• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Стратегический менеджмент

Статус: Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины «Стратегический менеджмент» является формирование у студентов общих представлений о принципах и особенностях стратегического управления в медиакомпаниях. Курс сочетает в себе знакомство с теоретическим положениями и анализ практики функционирования российских медиа с точки зрения менеджерских задач.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовить к анализу места медиапредприятия на рынке.
  • Научить определять стратегию развития медиафирмы на рынке.
  • Помочь в осознанном выборе бизнес-моделей для устойчивого развития медиа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формирует свой стиль стратегического подхода.
  • Понимает интересы заинтересованных сторон и эффективно взаимодействовует с ними.
  • Воспринимает риски как естественную среду рынка и готов управлять ими.
  • Выявляет конкурентные преимущества фирмы и на их основе формирует уникальное торговое предложение.
  • Проектирует наиболее эффективную структуру фирмы на основе имеющихся активов.
  • Готов работать в условиях неопределенности.
  • Составляет и анализирует управленческий баланс предприятия.
  • Делает расчет финансовых результатов кинопроекта.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в стратегический менеджмент.
    Предпосылки стратегического менеджмента. Эволюция систем управления и функции планирования. Становление стратегического менеджмента, как научного направления и научной дисциплины. Направления поиска новой парадигмы теории стратегического менеджмента.
  • Стратегический процесс: подходы и этапы.
    Понятие и роль стратегии. Определение понятий: стратегия, стратегическое планирование и стратегический менеджмент. «5П» стратегии Г. Минцберга. Иерархия стратегий в организации. Пять задач стратегического менеджмента Томпсона и Стрикленда. Основные этапы стратегического процесса.
  • Стейкхолдеры, миссия, видение и целеполагание в организации.
    Формирование стратегического видения, миссии и целевых показателей. Миссия фирмы и принципы ее формирования. Отражение в миссии и в приоритетах стратегических целей фирмы интересов стейкхолдеров (собственников, менеджеров, работников, общества, потребителей). Матрица Мэнделоу. Методологические основы формирования целей деловой организации. Виды целей и их приоритетность. SMART – принцип.
  • Внешняя среда организации: определение возможностей и угроз.
    Цели и задачи стратегического анализа внешнего окружения. Этапы стратегического анализа внешней среды компании. Характеристика изменчивости макросреды бизнеса. Методика проведения PEST – анализа. Конкурентный анализ отрасли на основе модели М.Портера. Оценка привлекательности отрасли и движущие силы развития. Определение бизнес-ландшафта фирмы. Параметры отрасли и ключевые факторы успеха. Виды конкурентной борьбы. Анализ конкурентного положения фирмы в отрасли. Построение карты стратегических групп конкурентов в отрасли. Зависимость стратегических возможностей отрасли от стадии жизненного цикла отрасли и ее структурированности.
  • Конкурентоспособность компании, выявление сильных и слабых сторон.
    Цели, принципы и методы анализа внутренней среды фирмы. Методы и источники приобретения устойчивых конкурентных преимуществ. Методика SNW- анализа. Корневые компетенции бизнеса: содержание, модели идентификации и использования. Бизнес-модель и конкурентоспособность фирмы. Факторы конкурентоспособности: эффект масштаба, эффект размаха, эффект обучения. Диверсификация как фактор образования конкурентных преимуществ. Цепочка создания ценности М. Портера, как инструмент создания конкурентных преимуществ. Основные инструменты стратегического анализа для выявления конкурентных преимуществ. Конкурентные стратегии: условия эффективного применения стратегии лидерства по издержкам, дифференциации, фокусирования и стратегии «застрявшего в середине». Риски проведения стратегий реализации конкурентных преимуществ. Запас конкурентоспособности фирмы.
  • Портфельный анализ диверсифицированной компании.
    Базовые теоретические положения матриц портфельного анализа. Цели портфельного анализа диверсифицированной компании. Оценка инвестиционной привлекательности СБЕ с помощью матриц портфельного анализа. Сравнительный анализ прочности бизнеса с помощью матричного метода. Выбор стратегических альтернатив. Формулирование стратегического выбора: набор альтернатив, критерии оценки и выбора. Базовые стратегические альтернативы роста и возможные стратегические риски. Матрица И.Ансоффа. Выбор стратегии на основе матрицы Томпсона и Стрикленда. Стратегический выбор и корневые компетенции. Типовые ошибки при выборе корпоративных и конкурентных стратегий. Согласование и взаимосвязь стратегий корпоративного, делового и фунционального уровня.
  • Реализация стратегии: управление организационными изменениями.
    Этапы реализации стратегии и объекты стратегических изменений. Формирование политики и поддерживающих стратегий. Модель 7S. Организационная структура как объект изменений. Преобразование организационной культуры. Стратегический контроль. Управление в условиях стратегических изменений: индивидуальное и групповое сопротивление изменениям: человеческий фактор, источники и сила сопротивления, управление сопротивлением. Внешние факторы реализации стратегии: виды и способы внешних стратегических изменений (использование интеграции и кооперации путем создания стратегических альянсов, слияния и поглощения.
  • Управленческий баланс. Состояние предприятия.
    Цели и задачи управленческого баланса. Средства медиокомпании: «сколько», «откуда», «куда». Финансовые показатели. Отличия управленческого баланса от бухгалтерского баланса. Общая структура управленческого баланса медиафирмы. Пассивы, активы (оборотные и внеоборотные). Оборотные активы (денежные средства, товарные запасы, дебиторская задолженность). Внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы). Пассивы (собственный капитал, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства - долги по зарплате, налоговые обязательства, счета поставщиков к оплате). Управленческий баланс как анализ показателей медиапредприятия. Три основные функции управленческого баланса: информационная, проверочная и аналитическая. Управленческий баланс как средство для расчета рентабельности капитала, оборачиваемости товаров, дебиторской задолженности, длительности некоторых процессов и т.д. Связь управленческого баланса и отчетов о прибылях и убытках.
  • Анализ и прогноз результатов кинопроектов.
    Кинопроект и кинопроцесс. Продюсерская система кинопроизводства, схема кинопроцесса и соответствующего кинопроекта. Разработка идеи кинофильма. Этапы создания и утверждения сценария. Финансирование проекта. Предпроизводственная стадия кинопроцесса (режиссерский вариант сценария, подбор и тренаж актеров, подбор и подготовка техперсонала, определение мест и времени съемок, пр). Съемки кинофильма (включая трюки и киноэффекты). Озвучивание, монтаж, копирование, другие заключительные стадии производства кино. Передача в кинопрокат. Авторское сопровождение кинопроката. Кинопрокат в США и СССР/России, современная ситуация на мировом кинорынке, прогноз и аналитика результатов проката кинопроекта в России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Контрольная работа №1
  • неблокирующий Контрольная работа №2
  • неблокирующий Контрольная работа №3
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Контрольная работа №1 + 0.2 * Контрольная работа №2 + 0.2 * Контрольная работа №3 + 0.1 * Посещаемость + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Основы бизнес-моделирования СМИ : учеб. пособие для вузов, Иваницкий, В. Л., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Конкурентная стратегия : методика анализа отраслей и конкурентов, Портер, М., 2007
  • Основы медиабизнеса : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., 2009
  • Основы менеджмента, Мескон, М. Х., 2002
  • Управление медиа - компаниями : реализация творческого потенциала, Айрис, А., 2010
  • Энциклопедия мировой индустрии СМИ : учеб. пособие для вузов, Блинова, М. В., 2013