• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

История русской литературы

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 116

Программа дисциплины

Аннотация

В процессе освоения дисциплины «История русской литературы. Ч. III. Русская литература XIX – начала ХХ вв.: 1826 – 1913» студенты сформируют навыки ориентации в русском историко-литературном процессе на фоне западноевропейского, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; познакомятся с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами русской литературы XIX – начала ХХ вв., с методологическими подходами к ее изучению, с ее эволюцией; освоят принципы анализа текстов XIX – начала XX вв. при помощи разнообразного филологического инструментария, применяемого гибко и корректно; усовершенствуют навыки самостоятельной исследовательской работы. У студентов сформируется представление о персональном составе русской литературы XIX – начала ХХ вв. и важнейших сочинениях, составивших по мере развития словесности национальный канон; о базовых чертах «русского XIX века», исторических и социокультурных, и их динамике в различные царствования; о судьбе важнейших произведений XIX – начала ХХ в. (и их авторов) в критике и литературной полемике; о наиболее существенных литературных школах, обществах и кружках. Студенты научатся сопоставлять тексты в рамках жанров и видеть их модификации; различать биографические контексты, значимые для понимания текста. Формы контроля: письменная работа (ежемодульно), экзамен (в конце 2, 3 и 4 модулей).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История русской литературы. Ч. III. Русская литература XIX – начала ХХ вв.: 1826 – 1913» являются: - формирование у студентов навыков ориентации в историко-литературном процессе, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; - знакомство студентов с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами русской литературы XIX – начала ХХ вв., с методологическими подходами к ее изучению, с ее эволюцией; - развитие у студентов навыков анализа текстов прошлого при помощи разнообразного филологического инструментария, применяемого гибко и корректно; - подготовка к профессиональной деятельности, в том числе закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - персональный состав русской литературы XIX – начала ХХ вв. и важнейшие сочинения, составившие по мере развития словесности национальный канон; - базовые черты «русского XIX века», исторические и социокультурные, и их динамику в различные периоды (царствования); - судьбу важнейших произведений XIX – начала ХХ в. (и их авторов) в критике и литературной полемике; - наиболее существенные литературные школы, общества и кружки.
  • Уметь: - проецировать тексты периода на русский и западноевропейский литературный и исторический фон и претекст; - сопоставлять тексты в рамках жанра (нескольких жанров) и видеть их модификации; - различать биографические контексты, значимые для понимания того или иного текста (круга текстов).
  • Иметь навыки (приобрести опыт): - полифокусного анализа текстов XIX – начала ХХ вв.; - отслеживания динамики развития литературы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент ориентируется в историко-литературном процессе эпохи царствования Николая I, анализирует литературные явления на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне, уместно применяет филологический инструментарий для анализа текста, корректно интерпретирует предложенный текст в заданном аспекте с привлечением информации, полученной в ходе изучения курса, и фоновой информации.
  • студент ориентируется в историко-литературном процессе 1850-70-х гг., анализирует литературные явления на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне, уместно применяет филологический инструментарий для анализа текста, корректно интерпретирует предложенный текст в заданном аспекте с привлечением информации, полученной в ходе изучения курса, и фоновой информации.
  • студент ориентируется в историко-литературном процессе к. XIX – начала ХХ вв., анализирует литературные явления на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне, уместно применяет филологический инструментарий для анализа текста, корректно интерпретирует предложенный текст в заданном аспекте с привлечением информации, полученной в ходе изучения курса, и фоновой информации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Литература конца XIX – начала ХХ вв. (Продолжение 3)
    Исследования: Обязательные: А. П. Чудаков. Поэтика Чехова. М., 1971. А. П. Чудаков. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М., 1986. Книги переизданы одним томом: СПб., 2016. Ю. К. Щеглов. Из работ о поэтике Чехова // Ю. К. Щеглов. Избранные труды. М., 2014. З. Г. Минц. Лирика Александра Блока; Символ у Александра Блока; Функция реминисценций в поэтике Ал. Блока // З. Г. Минц. Блок и русский символизм. Избр. труды: В 3 кн. СПб., 1999. Кн. 1. Поэтика Александра Блока. З. Г. Минц. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов; О трилогии Д. С. Мережковского «Христос и Антихрист» // З. Г. Минц. Блок и русский символизм. Избр. труды: В 3 кн. СПб., 2004. Кн. 3. Поэтика русского символизма А. В. Лавров. «Соловьиный сад» А. Блока. Литературные реминисценции и параллели // А. В. Лавров А.В. Этюды о Блоке. СПб., 2000. Дополнительные: А. С. Долинин. Достоевский и другие: Статьи и исследования о русской классической литературе. Л., 1989 (раздел «Чехов»). Д. Рейфилд. Жизнь Антона Чехова. М., 2006 (переизд. – 2011). М. Ю. Лотман, З. Г. Минц. Статьи о русской и советской поэзии // З. Г. Минц. Блок и русский символизм. Избр. труды: В 3 кн. СПб., 2004. Кн. 3. Поэтика русского символизма.
  • Литература в царствование Николая I
    Тема 1. Общие идеологические и литературные тенденции в царствование Николая I. События «междуцарствия», их роль в изменении идеологии и литературного баланса, позднейшая мифологизация. Государственная политика второй половины 1820-х гг. и литература. Польское восстание (1830-1831) и его следствия в политике, идеологии и литературе. Формирование доктрины «православие – самодержавие – народность». Расширение читательской аудитории. Проблема «словесность и коммерция»; альманахи, «энциклопедические» журналы, газета «Северная пчела». Вытеснение поэзии прозой. Тема 2. Творчество А. С. Пушкина (1826 – 1836). Единство и эволюция поэтической системы. «Классицизм» (ориентация на образцы) Пушкина. «Конспективность» пушкинских сочинений. Роль «больших форм». Взаимодействие лирики и поэм. Многовекторность литературной стратегии Пушкина на всех этапах творческой эволюции. Синкретический характер поэм и драматургии. Особое место романа в стихах «Евгений Онегин» (длительность работы над текстом как смыслообразующий фактор; принцип противоречий; автор и герои; литература и реальность). Проза Пушкина и проза 1820-30-х гг. Стилевые, жанровые, сюжетные особенности пушкинской прозы; ее эволюция. Стилизация и пародия в прозе Пушкина. История и современность в прозе Пушкина. Тема 3. Поэзия 1820 - 1830-х гг. Творчество М. Ю. Лермонтова. «Поэтический (пушкинский) период» русской литературы и его кризис на рубеже 1820-30-х гг. Поэзия Е. А. Баратынского: трансформация элегии, антологической лирики, романтической поэмы. Архаистические корни и переосмысление поэтики элегической школы в поэзии Ф.И. Тютчева. Судьба традиционных жанров в поэзии Тютчева (фрагментаризация); стихотворения на случай. Поэзия М. Ю. Лермонтова: устойчивость основных мотивов и приемов; освоение пушкинской поэтики и борьба с Пушкиным. Английский опыт в поэзии Лермонтова. Лермонтовская трансформация романтической поэмы, элегии, баллады, стихов на случай. Специфика лермонтовского историзма. Стихи и проза Лермонтова. Поэтические принципы построения романа «Герой нашего времени» (композиция и мозаика жанров; проблема «автор, повествователь, герой»; символика).
  • Литература в царствование Николая I (Продолжение)
    Тема 4. Творчество Н. В. Гоголя и литература конца 1840-х гг. Гоголевские сборники повестей как смысловые единства. Фольклорные и литературные традиции. Эклектизм и контраст в стиле Гоголя. Проблема гоголевской фантастики. Эпическое (поэтическое) прошлое и абсурдно-прозаическое настоящее; апокалиптические мотивы. Эстетизм и социально-религиозная функция искусства. Петербург и Россия; формирование «петербургского мифа» и «мифа о России». Символический и социально-политический планы комедии «Ревизор». «Мертвые души»: жанр, композиция, литературные традиции, проблема героя, проблема автора, прагматика текста. Переосмысление эстетики Гоголя «натуральной школой». Значение Гоголя и Лермонтова для русской литературы второй половины XIX века. Источники и исследования к разделу 1: Источники: Обязательные: А. С. Пушкин. Стихотворения (1826-1836): И.И. Пущину; Стансы («В надежде славы и добра…»); «Во глубине сибирских руд…»; «Поэт» («Пока не требует поэта…»; Друзьям; Воспоминание; «Дар напрасный, дар случайный…»; Предчувствие; Поэт и толпа; «Жил на свете рыцарь бедный…»; Дорожные жалобы; «Зима. Что делать нам в деревне?»; Зимнее утро; «Я вас любил: любовь еще, быть может…»; «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»; «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»; Кавказ; Монастырь на Казбеке; К вельможе; Поэту; Мадонна; Бесы; Элегия («Безумных лет угасшее веселье…»); Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы; Герой; Моя родословная; «Перед гробницею святой…»; Клеветникам России; Бородинская годовщина; «Чем чаще празднует Лицей…»; Гнедичу («С Гомером долго ты беседовал один…»); Гусар; Воевода; «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…»; Полководец; Странник; «…Вновь я посетил…»; Пир Петра Первого; Мирская власть; Подражание итальянскому; «Напрасно я бегу к сионским высотам…»; Из Пиндемонти; «Отцы пустынники и жены непорочны…»; «Когда за городом задумчив я брожу…»; «Я памятник себе воздвиг нерукотоворный…»; «Была пора: наш праздник молодой…»; Сказки: Сказка о попе и о работнике его Балде; Сказка о царе Салтане…; Сказка о рыбаке и рыбке; Сказка о золотом петушке; Поэмы: Полтава; Домик в Коломне, Анджело; Медный всадник; Евгений Онегин; Драматургия: Скупой рыцарь; Моцарт и Сальери; Каменный гость; Пир во время чумы; Проза: Повести <…> Белкина; Пиковая дама; Капитанская дочка // Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Л., 1977-1979. Е. А. Баратынский. «К чему невольнику мечтания свободы…»; «Наслаждайтесь: все проходит…»; На смерть Гете; Запустение; Последний поэт; Недоносок; Бокал; Осень; «Сначала мысль воплощена…»; «Толпе тревожный день приветен, но страшна…»; «Благословен святое возвестивший!..»; «Были бури, непогоды…»; «На что вы дни! Юдольный мир явленья…»; «Все мысль да мысль! Художник бедный слова!..»; Рифма; «Предрассудок! он обломок…»; «Что за звуки? Мимоходом…»; Ахилл; «Когда твой голос, о поэт…»; Пироскаф // Баратынский Е. А. Полн. собр. стихотворений. Л., 1989 (или другое авторитетное издание). Ф. И. Тютчев. Проблеск; 14 декабря 1825; «Еще шумел веселый день…»; Безумие; «Песок сыпучий по колени…»; Цицерон; «Как над горячею золой…»; Silentium!; Осенний вечер; «О чем ты воешь, ветр ночной…»; «Я лютеран люблю богослуженье…»; «И гроб опущен уж в могилу…»; «Я помню время золотое…»; Сон на море; «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»; «В душном воздухе молчанье…»; «Как птичка с раннею зарей…»; «Вечер мглистый и ненастный…»; «Тени сизые смесились…»; «Душа моя – Элизиум теней…»; «Не то, что мните вы, природа…»; «Нет, моего к тебе пристрастья…»; «Из края в край, из града в град…»; «Люблю глаза твои, мой друг…»; «И чувства нет в твоих очах…»; 1 декабря 1837; «Давно, давно ль, о Юг блаженный…»; «Глядел я, стоя над Невой…»; «Еще томлюсь тоской желаний..», «Итак, опять увиделся я с вами…»; «Слезы людские, о слезы людские…»; «Кончен пир, умолкли хоры…»; Наполеон; «Не рассуждай, не хлопочи!..»; Два голоса; «Не говори: меня он, как и прежде, любит…»; «Сияет солнце, воды блещут…»; Последняя любовь; Лето 1854; «Эти бедные селенья…»; «Есть в осени первоначальной…»; «Она сидела на полу…»; «О, этот Юг, о эта Ницца!..»; «Весь день она лежала в забытьи…»; Накануне годовщины 4 августа 1864; «Когда дряхлеющие силы…»; «Умом Россию не понять…»; «Нам не дано предугадать…»; «Природа – сфинкс. И тем она верней…»; К.Б.; «Брат, столько лет, сопутствовавший мне…» // Тютчев Ф.И. Полн. собр. стихотворений. Л., 1987 (или любое другое авторитетное издание).
  • Литература в царствование Николая I (Продолжение 2)
    М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: 1831-го, июня 11 дня; Ангел; «Нет, я не Байрон, я другой…»; Парус; Русалка; Умирающий гладиатор; Еврейская мелодия («Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..»); Смерть поэта – далее все, кроме эпиграмм и набросков; Поэмы: Тамбовская казначейша; Песня про царя Ивана Васильевича…; Демон; Мцыри // Лермонтов М. Ю. Полн. собр. стихотворений: В 2 т. Л., 1989. Т.1-2. (Библиотека поэта, Большая серия; 3-е изд.); Герой нашего времени; <Штосс> (любое авторитетное издание). Н. В. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки (8 рассказов); Миргород (4 повести); Невский проспект; Записки сумасшедшего; Нос; Шинель; Ревизор; Мертвые души; сохранившиеся главы второго тома «Мертвых душ» // Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. и писем: В 23 т. М., 2001 - . Вышли тт. 1 («Вечера на хуторе…), 3 («Арабески» - «Невский проспект», «Записки сумасшедшего»), 4 («Ревизор»), 7 («Мертвые души»; комментарий – кн. 2); остальное – по любым авторитетным изданиям. Дополнительные: А. С. Пушкин. Стихотворения и сказки (1826 – 1836), не указанные выше; Поэмы: Тазит; Езерский; Драматургия: Русалка; Сцены из рыцарских времен; Проза: Египетские ночи; Путешествие в Арзрум…; История Пугачева // Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Л., 1977-1979. Е. А. Баратынский. Стихотворения (1830 – 1844), не указанные выше. М. Ю. Лермонтов. Беглец; Ашик-Кериб; Кавказец (любое авторитетное издание) Н. В. Гоголь. Портрет (две редакции); Коляска; Рим; Женитьба; Игроки; статьи из книги «Арабески»; Выбранные места из переписки с друзьями (любое авторитетное издание) В.Т. Нарежный. Два Ивана, или Страсть к тяжбам (любое издание). Ф.В. Булгарин. Иван Выжигин (любое издание). М.Н. Загоскин. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году (любое издание). А.А. Бестужев (Марлинский). Испытание; Страшное гадание; Фрегат «Надежда»; Аммалат-бек (любое издание). В.Ф. Одоевский. Княжна Мими; Сильфида; Косморама; Саламандра // Одоевский В.Ф. Повести и рассказы. М., 1988.
  • Литература в царствование Николая I (Продолжение 3)
    Исследования Обязательные: Ю. Н. Тынянов. Пушкин // Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1969. Ю. М. Лотман. А.С. Пушкин: Биография писателя; К структуре диалогического текста в поэмах Пушкина (Проблема авторских примечаний к тексту); Посвящение «Полтавы» (Адресат, текст, функция); Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин»: Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста // Лотман Ю. М. Пушкин. СПб., 1995 (есть переиздания). В. Э. Вацуро. «К вельможе»; «Сказка о золотом петушке» (Опыт анализа сюжетной семантики) // Вацуро В. Э. Пушкинская пора. СПб., 2000; В. Э. Вацуро. Поэтический манифест Пушкина; «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» // Вацуро В. Э. Записки комментатора. СПб., 1994. Л.В. Пумпянский. «Медный всадник» и поэтическая традиция XVIII века // Пумпянский Л.В. Классическая традиция: Собр. трудов по истории русской литературы. М., 2000. Е. А. Тоддес. К изучению «Медного всадника» // Е. Тоддес. Избранные труды по русской литературе и филологии. М., 2019. О. А. Проскурин. Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест. М., 1999. В. Шмид. Проза Пушкина в поэтическом прочтении. Изд.2-е (СПб., 2013). Ч. II-III. А. М. Песков. Взгляд на жизнь и сочинения Боратынского // Летопись жизни и творчества Е. А. Боратынского. М., 1998. Б. М. Эйхенбаум. Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки // Эйхенбаум Ю. О литературе: Работы разных лет. М., 1987. В. Э. Вацуро. М. Ю. Лермонтов <и фольклор>; Последняя повесть Лермонтова; Чужое «я» в лермонтовском творчестве; Художественная проблематика Лермонтова // Вацуро В. О Лермонтове. М., 2008. Ю. В. Манн. Поэтика Гоголя // Манн Ю. В. Творчество Гоголя: Смысл и форма. СПб., 2007 (см. также ранние издания книги «Поэтика Гоголя»). Дополнительные: В. Э. Вацуро, М. И. Гиллельсон. Сквозь «умственные плотины»: Очерки о книгах и прессе пушкинской поры. М., 1986 В. Э. Вацуро. «Северные цветы»: История альманаха Дельвига – Пушкина // Вацуро В. Э. Избр. труды. М., 2004 Л. Н. Киселева. Карамзинисты – творцы официальной идеологии (заметки о российском гимне) // Тыняновский сборник. М., 1998. Вып. 10 А. Л. Зорин. Заветная триада: Меморандум С. С. Уварова 1832 года и возникновение доктрины «православие – самодержавие – народность» // Зорин А. Л. Кормя двуглавого орла…: Литература и государственная идеология в последней трети XVIII – первой трети XIX века. М., 2001 Ю.М. Лотман. Идейная структура поэмы Пушкина «Анджело»; Опыт реконструкции пушкинского сюжета об Иисусе // Лотман Ю. М. Пушкин. СПб., 1995 (есть переиздания). С. Г. Бочаров. «Обречен борьбе верховной» // С. Г. Бочаров. О художественных мирах. М., 1985. Д. С. Мережковский. М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества // М. Ю. Лермонтов: Pro et contra. СПб., 2002 (переизд.: СПб., 2013. Т.1). И. Б. Роднянская. Демон ускользающий // М. Ю. Лермонтов: Pro et contra. СПб., 2002 (переизд.: СПб., 2013. Т.1). А. Немзер. Об «антиисторизме» Лермонтова // А. Немзер. При свете Жуковского: Очерки истории русской литературы. М., 2013 Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М., 1995. Гиппиус В. Гоголь. Зеньковский В. Н. В. Гоголь. СПб., 1994. Андрей Белый. Мастерство Гоголя. М.; Л., 1934 (переизд. - 2011). М. Вайскопф. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. М., 2002.
  • Литература 1850-70-х гг.
    Тема 1. Проза и драматургия 1850-х – 1870-х гг. Изменение политической и идеологической атмосферы после смерти Николая I и поражения России в Крымской войне. Литература в контексте общественных споров о великих реформах и путях России. Единство и эволюция художественного мира И. С. Тургенева. «Поэтическая» составляющая прозы Тургенева. «Натуральность» и «поэзия» (социальная конкретика и вечные темы) в «Записках охотника». Формирование проблемного романа и проблемного героя. Повесть и роман в художественном мире Тургенева. Поздняя новеллистика и «Стихотворения в прозе». Тургенев как центральная фигура литературы второй половины XIX в. Романная трилогия И. А. Гончарова: опыт «натуральной школы» и его преодоление; противостояние поэтических систем Гончарова и Тургенева. Эволюция драматургии А. Н. Островского. Бытописание; актуальные социально-политические мотивы и устойчивость русской жизни; переосмысление традиционных драматургических жанров и литературных сюжетов; тематическое и жанровое разнообразие пьес Островского; театр и театральность как мотивы и структурообразующие принципы поэтики Островского. Трилогия А. В. Сухово-Кобылина. Реакция литератров-разночинцев на проблемную литературу «тургеневского» типа. Дискредитация «дворянского героя» и поиски «новых типов» в литературе 1860-70-х гг. Проблема «человек и среда». Эстетика очерка и преодоление традиционных форм повести и романа. Экспериментальная поэтика и социальная прагматика романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». «Документальный» генезис прозы Н. С. Лескова (физиологический очерк, памфлет, фиксация «анекдота», «случая», «легенды»). Многообразие социокультурных типов и сюжетов в прозе Лескова. Поиски идеала и иронический скептицизм. Проблема рассказчика и сказа. Неудачи в «больших формах» и отказ от них; циклизация «малых форм». Жанровые особенности, характерология, сюжетосложение романа М.Е. Салтыкова (Щедрина) «Господа Головлевы». Литературные поиски В.М. Гаршина.
  • Литература 1850-70-х гг. (Продолжение)
    Тема 2. Творчество Ф. М. Достоевского Оппозиция «Пушкин – Гоголь» в романе «Бедные люди» и ее значение для творчества Достоевского. Революционно-тюремный опыт и его преломление в прозе Достоевского 1860-70-х гг. Фантастический реализм. Литературные традиции и их полемическое переосмысление. «Чужое слово» и «чужое сознание» в прозе Достоевского. Проблема свободы личности. Проблема зла и оправдания мира. Ограниченность «идеологической» и «психологической» трактовок личности; невозможность «последнего слова» о герое. «Записки из подполья» как зерно «идеологических романов». Сюжетосложение и жанровые особенности романов Достоевского. Злободневность тематики и мифопоэтическая структура повествования. Утопизм и его критика. Открытость финалов Достоевского. Тема 3. Поэзия второй половины XIX века Оппозиция «поэзия – проза» в истории русской литературы. Пушкинская «гармония» и лермонтовская эмоциональная рефлективность как недосягаемые ориентиры поэзии второй половины XIX в. Ф.И. Тютчев как мнимый наследник «пушкинской эпохи». Архаистические корни и переосмысление поэтики «элегической школы» в поэзии Тютчева. Судьба традиционных жанров в поэзии Тютчева («фрагментаризация»); «стихотворения на случай». «Прозаизация» лирики и «пародийное» переосмыление традиционных жанров в поэзии Н. А. Некрасова. Конфликт самодостаточной и «утилитарной» поэзии у Некрасова. Урбанизм Некрасова; «фольклорное» слово в поэзии Некрасова. Дифференциация и эволюция некрасовской поэмы. Проблемы присутствия «позднего романтизма» (А. А. Григорьев, Я. П. Полонский), «бидермайера», «парнаса» (А. Н. Майков) в русской поэзии. Варианты «маргинализации» поэзии в «прозаическую» эпоху. Лирическая доминанта поэзии А. А. Фета. «Классические» и «романтические» ориентиры поэзии Фета; ее жанровая размытость. Пейзаж, психологический конфликт, метафизические и метапоэтические темы у Фета. Расширение словаря и метрического репертуара у Фета. Эстетика и поэтика А. К. Толстого; взаимодействие лирики и баллады; установка на сохранение и практическое переосмысление принципов «классической» свободной поэзии. Пародия, стилизация, игра у А. К.Толстого. Традиционализм и «современность» в лирике Я. П. Полонского. Декларативный эстетизм и прозаизация стиха у А. Н. Майкова; описательность и «тематизм» поэзии Майкова. Литературные поиски К. К. Случевского. Значение поэзии второй половины XIX в. для становления русского модернизма.
  • Литература 1850-70-х гг. (Продолжение 2)
    Тема 4. Творчество Л. Н. Толстого Единство и эволюция художественного мира Л. Н. Толстого. «Внелитературное» положение Толстого-дебютанта и «истоки толстовского направления». Семейно-интимный мир автобиографической трилогии; ослабленность внешнего сюжета; «текучесть» и неповторимость человеческой личности. Оппозиция «естественное – искусственное» и ее изводы. Остранение. «Случайность» деталей и «генерализация» индивидуального. «Интимизация» свершающейся истории в «Севастопольских рассказах»; проблема «человек и война». Эстетизм и «морализм» Толстого в конце 1850-х гг.; поэтизация «старины» и «естественной жизни». Путь от «современности» к эпическому повествованию. Жанр, сюжетосложение, композиция книги «Война и мира». Историзм и антиисторизм Толстого. Проблема личности в истории и «человеческие истории»; значение «многогеройности» «Войны и мира». Опыт «опрощения» повествования в «Азбуке». «Пушкинианство» Толстого в начале 1870-х гг. «Анна Каренина» как современный роман; сюжетосложение и композиция, полемическое переосмысление «французской» и «английской» романических традиций. «Анна Каренина» и позднее творчество Толстого. Место «Исповеди» в эволюции Толстого. Критика культуры (государства, общественных институтов, церкви, семьи и брака, «барского» искусства) в публицистических, философских и художественных сочинениях 1880-1900-х гг. Темы «ухода» и «воскресения»; их варьирование. Центробежная поэтика позднего Толстого; ее связь с критикой «культуры» и концепцией «текучести» личности. Невозможность отказа от «художественности»; толстовское понимание назначения искусства. Повесть «Хаджи-Мурат» как синтез писательских и философских поисков Толстого. Источники и исследования к разделу 2: Источники: Обязательные: И. С. Тургенев. Записки охотника; Ася; Дворянское гнездо; Накануне; Отцы и дети; Довольно; Стихотворения в прозе (все обязательно). Собака; Стук…стук…стук; Рассказ о. Алексея; Песнь торжествующей любви; После смерти (Клара Милич) (2 произведения по выбору) // Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. М., 1978-1988. И. А. Гончаров. Обыкновенная история; Обломов; Обрыв // Гончаров И. А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1978-1980. А. Ф. Писемский. Тысяча душ. А. Н. Островский. Свои люди – сочтемся; Бедность не порок; Доходное место; На всякого мудреца довольно простоты; Горячее сердце; Лес (все обязательно). Последняя жертва; Правда хорошо, а счастье лучше; Бесприданница; Таланты и поклонники; Без вины виноватые (2 пьесы по выбору) // Островский А. Н. Собр. соч.: В 12 т. М., 1973-1980.
  • Литература конца XIX – начала ХХ вв.
    Тема 1. Творчество А. П. Чехова. Молодой Чехов и журнальная юмористика; широта тематического диапазона и «предметного мира» ранней прозы Чехова. Серьезное в комическом; мотивы глухоты и взаимонепонимания, их дальнейшая судьба. Дети, простолюдины, иностранцы, животные в прозе Чехова. Влияние Л. Н. Толстого и спор с ним. Значение поездки на Сахалин и работы над книгой «Остров Сахалин». Мотивы и персонажи русской классики в творчестве Чехова; их ироническое переосмысление. Принципиальная неопределенность авторской позиции, скептическая оценка персонажей. Неопределенность финалов. Символика и подтекст. Близость драматургии и прозы. Жанровая неопределенность пьес: комизм трагедии и трагизм комедии; значимость «второстепенных» персонажей; ансамблевое построение пьес и неизбежность режиссерских интерпретаций. Единство драматургических приемов Чехова и Горького. Чехов и литература ХХ в. Тема 2. Основные тенденции развития литературы рубежа XIX – XX вв. Исторические, мировоззренческие и литературные предпосылки возникновения литературы европейского модернизма. Философия и поэзия В.С. Соловьева. Опора на традиции французской поэзии. Обновление поэтического языка, поиски новых выразительных средств. Доминирование темы искусства и творца в поэзии и прозе модернистов. Декларации модернизма Д. Мержковского и В. Брюсова. «Поэзия намеков». Приемы символизма в пародийном представлении В. Соловьева. Декларации этического релятивизма в поэзии и прозе. Понятие жизнетворчества в русском модернизме. Экзотика и звук поэзии К. Бальмонта. Поэтика недосказанности, загадочности, соединение предметности и импрессионистичности в лирике И. Анненского. «Пессимизм» поэзии и прозы Ф. Сологуба. Модернизм и литературная традиция в поэзии А. Белого. Сюжеты, законы организации пространства, литературная традиция, идеология и мифология в прозе модернистов. История и религия в прозе Дм. Мережковского. Тема красоты и безобразия, культуры и хаоса, христианства и язычества. Техника аллюзий и реминисценций в прозе Ф. Сологуба, Дм. Мережковского, А. Белого. Темы судеб религии, культуры, России, Петербурга, революционного и стихийного разрушения. Ирония и рефлексы жизнетворчества в прозе А. Белого. Городской текст в романе «Петербург». Революционная и религиозная идеология – роман М. Горького «Мать».
  • Литература конца XIX – начала ХХ вв. (Продолжение)
    Тема 3. Творчество Александра Блока «Автобиографизм». Соловьевская «утопия» в «Стихах о Прекрасной Даме». Построение поэтических книг и циклов как единого сюжета. Лирическая трилогия – «роман в стихах». Двойственность мира. Трагическая ирония в драме «Балаганчик». Предметность и символы в лирике. Воплощение темы жизненного и поэтического пути. Мотивы обреченности и возмездия. Темы города и Петербурга, противостояние цивилизации и природы. Темы страшного мира, стихии, музыки. Пушкинская, тютческая, некрасовская и толстовская традиция в теме России. Историософия в лирике. Культура в истории человечества и индивидуальной жизни. Назначение искусства и путь поэта. Осмысление и описание истории как истории семейной в поэме «Возмездие». Изображение революции в поэме «Двенадцать»: стихия, народная культура, «музыка революции»; фольклорная и литературная традиции в поэме «Двенадцать». Источники и исследования к разделу 3: Источники: Обязательные: А. П. Чехов. Проза: Забыл!!; Жалобная книга; Дочь Альбиона; Налим; Лошадиная фамилия; Злоумышленник; Ведьма; Святой ночью; Ванька (1886); Враги; Мальчики; Каштанка; Спать хочется; Степь; Припадок; Сапожник и нечистая сила; Скучная история; Гусев; Дуэль; Попрыгунья; Палата № 6; Рассказ неизвестного человека; Черный монах; Студент; Учитель словесности; Рассказ старшего садовника; Три года; Убийство; Анна на шее; Дом с мезонином; Мужики, В родном углу; На подводе; Ионыч; Человек в футляре; Крыжовник; О любви; Душечка; Новая дача; Дама с собачкой; В овраге; На святках; Архиерей; Невеста; <Н. М. Пржевальский>. Пьесы: Чайка; Три сестры // Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 18 т. М., 1983-1988. М. Горький. На дне. Вл. С. Соловьев. Три свидания // Владимир Соловьев. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974 или Владимир Соловьев. «Неподвижно лишь солнце любви…»: Стихотворения. Проза. Письма. Воспоминания современников. М., 1990. Вл. С. Соловьев. Русские символисты // В. С. Соловьев. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. В. Я. Брюсов. Стихотворения: Творчество; Юному поэту; «Неколебимой истине…» (З.Н. Гиппиус); Каменщик; Встреча («О эти встречи, мимолетные…»); Конь блед; Грядущие гунны; Мумия; Нить Ариадны; Раб; Наполеон; Младшим (любое издание). К. Д. Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие тени…»; Безглагольность; «Я изысканность русской медлительной речи…» (любое издание).
  • Литература конца XIX – начала ХХ вв. (Продолжение 2)
    шарманка; То было на Вален-Коски; Буддийская месса в Париже, Тоска вокзала; Зимний поезд; Тоска маятника; Старая усадьба; Среди миров; Петербург; Старые эстонки (любое издание). А. А. Блок. Вступление («Отдых напрасен. Дорога крута…»); «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»; «Какому Богу служишь ты?..»; Из газет; Болотные чертенятки; «Я восходил на все вершины…»; «Вот он – Христос – в цепях и розах…»; Ангел-Хранитель; Русь; Петр; Незнакомка; Клеопатра; Снежное вино; Второе крещенье; «Ты отошла и я в пустыне…»; цикл «Пляски смерти»; цикл «Жизнь моего приятеля»; Шаги командора; «Я – Гамлет. Холодеет кровь…»; Равенна; Друзьям; Поэты; «Я пригвожден к трактирной стойке…»; поэма Соловьиный сад; цикл «На поле Куликовом»; Осенний день; Россия; На железной дороге; «Грешить бесстыдно, непробудно…»; «Петроградское небо мутилось дождем…»; «Рожденные в года глухие…»; «Мы забыты одни на земле…»; Пушкинскому Дому; поэмы Возмездие; Двенадцать; лирические драмы Балаганчик; Незнакомка; статья Народ и интеллигенция (по любым изданиям). Андрей Белый. Симфония (2-я, драматическая) // Андрей Белый. Симфонии. Л., 1991. *Д. С. Мережковский. Христос и Антихрист. Трилогия. III. Антихрист (Петр и Алексей) // Д. С. Мережковский. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 2 (или другие издания) *Федор Сологуб. Мелкий бес (любое издание) *Андрей Белый. Петербург. М., 1981; серия «Литературные памятники» (переизд. – СПб., 2004) NB: следует пользоваться только изданиями, где представлена полная редакция романа. *Из трех романов, отмеченных в списке знаком *, студенты обязаны детально ознакомиться как минимум с двумя. Дополнительные: А. П. Чехов. Письмо ученому соседу; Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.?; Жизнь в вопросах и восклицаниях; Сельские эскулапы; Смерть чиновника; Злой мальчик; Толстый и тонкий; Хирургия; Хамелеон; Свадьба с генералом; Унтер Пришибеев; Кухарка женится; Пересолил; Детвора; Тоска; Глупый француз; Пассажир 1-го класса; Добрый немец; Жена; Бабье царство; Скрипка Ротшильда; Моя жизнь // Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 18 т. М., 1983-1988. М. Горький. Мать. Вл. С. Соловьев. Стихотворения // Владимир Соловьев. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974 или Владимир Соловьев. «Неподвижно лишь солнце любви…»: Стихотворения. Проза. Письма. Воспоминания современников. М., 1990. Вл. С. Соловьев. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об антихристе… // Вл. Соловьев. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2. Д. С. Мережковский. Христос и Антихрист. Трилогия. I. Смерть богов (Юлиан Отступник); II. Воскресшие боги (Леонардо да Винчи) // Д. С. Мережковский. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990 Т. 1-2 (или другие издания) Д. С. Мережковский. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы // Д. Мережковский. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995 (или другие издания) З. Н. Гиппиус. Стихотворения 1890-х – 1910-х гг. // З. Н. Гиппиус. Стихотворения. СПб., 1999. З. Н. Гиппиус. Из кн. «Живые лица»: Мой лунный друг (О Блоке) // З. Н. Гиппиус. Живые лица: В 2 т. Тбилиси, 1991 (или по иным изданиям) Федор Сологуб. Стихотворения (любое издание) В. Я. Брюсов. Огненный ангел (любое издание) Андрей Белый. Стихотворения из книг «Золото в лазури» и «Пепел» // Андрей Белый. Стихотворения и поэмы: В 2 т. СПб., 2006. Т. 1. Андрей Белый. Серебряный голубь (любое издание)
  • Литература 1850-70-х гг. (Продолжение 3)
    Ф. М. Достоевский. Бедные люди; Записки из подполья; Идиот; Бесы; Братья Карамазовы // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972 – 1990. Ф. И. Тютчев. 14 декабря 1825; «Еще шумел веселый день…»; Безумие; «Песок сыпучий по колени…»; Mal’aria; Цицерон; «Как над горячею золой…»; Silentium!; «Я лютеран люблю богослуженье…»; «Я помню время золотое…»; Сон на море; «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»; «В душном воздухе молчанье…»; «Вечер мглистый и ненастный…»; «Тени сизые смесились…»; «Душа моя – Элизиум теней…»; «О чем ты воешь, ветр ночной…»; «Не то, что мните вы, природа…»; «Люблю глаза твои, мой друг…»; 1 декабря 1837; «Давно, давно ль, о Юг блаженный…»; «Глядел я, стоя над Невой…»; «Еще томлюсь тоской желаний..», «Итак, опять увиделся я с вами…»; Наполеон; «Тихой ночью, поздним летом…»; Два голоса; «Есть в осени первоначальной…»; «Она сидела на полу…»; «О, этот Юг, о эта Ницца!..»; «Весь день она лежала в забытьи…»; Накануне годовщины 4 августа 1864; «Природа – сфинкс. И тем она верней…»; «К.Б.»; «Брат, столько лет, сопутствовавший мне…» // Тютчев Ф.И. Полн. собр. стихотворений. Л., 1987 (или любое другое авторитетное издание). Н. А. Некрасов. Стихотворения: В дороге; «Стишки! стишки! давно ль и я был гений?»; Тройка; Родина; «Еду ли ночью по улице темной…»; «Вчерашний день, часу в шестом…»; «Я не люблю иронии твоей…»; Несжатая полоса; «Давно – отвергнутый тобою…»; Извозчик; Влас; «Праздник жизни – молодости годы…»; Последние элегии; Поэт и гражданин; «Внимая ужасам войны…»; «Стихи мои! Свидетели живые…»; «В столицах шум, гремят витии…»; Размышление у парадного подъезда; «Ночь. Успели мы всем насладиться…»; Песня Еремушке; «Что ты, сердце мое, расходилося?..»; Деревенские новости; Похороны; Крестьянские дети; Рыцарь на час; «Литература с трескучими фразами…»; Зеленый шум; «Надрывается сердце от муки…»; Орина, мать солдатская; Железная дорога; «Зачем меня на части рвете…»; Эй, Иван!; «Не рыдай так безумно над ним…»; «Душно! без счастья и воли…»; Утро; «Смолкли честные, доблестно павшие…»; Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода…»); Пророк; Как празднуют трусу; «Скоро стану добычею тленья…»; Поэмы: Тишина. Мороз, Красный нос // Некрасов Н. А. Полн. собр. соч.: В 15 т. Л. (СПб.), 1981-2000. Т.1-4.
  • Литература 1850-70-х гг. (Продолжение 4)
    . А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом…»; «Облаком волнистым…»; «Шепот, робкое дыханье…»; «Ласточки пропали…»; Степь вечером; «Прозвучало над ясной рекою…»; «На стоге сена ночью южной…»; «Уноси мое сердце в звенящую даль…»; «В дымке-невидимке…»; «Ты отстрадала, я еще страдаю…»; Alter ego; «Не тем, Господь, могуч, непостижим…»; «Далекий друг, пойми мои рыданья…»; «Дул ветер. Плакала трава…»; «Только в мире и есть, что тенистый…»; «Учись у них – у дуба, у березы…»; «Когда читала ты мучительные строки…»; «Одним толчком согнать ладью живую…»; «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»; «На кресле отваляясь, гляжу на потолок…»; «Кляните нас: нам дорога свобода…» // Фет А. А. Стихотворения и поэмы. Л., 1986. А. К. Толстой. «Колокольчики мои…»; «По гребле неровной и тряской…»; «Средь шумного бала, случайно…»; «Не ветер, вея с высоты…»; «Меня, во мраке и в пыли…»; «Вот уж снег последний в поле тает…»; «О не пытайся дух унять тревожный…»; «В стране лучей, незримой нашим взорам…»; «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!»; «Двух станов не боец, но только гость случайный…»; «Горними тихо летела душа небесами…»; «Хорошо, братцы, тому на свете жить…»; Против течения; Василий Шибанов; «У приказных ворот собирался народ…»; Чужое горе; Змей Тугарин; Поток-богатырь; Илья Муромец; «Порой веселой мая…»; Сватовство; Алеша Попович; Садко; Слепой; «Исполнен вечным идеалом…»; История Государства Российского от Гостомысла до Тимашева; «Сидит под балдахином…»; Послание к М. Н. Лонгинову о дарвинисме; Сон Попова // Толстой А. К. Полн. собр. стихотворений и поэм. СПб., 2004. К. К. Случевский. «Я видел свое погребенье…»; На кладбище; «Ходит вечер избочась…»; Невменяемость; «За то, что вы всегда от колыбели лгали…»; В Киеве ночью; Воплощение зла; Невеста; Приди!; Камаринская; стихотворения из циклов «Черноземная полоса», «Мурманские отголоски», «Мефистофель»; Коллежские асессоры; После казни в Женеве. Л. Н. Толстой. Детство; Отрочество; Севастополь в мае; Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн; Война и мир; Кавказский пленник; Анна Каренина; Чем люди живы; Смерть Ивана Ильича; Отец Сергий; Живой труп; Фальшивый купон; Хаджи-Мурат; Об искусстве // Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 20 т. М., 1960-65; Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1978-1984. Н. С. Лесков. Леди Макбет Мценского уезда; Запечатленный ангел; Очарованный странник; Сказ о тульском косом левше…; На краю света // Лесков Н. С. Собр. соч.: В 11 т. М., 1956-58; Лесков Н. С. Собр. соч.: В 12 т. М., 1989 М.Е. Салтыков (Щедрин). Господа Головлевы // М.Е. Салтыков-Щедрин. Собр. соч.: В 20 т. М., 1972. Т. 13 В. Г. Гаршин. Четыре дня; Трус; Художники; Attalea princeps; Из воспоминаний рядового Иванова; Красный цветок; Сигнал (любое издание)
  • Литература 1850-70-х гг. (Продолжение 5)
    Дополнительные: В. А. Соллогуб. Тарантас (любое издание) Физиология Петербурга. М., 1984 (или другие издания) (особенно – <В. Г. Белинский>. Вступление; Н.А. Некрасов. Петербургские углы). А. И. Герцен. Кто виноват? (любое издание) А. В. Дружинин. Полинька Сакс // Дружинин А. В. Повести. Дневник. М., 1986. Д. В. Григорович. Антон-горемыка (любое издание) С. Т. Аксаков. Семейная хроника; Детские годы Багрова-внука (любое издание) Н. Г. Помяловский. Мещанское счастье; Молотов; Очерки бурсы (любое издание) Н.Г. Чернышевский. Что делать? (любое издание) В. А. Слепцов. Трудное время (любое издание) А. В. Сухово-Кобылин. Картины прошедшего. Л., 1989. Я. П. Полонский. Дорога; «Пришли и стали тени ночи…»; Зимний путь; Затворница; Ночь; На пути из-за Кавказа; Финский берег; Песня цыганки; Колокольчик; В глуши; «- Подойди ко мне, старушка…»; Сумасшедший; «Признаться сказать, я забыл господа…»; Двойник; «Заплетя свои темные косы венцом…»; Плохой мертвец; Литературный враг; Миазм; Царь-девица // Полонский Я. П. Соч.: В 2 т. М., 1986. Т.1 или Полонский Я. П. Стихотворения. Л., 1954. А. А. Григорьев. Цикл стихотворений: Борьба; поэма: Venezia la bella // Григорьев А. Стихотворения. Поэмы. Драмы. СПб., 2001 (или другие издания) А. Н. Майков. Стихотворения из разделов: Очерки Рима; Фантазии; На воле; Века и народы; Отзывы истории // Майков А. Н. Соч.: В 2 т. М., 1984. Т. 1. Л. Н. Толстой. Три смерти; Исповедь; Крейцерова соната; Власть тьмы; Воскресение // Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 20 т. М., 1960-65; Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1978-1984. Исследования: Обязательные: Л. Гинзбург. О психологической прозе. Л., 1977. Л. М. Лотман. И. А. Гончаров; // История русской литературы: В 4 т. Л., 1982. Т. 3. Л. В. Пумпянский. Статьи о Тургеневе // Пумпянский Л. В. Классическая традиция: собрание трудов по истории русской литературы. М., 2000. А. И. Журавлева. Островский – комедиограф. М., 1981. М. М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание) П. М. Бицилли. Почему Достоевский не написал «Жития великого грешника» // Бицилли П. М. Трагедия русской культуры. М., 2000. К. В. Мочульский. Достоевский: Жизнь и творчество // Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. Скафтымов А. П. Тематическая композиция романа «Идиот» // Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. В. Н. Топоров. О структуре романа Достоевского в связи с архаическими схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. М. Л. Гаспаров. Метр и смысл: Об одном из механизмов культурной памяти. М., 1999 (перизд. – М., 2012). Л.В. Пумпянский. Поэзия Ф.И. Тютчева // Пумпянский Л.В. Классическая традиция: Собр. трудов по истории русской литературы. М., 2000.
  • Литература 1850-70-х гг. (Завершение)
    Ю. Н. Тынянов. Стиховые формы Некрасова // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. Б. М. Эйхенбаум. Некрасов // Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969. Б. Я. Бухштаб. А. А. Фет: Очерк жизни и творчества. Л., 1974 (или - Л., 1990) М. Л. Гаспаров. Фет безглагольный: Композиция пространства, чувства и слова // Гаспаров М. Л. Избр. труды: В 3 т. М., 1997. Т. 2. С. Г. Бочаров. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1963 (1971, 1978, 1987 и др.). М. Б. Плюханова. Творчество Толстого: Лекция в духе Ю. М. Лотмана // Лев Толстой: Pro et contra. СПб., 2000. Б. М. Эйхенбаум. Лев Толстой; Молодой Толстой; Из книги «Лев Толстой. Семидесятые годы» (Ч. I. гл. 4, Ч. 3); Пушкин и Толстой (обязательно; остальное – весьма желательно) // Эйхенбаум Б. М. Работы о Льве Толстом. СПб., 2009. Дополнительные: А. Чудаков. Тургенев: повествование – предметный мир – герой – сюжет // А. Чудаков. Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого. М., 1992. В. Н. Топоров. Странный Тургенев (Четыре главы). М., 1998. Ю. В. Манн. Тургенев и другие. М., 2008 (раздел I. Тургенев). И. Паперно. Николай Чернышевский: Человек эпохи реализма. М., 1996. Т. И. Печерская. Разночинцы шестидесятых годов XIX века. Феномен самосознания в аспекте филологической герменевтики. Новосибирск, 1999. В. Сажин. Книги горькой правды. Н. Г. Помяловский «Очерки бурсы». Ф. М. Решетников «Подлиповцы». В. А. Слепцов «Трудное время». М., 1989. В. В. Виноградов. Школа сентиментального натурализма (Роман Достоевского «Бедные люди» на фоне литературной эволюции 40-х годов) // Виноградов В. В. Избр. труды. Поэтика русской литературы. М., 1976. А. Л. Осповат. «Как слово наше отзовется…»: О первом сборнике Ф.И. Тютчева. М., 1980. Р. Лейбов. «Лирический фрагмент» Тютчева: Жанр и контекст. Тарту, 2000. А. С. Долинин. Достоевский и другие: Статьи и исследования о русской классической литературе. Л., 1989 (раздел «Достоевский»). А. Чудаков. «Внешнее» Достоевского; Слово и предмет в стихе Некрасова // Чудаков А. Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого. М., 1992. Л. М. Лотман. А. А. Фет // История русской литературы: В 4 т. Л., 1982. Т. 3. А. Немзер. Канон Жуковского в поэзии Некрасова; Последние баллады А.К. Толстого // А. Немзер. При свете Жуковского: Очерки истории русской литературы. М., 2013. В. В. Виноградов. О языке Толстого (50 – 60-е годы) // Виноградов В. В. Избр. труды. Язык и стиль русских писателей: От Гоголя до Ахматовой. М., 2003. А. Чудаков. Антиномии Льва Толстого // Чудаков А. Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого. М., 1992.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий письменные домашние работы во 2, 3, 4 модулях
    Предусмотрены письменные домашние работы в 1, 2, 3 и 4 модулях. Предусмотрены экзамены во 2, 3, 4 модулях. Оценка по дисциплине: 0.3 письменная домашняя работа + 0.7 экзамен Учитывается средний арифметический балл за письменные домашние работы с коэффициентом 0.3. Округление итоговой суммы среднеарифметическое. Оценка по дисциплине ниже 4 (неудовлетворительно) до последующего целого балла не округляется (например: 3,8 = 3). В случае пропуска даты подачи модульной письменной работы по уважительной причине дополнительный срок подачи составляет неделю после даты, в которую студент официально приступил к занятиям после пропуска, но не позднее 10 дней до начала сессии. В документе об образовании отображается среднее арифметическое всех промежуточных аттестаций по курсу.
  • неблокирующий экзамен во 2, 3, 4 модулях
    В летнюю сессию письменный экзамен за 3 модуль и письменный экзамен за 4 модуль. Экзаменационный билет состоит из вопроса и задания (анализ текста – текст или фрагмент текста из списка обязательных источников). Распределение вопросов проводится экзаменатором с помощью генератора случайных чисел. В назначенный учебным офисом день и час экзаменатор отправляет на общий адрес курса три файла: 1) распределение билетов (при фамилии студента стоит номер доставшегося ему билета); 2) пронумерованные вопросы; 3) пронумерованные тексты для анализа. Студенты должны отправить письменные ответы на адрес, с которого придут задания, не позднее, чем через полтора часа (90 минут). Экзаменатор проверяет работы в течение двух-четырех дней, после чего возвращает их студентам с замечаниями и оценкой.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * письменные домашние работы во 2, 3, 4 модулях + 0.7 * экзамен во 2, 3, 4 модулях
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * письменные домашние работы во 2, 3, 4 модулях + 0.7 * экзамен во 2, 3, 4 модулях
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * письменные домашние работы во 2, 3, 4 модулях + 0.7 * экзамен во 2, 3, 4 модулях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Анализ художественного текста. Русская литература XX века: 20-е годы: Учебное пособие / Рогова К.А. - СПб:СПбГУ, 2018. - 286 с.: ISBN 978-5-288-05820-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1001187
  • Голубков М. М. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 238с. - ISBN: 978-5-534-07240-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-xx-veka-434278
  • Есин А.Б. - Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов - Издательство "ФЛИНТА" - 2011 - 344с. - ISBN: 978-5-89349-088-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/3767
  • Красовский В. Е., Леденев А. В. ; Под общ. ред. Красовского В.Е. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 650с. - ISBN: 978-5-534-10656-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-430987
  • Кременцов Л.П., Джанумов С.А. - Русская литература ХIХ века. 1850–1870 - Издательство "ФЛИНТА" - 2011 - 288с. - ISBN: 978-5-89349-871-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/3771
  • Отв. ред. Аношкина В. Н., Громова Л. Д. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 406с. - ISBN: 978-5-534-03982-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-vtoroy-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-2-434091
  • Отв. ред. Аношкина В. Н., Громова Л. Д., Катаев В. Б. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 342с. - ISBN: 978-5-534-07662-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-posledney-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-2-434092
  • Отв. ред. Громова Л. Д. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 351с. - ISBN: 978-5-534-07720-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-pervoy-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-2-434093
  • Под ред. Аношкиной В.Н., Громовой Л.Д. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 355с. - ISBN: 978-5-534-07714-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-pervoy-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-1-433955
  • Под ред. Аношкиной В.Н., Громовой Л.Д., Катаева В.Б. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 235с. - ISBN: 978-5-534-03972-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-vtoroy-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-1-433960
  • Под ред. Аношкиной В.Н., Громовой Л.Д., Катаева В.Б. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 402с. - ISBN: 978-5-534-07655-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-posledney-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-1-433961
  • Под ред. Романовой Г.И. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ В 2 Т. ТОМ 2. XX ВЕК 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 232с. - ISBN: 978-5-534-07770-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-v-voprosah-i-otvetah-v-2-t-tom-2-xx-vek-434640
  • Под ред. Чернец Л.В. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ В 2 Т. ТОМ 1. XIX ВЕК 4-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 212с. - ISBN: 978-5-534-07963-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-v-voprosah-i-otvetah-v-2-t-tom-1-xix-vek-434288
  • Соколов А. Г. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА 5-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 501с. - ISBN: 978-5-9916-6305-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-konca-xix-nachala-xx-veka-426514
  • Тусичишный А.П. - Русская литература второй половины века (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А.Некрасов, А Н .Островский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов): учеб. пособие для студентов-иностранцев - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 172с. - ISBN: 978-5-9765-1735-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119440
  • Фортунатов Н. М., Уртминцева М. Г., Юхнова И. С. ; Под ред. Фортунатова Н.М. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 246с. - ISBN: 978-5-534-01043-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-vtoroy-treti-xix-veka-433732
  • Фортунатов Н. М., Уртминцева М. Г., Юхнова И. С. ; Под ред. Фортунатова Н.М. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 207с. - ISBN: 978-5-9916-6020-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-pervoy-treti-xix-veka-433733

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Акимова Н.Н., под ред., и др. - Русская литература и культура XIX века. (Бакалавриат) - КноРус - 2020 - 398с. - ISBN: 978-5-406-07754-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933613
  • Кириллина О.М. - Русская литература: теоретический и исторический аспекты - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 120с. - ISBN: 978-5-9765-1033-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84593
  • Кременцов Л.П. - Русская литература XIX века. 1801–1850 - Издательство "ФЛИНТА" - 2011 - 248с. - ISBN: 978-5-98349-757-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/3770
  • Кременцов Л.П. - Русская литература в ХХ веке. Обретения и утраты - Издательство "ФЛИНТА" - 2011 - 224с. - ISBN: 978-5-9765-0008-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/2631
  • Ребель Г.М. - Русская литература XIX века: Типология героев и романных форм: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 384с. - ISBN: 978-5-9765-3506-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/105190
  • Фортунатов Н. М., Уртминцева М. Г., Юхнова И. С. ; Под ред. Фортунатова Н.М. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 310с. - ISBN: 978-5-534-10666-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-posledney-treti-xix-veka-431053