• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Современный образовательный дискурс

Статус: Курс по выбору (Управление образованием)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Смирнова Зинаида Юльевна
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

В современном мире мало внимание уделяется чтению, культуре речи, однако знания родного языка необходимо как при приеме на работу, так и для просто культурного человека. Данный курс предназначен для того, чтобы знания родного языка были на высоком уровне . В результате успешного освоения курса студент научится применять на практике при работе с текстами знания об особенностях современного научно-образовательного дискурса, использовать при создании устных и письменных высказываний знания об особенностях функциональных стилей и норм русского языка, определять стилистические особенности текстов, оценивать соответствие текстов требованиям функциональных стилей, речевых и языковых норм; редактировать тексты, выбирая оптимальный лексико-грамматический строй, передавать информацию в виде текста и иных форм (таблица, схема, график и пр.), - использовать современные словарно-справочные средства для редактирования текстов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Современный образовательный дискурс» является овладение слушателями устойчивыми навыками работы с текстами (редактирование, правка, преобразование и пр.) на основе дискурсивных технологий и речевых и грамматических норм русского языка.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • использовать современные словарно-справочные средства для редактирования текстов
  • владеть способами преобразования текста
  • использовать при создании устных и письменных высказываний знания об особенностях функциональных стилей и норм русского языка
  • применять на практике при работе с текстами знания об особенностях современного научно-образовательного дискурса
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятия «дискурс», «концепт» и их роль в работе над текстами
    Трактовка понятия «дискурс» в лингвистике и философии. Дискурс как картина мира, отраженная в языке. Как язык отражает особенности мышления и традиции социальной группы. А. Вежбицкая: «Имеется весьма тесная связь между жизнью общества и лексикой языка, на котором оно говорит». Дискурсивные технологии при работе с текстами. Концепт «учитель» в русском языке (литература, кинематограф, публицистика, скульптурные образы). Культура речи. Понятие языковой нормы. Анализ спорных случаев Практикум. Анализ рассказа Славы Сэ «Валентинка» с позиций особенностей дискурса: «чужая речь», контекст, подтекст.
  • Тема 3. Функциональные стили речи. Особенности научного стиля речи
    Понятие функционального стиля. Определение функционального стиля исходя из особенностей дискурса и коммуникативных ситуаций. Лексико-грамматические особенности научного стиля, его отличие от разговорного, официально-делового и публицистического стилей. Культура речи. Грамматические нормы русского языка (словообразование). Практикум. Анализ текста не очевидной стилистической природы, доказательство его принадлежности к конкретному стилю (научному или публицистическому).«Перевод» разговорного текста в научный (по материалам управленческого бизнес- тренинга).
  • Тема 4. Приемы сокращения текста.
    Задачи и приемы сокращения текста в зависимости от задач. Тезисы: основные приемы создания. Краткое изложение текста: основные приемы. Анализ вариантов сокращения текста: как сохранять основной смысл, можно ли сохранить особенности авторского стиля при «сжатии» текста? Культура речи. Грамматические нормы русского языка (морфология). Практикум. Изложение текста «Манифест гуманистической педагогики» в формате тезисов и сокращенного текста.
  • Тема 2. Способы преобразования текста
    Компилирование текста из двух источников. Способы подтверждения идей и положений собственного текста материалами из различных источников (прямое и включенное цитирование, краткий пересказ, ссылки). Культура речи. Акцентологические нормы русского языка. Практикум. Создание текста «Причины кризиса современного образования» с опорой на два источника – публицистический и научный. В чем особенности дискурса каждого из текстов? Как достичь стилистического единства текста.
  • Тема 5. Жанры научного текста.
    Различия между научным и научно-популярным текстом. Особенности научных статей, обзоров, эссе. Синопсис как жанр научного текста. Культура речи. Грамматические нормы русского языка (синтаксис). Практикум. Анализ синопсиса магистерской работы с точки зрения дискурса и норм культуры речи.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий самостоятельная работа студента - (задания по работе с текстом («Практикум»))
    Оцениваемые индивидуальные работы обучающихся выполняются с помощью документов совместного доступа, которые в виде ссылок размещаются в разделе сайта «Аттестация» => «Таблица продвижения»: https://sites.google.com/site/17diskurs/1.
  • неблокирующий самостоятельная работа студента -(упражнения по нормам речи («Культура речи»))
  • неблокирующий экзаменационная работа
    Допуск к экзамену возможен для слушателей, набравших более 16 баллов! Экзаменационная работа представляет собой анализ и рецензирование текста в научном жанре. В процессе анализа необходимо указать на стилистические несоответствия и нарушения норм речи, предложить собственные варианты правок, а также дать общую оценку работы исходя из самостоятельно сформулированных критериев.
  • неблокирующий 3) Результирующая оценка за предмет
    • Q результирующая = Q накопительная + Q экзаменационная • Q результирующая max = 42 балла • Q результирующая min = 21 балл
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * 3) Результирующая оценка за предмет + 0.3 * самостоятельная работа студента - (задания по работе с текстом («Практикум»)) + 0.3 * самостоятельная работа студента -(упражнения по нормам речи («Культура речи»))
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Rybinska, Y. (2018). INTEGRATION OF CULTURES AS A 21ST CENTURY PHENOMENON ; Интеграция культур как феномен XXI века ; Інтеграція культур як феномен XXI століття. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.81FA0E15
  • ГУБМАН БОРИС ЛЬВОВИЧ. (2016). Диалог культур в перспективе постклассической философии. Культура Культуры, (1 (9)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16358914
  • КАШАПОВА ЭЛЬМИРА НАХИПОВНА, & ЯКОВЛЕВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА. (2016). Приемы работы с таблицей в обучении русскому языку. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.40FAAA84
  • Крюкова, С. В. (2016). Рецензия на учебник ’Современный русский язык: учебник для вузов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4A761FEB

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Беляева, И. В. (2016). Современный русский язык и манипулятивная коммуникация. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9732BA9F
  • Гасанова, С., & Султанова, Т. (2015). Современный Русский Язык. Синтаксис (Учебное Пособие). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3C83330C