• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

НИС: Правовые и этические основы психологической практики

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Антонова Анна Валерьевна, Вечерин Александр Викторович, Писляков Владимир Владимирович, Туробов Алексей Владимирович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Профессиональная психологическая деятельность, в виду ее социальной значимости и индивидуально-личностной направленности, находится в дихотомическом состоянии регулирования: как со стороны правового (законодательного) нормирования, так и со стороны этико-ценностных характеристик формируемых профессиональным сообществом. Для формирования должного уровня профессиональных компетенций, профессиональным психологам, необходимо обладать как знаниями нормативно-правового регулирования профессиональной деятельности, так и основами этико-ценностных ориентиров. Для решения этой образовательной задачи на образовательной программе «Психология» реализуется НИС «Правовые и этические основы психологической практики». Дисциплина реализуется междисциплинарной командой преподавателей и качественно раскрывает основы права и государства (как фундамент дальнейшего изучения специфики правового регулирования профессиональной деятельности), изучает нормативно-правовые акты в сфере психологической деятельности, поднимает дискуссионные вопросы этических основ психологической интервенции. Освоение дисциплины сопровождается обсуждением практических кейсов (case-study), анализом судебной практики, иммерсивными формами взаимодействия со студентами и плодотворными дискуссиями об ограничениях, коллизиях и специфике правовой и этической стороны профессиональной психологической деятельности. В результате освоения дисциплины, у студентов формируется высокий уровень правосознания, ответственная гражданская профессиональная позиция и этико-ценностные ориентиры в практической деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. Формирование навыков поиска информации в каталогах печатных ресурсов; 2. формирование базовых представлений о нормативно-правовой и морально-нравственной регуляции профессиональной деятельности психолога; 3. усвоение знаний об основных юридических и этических принципах организации профессиональной деятельности психолога; 4. формирование навыков нормативно-правового анализа различных проблемных ситуаций в профессиональной деятельности психолога-практика; 5. формирование навыков решения этических проблем в профессиональной деятельности психолога.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать и ориентироваться в базовой юридической терминологии; знать систему права и основы нормотворчества и правоприменения; знать значение и роль толкования права и основы юридической техники.
  • Уметь соотносить и разграничивать юридические категории дисциплины государства и права.
  • Владеть навыками правовой грамотности и правовой осознанности.
  • Знать и ориентироваться в основных категориях информационного права и правового регулирования сети Интернет.
  • Уметь оценивать правовые ограничения профессиональной деятельности в информационной сфере, в том числе в сети Интернет.
  • Владеть навыками анализа информационной сферы с позиции правового регулирования и оперировать основной терминологией информационного права.
  • Студент может самостоятельно найти необходимую литературу в каталоге печатных ресурсов, необходимый журнал в электронной подписке.
  • Студент может самостоятельно найти статью по заданной теме в базах данных JSTOR, ScienceDirect, PsycArticles
  • Студент может самостоятельно найти самые цитируемые статьи по заданной тематике, а также определить импакт-фактор журнала
  • Студент может самостоятельно выделить уровни своего профессионального решения: нормативно-правовой, этический, нравственный.
  • Студент знает уровни и основные типы нормативной документации в работе психолога в различных сферах труда.
  • Студент знает основные конституционные нормы регулирующие деятельность психолога в различных сферах труда.
  • Студент знает основные положения Трудового кодекса РФ. Может анализировать соответствующую судебную практику.
  • Студент знает структуру должностных инструкций и их взаимосвязь с положениями Трудового кодекса РФ.
  • Студент знает роль и место этического кодекса в системе нормативного регулирования деятельности психолога.
  • Студент способен различать этические профессиональные нормы и нормы этического кодекса.
  • Студент знает основные этические принципы работы психолога сформулированные в этических кодексах различных психологических ассоциаций.
  • Студент способен выделить в конкретной проблемной профессиональной ситуации этические составляющие и спланировать свои профессиональные действия.
  • Студент знает основные этические принципы проведения психологической диагностики.
  • Студент знает основные этические принципы организации научного исследования
  • Студент знает основные этические принципы публикации научного исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Сущность и ценность права и государства. Роль и значение в профессиональной и повседневной жизни.
    Понятия права и государства. Значение и роль правопонимания и понимания государства, а также нормотворчество и правоприменение. Гражданское общество и государство: их различение и соотношение. Система права и законодательство. Толкование норм права: способы, виды и значение. Понятие, объект и предмет правоотношения. Юридическая техника.
  • Введение в информационное право. Правовое регулирование сети Интернет.
    Информация и данные: взаимосвязь и разграничение понятий. Структура информационного права, теоретически рамки и ограничения. Интернет и информационно-коммуникационные технологии. Социальные сети как объект правового регулирования. Правовые ограничения профессиональной деятельности в сети Интернет.
  • Электронный каталог и электронные ресурсы библиотеки
    Электронный каталог библиотеки, заказ книг. Оформление удалённого доступа к электронным ресурсам, правила использования электронной подписки, разрешения и запреты в лицензиях. Обзор электронной подписки НИУ ВШЭ: книги, журналы, диссертации. Сервис поиска полного текста статьи по всей электронной подписке Full Text Finder.
  • Ведущие электронные ресурсы по психологическим наукам
    Ресурсы по психологическим наукам: базы данных JSTOR и ScienceDirect. Ведущая психологическая ассоциация и ее издания: поиск по ресурсу APA PsycARTICLES.
  • Принцип работы баз данных научного цитирования. Библиометрические индикаторы: где публиковать научные статьи?
    Использование ментальных связей при поиске литературы - принцип работы баз данных научного цитирования. Ведущие базы научного цитирования Web of Science и Scopus. Где публиковать научные статьи? Главные академические журналы в области психологии. Где не публиковать научные статьи, «мусорные» журналы. Библиометрические индикаторы.
  • Основные уровни анализа профессиональной деятельности психолога: нормативно-правовой, моральный, нравственный.
    Нормативно-правовой уровень регуляции деятельности психолога; Моральный уровень регуляции профессиональной деятельности психолога; Нравственный уровень регуляции деятельности психолога; Проблема общечеловеческих ценностей в работе психолога; Проблема внутреннего компромисса в профессиональной деятельности психолога; проблема рационального и эмоционального компонента в построении практической деятельности психолога.
  • Нормативная документация в работе практического психолога
    Понятие «нормативная документация». Регулирование профессиональной деятельности нормативными документами. Нормативно одобренный способ деятельности (В.Д.Шадриков). Основные нормативные документы в работе практического психолога: Хартия прав человека: Всеобщая Декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция, Трудовой кодекс, положение о профессиональное ориентации и психологической поддержке населения РФ, должностные обязанности.
  • Положения Конституции РФ регламентирующие деятельность практического психолога
    Конституция РФ как основной нормативный документ в работе практического психолога. Права и свободы человека и гражданина: достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица, свобода совести, свобода мысли и слова, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, осуществление в полном объеме своих прав и обязанностей.
  • Трудовой кодекс РФ
    Трудовые отношения. Социальное партнерство в сфере труда. Трудовой договор. Защита персональных данных работника. Представители работников и работодателей. Рабочее время. Режим рабочего времени. Время отдыха. Оплата и нормирование труда. Заработная плата. Материальная ответственность работников и работодателей.
  • Должностные обязанности, должностные инструкции
    Нормативные документы регламентирующие деятельность профессионала в организации. Перечень должностных инструкций. Разработка и обсуждение с руководителем должностных обязанностей. Создание нормативной документации регламентирующей деятельность профессионала в организации.
  • Этические нормы работы практического психолога. Этический кодекс психолога.
    Соотношение понятий «нормативные документы», «этические нормы». «Этический парадокс» предмета и метода психологии. Профессиональная этика психолога как фактор его профессионализма. Задачи разработки этических принципов психолога: решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами; защиту людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: учащихся, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог; сохранение доверия между психологом и клиентом; укрепление авторитета практической психологии в обществе.
  • Перечень этических принципов практического психолога.
    Принцип конфиденциальности. Принцип компетентности. Принцип ответственности. Принцип этической и юридической правомочности. Принцип квалифицированной пропаганды психологии. Принцип благополучия клиента. Принцип профессиональной кооперации. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога.
  • Этические дилеммы и модели их решения. Анализ кейсов.
    Применение этического кодекса в реальной практике. Модель решения этических дилемм. Этика поведения психолога в индивидуальном и групповом консультировании. Этика и публичность в социальных сетях. Поддержка профессионального сообщества.
  • Этические нормы проведения психологических исследований
    Этика планирования и проведения исследований в психологии. Взаимодействие с испытуемыми. Конфиденциальность данных участников исследования. Контроль эффектов испытуемого и этика проведения исследований. Информированное согласие.
  • Этические принципы в работе психолога-диагноста
    Профессионально-этические принципы в психодиагностике. Права и обязанности психодиагноста. Типы ситуаций тестирования. Права тестируемого. Этические кодексы APA и BPS. Российский стандарт центра оценки. Авторское право в психодиагностике.
  • Этические принципы публикации результатов научных исследований
    Заключение этического комитета и публикация. Добросовестные и недобросовестные издания. Список Джеффри Билла. Плагиат и самоплагиат. Цитирование. Авторство и соавторство. Порядок авторов. Этика рецензирования. Этика представления результатов исследования. Представление сырых данных. Open Science.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятии
  • неблокирующий Самостоятельная работа 1
  • неблокирующий Самостоятельная работа 2
  • неблокирующий Самостоятельная работа 3
  • неблокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Активность на занятии + 0.1 * Самостоятельная работа 1 + 0.1 * Самостоятельная работа 2 + 0.1 * Самостоятельная работа 3 + 0.4 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Campbell, L. F. (2010). APA Ethics Code Commentary and Case Illustrations (Vol. 1st ed). Washington, DC: American Psychological Association. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=996747
  • Eckdish Knack, R. (2018). Doing Right: Evolution of Ethics at APA. Planning, 84(11), 41. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=133541710
  • Ekmekci, P. E. (2017). An increasing problem in publication ethics: Publication bias and editors’ role in avoiding it. Medicine, Health Care, And Philosophy, 20(2), 171–178. https://doi.org/10.1007/s11019-017-9767-0
  • FIRMIN, M. W., DEWITT, K., SMITH, L. A., ELLIS, H. M., & TIFFAN, N. M. (2018). Academic Differences between the Nasp and Apa Ethical Codes. Education, 139(2), 74. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=134289379
  • Fisher, C. B. (2004). Informed consent and clinical research involving children and adolescents: implications of the revised APA ethics code and HIPAA. Journal Of Clinical Child And Adolescent Psychology: The Official Journal For The Society Of Clinical Child And Adolescent Psychology, American Psychological Association, Division 53, 33(4), 832–839. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=mdc&AN=15498750
  • Gensler, H. J. (2018). Ethics : A Contemporary Introduction (Vol. Unabridged). Nueva York [Estados Unidos]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1650434
  • Gerald Young. (2017). Revising the APA Ethics Code. [N.p.]: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1588936
  • Graf, C. (2017). The Pillars of Publication Ethics and Research Integrity: Spread the Word. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.658AAAE3
  • Kıraç, F. S. (2016). An aspect to the publication ethics subject in the open access online journals. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.78643EF4
  • Knapp, S., & VandeCreek, L. (2012). Practical Ethics for Psychologists : A Positive Approach (Vol. Second edition). Washington, District of Columbia: American Psychological Association. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=991871
  • Lamb, M., & Williams, B. A. (2019). Everyday Ethics : Moral Theology and the Practices of Ordinary Life. Washington, DC: Georgetown University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2269593
  • Leach, M. M., & Harbin, J. J. (1997). Psychological Ethics Codes: A Comparison of Twenty-four Countries. International Journal of Psychology, 32(3), 181–192. https://doi.org/10.1080/002075997400854
  • N. Rushby J., & Н. Рашби Д. (2018). Publication ethics — moral principles and cultural dissonance ; Публикационная этика: моральные принципы и культурный диссонанс. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.43330DD8
  • O’Donohue, W. T. (2016). Oppression, Privilege, Bias, Prejudice, and Stereotyping: Problems in the APA Code of Ethics. Ethics & Behavior, 26(7), 527–544. https://doi.org/10.1080/10508422.2015.1069191
  • Paul, H. (2018). The Scientific Self: Reclaiming Its Place in the History of Research Ethics. Science And Engineering Ethics, 24(5), 1379–1392. https://doi.org/10.1007/s11948-017-9945-8
  • ŞENOL, L. (2018). Scientific research and publication ethics: Kocaeli University sample. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6A20E25B
  • Ventura, M. (2018). Ethics : Past, Present and Future Perspectives. New York: Nova Science Publishers, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1782235
  • Авдеев, В. (2009). Должностные инструкции работников организации. Бухгалтерский Учет в Издательстве и Полиграфии, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15226959
  • Алла Вадимовна Шаболтас. (n.d.). «Искусство профессии психолога – не «продавить», а договориться с ребенком». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fiskusstvo-professii-psihologa-ne-prodavit-a-dogovoritsya-s-rebenkom
  • БАЛАШОВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ. (2016). Правовое Регулирование Интернет- Отношений: Основные Проблемы И Практика Реализации В России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.81309E63
  • Библиометрические индикаторы: Практикум / В.В. Писляков; Редактор серии М.Ю. Барышникова - М.: НФПК: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 60 с.: 60x90 1/16. - (Результаты научной деятельности: Политика. Оценка. Внедрение). (о) ISBN 978-5-16-010696-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/500813
  • БОЧАРОВ Д.С. (2009). Должностные инструкции. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D53A397A
  • Деловая этика. Т.1: ., Де Джордж, Р. Т., 2001
  • Карлова, Е. (2012). Этический Кодекс Как Механизм Оптимизации Деловых Коммуникаций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.829E874A
  • КРЕЧЕТНИКОВ К.Г. (2016). Сравнительная Характеристика Регламентации Труда Персонала В России, Корее И Японии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E92A1DC6
  • Нагорянская, М. И. (2017). Нормативное обеспечение организации работы с документами. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9D6104
  • Писляков, В. (2011). Российские Журналы По Общественным Наукам В Зарубежных Базах Данных (К Статье А.А. Муравьева). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.99C220BA
  • Сегень, В. В. (2017). Нормативное регламентирование управления документами организации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7E2C1DB9
  • Черепанова, М. (2013). Этический Кодекс В Контексте Социальной Философии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E34DC7E0
  • Шаболтас, А. (2012). К Обсуждению Проекта Этического Кодекса Российского Психологического Общества. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 16. Психология. Педагогика, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14399993

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Giovanni Sartor. (2006). Privacy, Reputation, and Trust: Some Implications for Data Protection. EUI-LAW Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.erp.euilaw.p0040