-441483
  • Решетников М. М. - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ 2-е изд. Практическое пособие - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 97с. - ISBN: 978-5-534-05664-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologicheskoe-konsultirovanie-sluchai-iz-praktiki-441484
  • Решетников М. М. - ТРУДНОСТИ И ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ НАЧАЛА ТЕРАПИИ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 152с. - ISBN: 978-5-534-06604-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/trudnosti-i-tipichnye-oshibki-nachala-terapii-438340

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психология : учебник для вузов, Нуркова, В. В., 2007