• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Стратегический менеджмент

Статус: Курс адаптационный (HR-аналитика)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Кто читает: Кафедра общего и стратегического менеджмента
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: HR-аналитика
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Стратегический менеджмент» входит в группу адаптационных дисциплин магистерской программы «Стратегии развития бизнеса: управление и консалтинг» НИУ ВШЭ. Курс ориентирован на преодоление разрыва в знаниях в области теории стратегического менеджмента у студентов, поступивших на магистерскую программу, которые на предшествующей ступени образования не изучали данную дисциплину в необходимом объеме. Курс построен в логике основных этапов стратегического процесса и включает одиннадцать тем. Содержание курса направлено на подготовку студентов к изучению базовых дисциплин направления и специализации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Стратегический менеджмент» являются развитие у студентов способностей стратегического мышления и навыков разработки стратегических альтернатив для принятия решений в области стратегического управления организацией, функционирующей в условиях конкурентного противостояния и высокой неопределенности внешней среды. Введение данной адаптационной дисциплины в учебный план магистратуры обеспечивает овладение студентами базовыми знаниями в области стратегического управления, необходимыми для дальнейшего обучения по магистерской программе. Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью сформировать умения и навыки использования методов стратегического анализа в процессе разработки стратегических решений. В процессе изучения дисциплины используется методика кейс-анализа и другие интерактивные методы. В самостоятельную работу студента входит освоение классических концепций теории стратегического менеджмента по рекомендуемой учебной и научной литературе, подготовка к практическим занятиям, промежуточному и итоговому контролю знаний.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент после освоения данного раздела должен понимать сущность и содержание основных понятий стратегического менеджмента: стратегия, стратегическое планирование и стратегический менеджмент.
  • 1. Студент демонстрирует понимание концепции стратегического менеджмента и объективных предпосылок появления и развития концепции.
  • 1. После изучения данной темы студенты будут знать цели и методы стратегического анализа внутренней среды организации.
  • 2. Понимать, что ресурсы и способности составляют стратегический потенциал, который определяет конкурентные преимущества организации перед соперниками.
  • 3. Знать как определять и оценивать "сильные" и "слабые" стороны компании в сочетании с внешними "возможностями" и "угрозами".
  • 4. Уметь проводить внутренний аудит ресурсов и способностей с помощью методики SNW-анализа.
  • 5. Уметь анализировать издержки компании и определять конкурентоспособность ценностного предложения компании на основе цепочки ценности (ЦЦ) М. Портера.
  • 6. Понимание стратегических вопросов и проблем заслуживающих приоритетного внимания со стороны топ-менеджмента.
  • 1. После освоения данного раздела студенты смогут проводить портфельный анализ диверсифицированной компании. Проводить оценку инвестиционной привлекательности СБЕ с помощью матриц портфельного анализа.
  • 2. Понимать сущность портфельных матриц; преимущества и недостатки матрицы BCG и McKinsey.
  • 3. Уметь определять возможные стратегии для СЕБ диверсифицированной компании.
  • 4. Уметь определять сбалансированность портфеля компании на основе коэффициента связанности СЕБ.
  • 1. Изучив данный раздел у студентов будет понимание преимуществ и недостатков двух подходов к выбору стратегии: на основе внешнего позиционирования компании и на основе корневых компетенций.
  • 2. Знание особенностей этапа выбора стратегии из возможных альтернатив (использование рационального и креативного подхода при принятии стратегического решения).
  • 3. Знание основных критериев выбора стратегических альтернатив.
  • 4. Умение на основе матрицы Томпсона и Стрикленда делать выбор эталонных стратегий корпоративного уровня.
  • 5. Определение возможности выбора стратегических траекторий роста, представленных на матрице И. Ансоффа.
  • 6. Знание типовых ошибок при выборе стратегий.
  • Определять причины различий в определении понятия "стратегия". Понимать отличие рационального/детерминированного взгляда на стратегию от взгляда на стратегию как непредсказуемый процесс.
  • Знать основные формы стратегий по Г.Минцбергу ( "5П" стратегий). Иерархия стратегий в организации.
  • Знать основные модели стратегического менеджмента (Пять задач стратегического менеджмента Томпсона и Стрикленда и др.)
  • 2. Знает основные этапы эволюции теории СМ и критическую характеристику основных концепций в рамках существующих школ стратегий по Г. Минцбергу.
  • 3. Понимает особенности основных компонентов стратегического процесса, которые подробно рассмотрены в последующих разделах курса.
  • 4. Понимает взаимосвязь философии развития бизнеса с типом планирования в организации.
  • 5. Может определить особенности стратегических решений и техники, развития принятия стратегических решений.
  • 1. Студент должен освоить понимание общего и особенного между понятиями: видение, миссия и цель. Видение и миссия компании формально декларируют глобальную цель, которой компания пытается достичь в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
  • 2. Понимание основных требований к формулировке миссии компании, которая должна отражать смысл существования бизнеса организации, главные корпоративные цели и ценности, как основу корпоративной философии.
  • 3. Понимать влияние заинтересованных групп (стейкхолдеров) на формулировку стратегии компании. Знать и уметь использовать методы определения приоритетных заинтересованных групп, чтобы учесть их требования и получить соответствующую поддержку.
  • 4. Уметь определять интересы приоритетных групп стейкхолдеров и анализировать роль миссии для получения поддержки внешних и внутренних заинтересованных групп.
  • 1. После освоения данного раздела студент должен понимать сущность и содержание понятий "конкуренция" и "конкурентное преимущество".
  • 2. Выявлять стратегию и стремление к конкурентному преимуществу над конкурентами.
  • 3. Уметь анализировать причины успеха и неудач в конкуренции.
  • 4. Условия и варианты достижения конкурентного преимущества организации в конкурентной борьбе.
  • 1. Освоив данный раздел студент будет понимать особенности стратегий корпоративного и бизнес-уровня.
  • 2. Анализировать соответствие прав и ответственности менеджеров, принимающих стратегические решения на разных уровнях управления организацией.
  • 3. Определять условия выбора стратегий роста (концентрации, вертикальной интеграции и диверсификации), стабилизации и сокращения.
  • 4. Проводить анализ и определять мотивы, цели и риски эталонных корпоративных стратегий и возможности получения с их помощью ценности для компании.
  • 5. Понимать особенности конкурентных стратегий по М. Портеру и определять мотивы и риски при следовании этим стратегиям.
  • 6. Знать наиболее распространенные ошибки в конкурентном поведении.
  • 1. После освоения данной темы дисциплины студенты будут знать цели и стратегии выхода на международные рынки.
  • 2. Понимать знание причин влияния рыночных условий в разных странах на выбор стратегии компании на международных рынках; национальный ромб конкурентного преимущества.
  • 3. Знать пять основных стратегий выхода на международные рынки и подходы к ведению конкуренции на этих рынках.
  • 4. Понимать уникальные характеристики и особые условия конкуренции на развивающихся рынках стран (Китая, Индии, Бразилии и др.)
  • 1. Изучив данную тему студенты будут понимать различия между факторами внешнего окружения на макро- уровне и факторами непосредственного окружения компании. Определять, как факторы макроокружения обуславливают появление "возможностей" и "угроз" для компании.
  • 2. Понимать концепцию стратегических групп конкурентов и подвижность барьеров между группами.
  • 3. Понимать сущность подхода М. Портера к проведению конкурентного анализа отрасли на основе предложенной им "Модели пяти сил".
  • 4. Уметь определять ограничения методов стратегического анализа внешней среды ("модели пяти сил" и концепции стратегических групп конкурентов); определять роль инноваций в кардинальном изменении структуры отрасли и конкуренции.
  • 5. Знать этапы жизненного цикла отрасли и характер конкуренции на этих этапах; определять как изменяются барьеры входа и соперничество по мере развития отрасли.
  • 6. Уметь определять движущие силы развития отрасли и влияние на отрасль процессов глобализации и цифровизации.
  • 1. Освоив данный раздел студент должен демонстрировать знание этапов процесса реализации стратегий.
  • 2. Понимание взаимосвязи между стратегическими планами, программами и оперативными планами, разрабатываемыми в фирме.
  • 3. Понимание природы стратегических изменений в организации; возможности использования модели McKinsey 7S при реализации стратегических изменений: трансформации организационной структуры и культуры.
  • 4. Понимать природу конфликтов в организации и их влияние на стратегические изменения; знание достоинств и недостатков методов преодоления сопротивления изменениям.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 2. Базовые понятия и модели стратегического менеджмента.
    Роль стратегии в достижении конкурентоспособности и устойчивого развития фирмы. Определение понятий: стратегия, стратегическое планирование и стратегический менеджмент. Иерархия стратегий в организации. Пять задач стратегического менеджмента Томпсона и Стрикленда. Стратегические решения: сущность и особенности. Виды стратегических решений: предпринимательские, адаптивные, планирующие. Распределение полномочий на принятие стратегических решений.
  • Тема 1. Введение в стратегический менеджмент.
    Предпосылки стратегического менеджмента. Эволюция систем управления и функции планирования. Становление теории стратегического менеджмента. Школы стратегий. Направления поиска новой парадигмы теории стратегического менеджмента.
  • Тема 3. Стратегическое направление развития организации: целевые установки.
    Формирование стратегического видения, миссии и целевых показателей. Три составляющие стратегического видения. Миссия фирмы и принципы ее формирования. Отражение в миссии и в стратегических целях фирмы интересов стейкхолдеров (собственников, менеджеров, работников, общества, потребителей). Методологические основы формирования целей деловой организации. Виды целей и их приоритетность. SMART – принцип.
  • Тема 10. Определение и выбор стратегических альтернатив.
    Формулирование стратегического выбора: набор альтернатив, критерии оценки и выбора. Базовые стратегические альтернативы роста и возможные стратегические риски. Матрица И. Ансоффа. Выбор стратегии на основе матрицы Томпсона и Стрикленда. Стратегический ̆выбор и корневые компетенции. Типовые ошибки при выборе корпоративных и конкурентных стратегий. Согласование и взаимосвязь стратегий корпоративного, делового и функционального уровня.
  • Тема 11. Реализация стратегии: управление организационными изменениями. Этапы реализации стратегии и объекты стратегических изменений.
    Формирование политики и поддерживающих стратегий. Модель 7S. Организационная структура как объект изменений. Преобразование организационной культуры. Стратегический контроль. Управление в условиях стратегических изменений: индивидуальное и групповое сопротивление изменениям: человеческий фактор, источники и сила сопротивления, управление сопротивлением. Внешние факторы реализации стратегии: виды и способы внешних стратегических изменений (использование интеграции и кооперации путем создания стратегических альянсов, слияния и поглощения).
  • Тема 9. Портфельный анализ диверсифицированной компании.
    Цели портфельного анализа диверсифицированной компании. Оценка инвестиционной привлекательности СБЕ с помощью матриц портфельного анализа. Матрица BCG и GE-McKinsey. Сравнительный анализ прочности бизнеса с помощью матричного метода.
  • Тема 8. Стратегический анализ внутренней среды фирмы.
    Цели, принципы и методы анализа внутренней среды фирмы. Методы и источники приобретения устойчивых конкурентных преимуществ. Методика SNW- анализа. Бизнес-модель и конкурентоспособность фирмы. Факторы конкурентоспособности: эффект масштаба, эффект размаха, эффект обучения. Диверсификация как фактор образования конкурентных преимуществ. Цепочка создания ценности М. Портера, как инструмент создания конкурентных преимуществ.
  • Тема 7. Стратегический анализ внешней среды: определение возможностей и угроз.
    Уровни и цели анализа внешней среды фирмы. Характеристика изменчивости макросреды бизнеса. Методика проведения PEST – анализа. Влияние факторов макросреды на деловые организации различного профиля и масштаба деятельности. Определение бизнес-ландшафта фирмы. Конкурентный анализ отрасли на основе модели М. Портера. Оценка привлекательности отрасли и движущие силы развития. Параметры отрасли и ключевые факторы успеха. Анализ конкурентного положения фирмы в отрасли. Построение карты стратегических групп конкурентов.
  • Тема 6. Стратегии компании на международных рынках.
    Мотивы выхода на новые международные рынки. Стратегии компаний, действующих на глобальной арене. Базовые формы входа на рынок. Стратегические решения, принимаемые компаниями в рамках международных стратеги. Глобальные стратегические альянсы.
  • Тема 5. Корпоративные и конкурентные стратегии.
    Определение стратегической пирамиды. Корпоративная стратегия, деловая стратегия, функциональная стратегия, операционная стратегия. Эталонные стратегии корпоративного уровня: стратегии роста, стабилизации и сокращения. Конкурентные стратегии - матрица М.Портера. Конкурентные стратегии: условия эффективного применения и возможные риски стратегии лидерства по издержкам, дифференциации, фокусирования и стратегии «застрявшего на полпути». Запас конкурентоспособности фирмы.
  • Тема 4. Конкурентные преимущества организации как основа ее стратегии.
    Конкурентные преимущества: сущность и взаимосвязь с конкурентоспособностью фирмы. Понятие «Конкурентоспособность». Конкурентоспособность на уровне компании (бизнеса) и товара. Понятие «ключевая компетенция» и его сущность, источники формирования. Теория конкурентных преимуществ. Характеристика и виды конкурентных преимуществ. Возможности формирования, развития, сохранения и средства защиты конкурентных преимуществ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1 по темам 1-7
  • неблокирующий Контрольная работа 2 по темам 8-10
  • блокирующий Экзамен (письменная работа)
    Проводится по итогам освоения дисциплины в рамках экзаменационной сессии 2 модуля в формате индивидуальной письменной работы.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание «Оценка компании» – в течение 1-2 модуля каждая группа в командах из 3-4 человек проводит стратегическое диагностирование выбранной компании (одна студенческая группа – одна компания). В конце 2 модуля студенческая группа готовит итоговую презентацию и представляет ее в рамках бизнес-практикума. Домашнее задание должно быть выполнено с использованием фактического материала. В качестве материала для кейса могут быть привлечены данные о конкретной компании, которая была местом производственной практики студента на предшествующей ступени обучения, данные о компании, опубликованные в СМИ, или на основе использования Интернет-ресурсов.
  • неблокирующий Самостоятельная работа (текущая активность)
    - участие на семинаре в групповом кейс-анализе (в формате ГИА). Кейс – ситуация или практический пример из бизнеса, где рассматривается конкретная проблемная ситуация, требующая анализа и принятия решения. Выполнение кейсов осуществляется в групповом режиме и оценивается по критериям полноты и аргументированности разработанных вариантов решения ситуации. Кейсы выполняются студентами в рамках практических занятий по курсу. В каждой группе формируется несколько команд студентов (по 3-4 человека), которые в формате презентации представляют свой вариант решения.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Домашнее задание + 0.075 * Контрольная работа 1 по темам 1-7 + 0.075 * Контрольная работа 2 по темам 8-10 + 0.2 * Самостоятельная работа (текущая активность) + 0.4 * Экзамен (письменная работа)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Grant, R. M., & Baden-Fuller, C. (2018). How to Develop Strategic Management Competency: Reconsidering the Learning Goals and Knowledge Requirements of the Core Strategy Course. Academy of Management Learning & Education, 17(3), 322–338. https://doi.org/10.5465/amle.2017.0126
  • Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл., А. А., Стрикленд III, А. Дж., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ansoff, H. I. (1965). The Firm of the Future. Harvard Business Review, 43(5), 162–178. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=3866426
  • Ansoff, H. I. (1987). The Emerging Paradigm of Strategic Behavior. Strategic Management Journal (John Wiley & Sons, Inc.), 8(6), 501–515. https://doi.org/10.1002/smj.4250080602
  • Ansoff, H. I. (1991). Critique of Henry Mintzberg’s “The Design School: Reconsidering the Basic Premises of Strategic Management.” Strategic Management Journal (John Wiley & Sons, Inc.), 12(6), 449–461. https://doi.org/10.1002/smj.4250120605
  • Ansoff, H. I. (2019). Implanting Strategic Management. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1922056
  • Ansoff, H. I., & Brandenburg, R. G. (1969). The General Manager of the Future. California Management Review, 11(3), 61–72. https://doi.org/10.2307/41164176
  • Grant, R. M. (2016). Contemporary Strategy Analysis (Vol. Text, Ninth edition). Chichester: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1639480
  • Mintzberg, H. (1987). The Strategy Concept I: Five Ps For Strategy. California Management Review, 30(1), 11–24. https://doi.org/10.2307/41165263
  • Как обойти конкурентов : создаем сильный бренд, Аакер, Д. А., Кузина, В., 2012
  • Катькало, В. С. Эволюция теории стратегического управления [Электронный ресурс] : монография / В. С. Катькало; Высшая школа менеджмента СПбГУ. . 3-е изд. . СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2011. . 548 с. - ISBN 978-5-9924-0037-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/492854
  • Конкурентная стратегия : методика анализа отраслей и конкурентов, Портер, М., Минервина, И., 2007
  • Конкурентное преимущество : как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость, Портер, М., Калинина, Е., 2005
  • Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл., А. А., Стрикленд III, А. Дж., 2006
  • Стратегический менеджмент организации : учеб. пособие, Гурков, И. Б., 2004
  • Стратегический менеджмент, Ансофф, И., Петрова, А. Н., 2009
  • Стратегический процесс, Минцберг, Г., Куинн, Дж. Б., 2001
  • Стратегия и структура корпорации : учеб. пособие, Гурков, И. Б., 2006
  • Школы стратегий : стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента, Минцберг, Г., Альстрэнд, Б., 2000