• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Теория и практика лидерства в образовательной организации

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Управление образованием)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс основан на признанных современных подходах к лидерству и опирается на потребности студентов в осознании и развитии своего лидерского потенциала. Одной из главных задач курса является предоставление возможности студенту осуществить диагностику собственных представлений о лидерстве и власти, способах и методах ее эффективного использования. В учебном курсе основной акцент делается на развитие рефлексивной компетентности руководителя (лидера) образования, способствующей повышению эффективности руководства, гибкости и адекватности его профессионального поведения, полноценного использования управленческого инструментария, формирование индивидуальной управленческой концепции, диагностику и развитие лидерских навыков студентов
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса - формирование у студентов навыков анализа организационной ситуации и выбора адекватных ей способов профессионального поведения и взаимодействия руководителя (лидера) и подчиненных (последователей), а также повышение лидерского потенциала студентов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • адекватно оценить особенности управленческих ситуаций, актуальное состояние образовательной организации
  • выбирать эффективные способы взаимодействия с подчиненными, обеспечивающие достижение поставленных целей и задач
  • выявлять причины, оценивать риски и возможности тех или иных особенностей профессионального взаимодействия руководителя и персонала в образовательной организации
  • осмысливать собственную управленческую практику
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Теоретические основы лидерства. Стили лидерства и руководства. Тема 1. Теоретические основы лидерства.
    Понятие лидерства. Изучение феномена лидерства в зарубежных и отечественных психологических, социологических исследованиях, исследованиях в области менеджмента. Классификация теорий и проблемное поле лидерства. Классические теории лидерства. Теория лидерских качеств. Анализ теорий личностных качеств Р.Стогдилл. Поведенческий подход к изучению лидерства (Р.Лайкерт, Р.Блейк и Дж.Моутон). Ситуационные теории лидерства (Ф.Фидлер, У.Реддин, П.Херси и К.Бланшар, В.Врум и Ф.Йетон). Трансакционное и трансформационное лидерство. Современные исследования лидерства. Теория эмоционального интеллекта и лидерство. Теория «внутреннего стимулирования» лидерства К Кэшмана. Теория опосредованного лидерства Р.Фишера и А.Шарпа. Воспроизводство и преемственность лидерства (Н.Тичи). Идеи «распределенного лидерства». Типы лидерства по масштабу решаемых задач, их характеристика. Стратегическое лидерство. Содержательное лидерство. Ситуативное лидерство. Отечественные исследования лидерства. Лидерство и руководство. Изучение лидерства в различных отечественных социально-психологических школах (Е.С.Кузьмин, Б.Д.Парыгин, Р.Л.Кричевский и др.).
  • Раздел 1. Теоретические основы лидерства. Стили лидерства и руководства. Тема 2. Стили лидерства и руководства. Оценка эффективности индивидуального стиля руководства образовательной организацией.
    Понятие стиля лидерства и стиля руководства. Классификации стилей лидерства. Диагностика индивидуального стиля руководства. Критерии эффективности стиля руководства. Факторы, влияющие на выбор руководителем индивидуального стиля руководства. Подбор адекватного стиля руководства в зависимости от характеристик ситуации. Практические рекомендации по использованию различных стилей руководства.
  • Раздел 2. Команда как инструмент лидерства. Влияние и власть в образовательной организации. Тема 3. Лидерство в малых и больших группах. Команда как инструмент лидерства.
    Определение понятий «группа» и «команда». Виды групп. Признаки команды. Команда как высшая форма существования группы. «Плюсы» и «минусы» команды. Основные условия успеха и причины неудач в построении команд. Основания для формирования команды. Социометрический подход. Ролевой подход М.Белбина к формированию команды. Подход И. Адизеса к способам формирования управленческих команд. Этапы формирования команды (Б.Такманн). Технологии эффективного развития команды на каждом этапе ее формирования. Факторы успешности команды. Лидерство в группе, команде. Теория «ограниченной реальности» Г.Сайман. Способы выработки коллективных решений. Основные функции менеджмента в процессе создания и деятельности команд.
  • Раздел 2. Команда как инструмент лидерства. Влияние и власть в образовательной организации. Тема 4. Влияние и власть в образовательной организации
    Понятия влияния и власти. Межличностное влияние. Сущность власти: основные теоретические подходы. Баланс власти. Основные источники и формы власти (классификация Дж.Френч и Б.Рэйвен). Ситуационные источники власти. Характеристика основных форм организационной и индивидуальной власти, анализ возможностей и ограничений их использования. Символы власти. Уровни (этапы) развития индивидуальных представлений о власти (J.Hagberg). Последствия обладания властью. Особенности взаимодействия руководителя образовательной организации и подчиненных, имеющих различные представления о власти.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий ДЗ Аналитический обзор теорий лидерства
    прочитать
  • неблокирующий ДЗ
    Посмотреть видео: o И.Адизес. Что такое лидерство. http://www.youtube.com/watch?v=Uxgsyas5mXs 15 мин. o В.Друдько. Власть и лидерство в организации. http://www.youtube.com/watch?v=36NibnuN2U 1ч.15 мин. o В.Гандапас. Диалоги о лидерстве. http://www.youtube.com/watch?v=tiUb2g6I8mM 15 мин. 4.1.3. Изучить рекомендации по подготовке аналитического обзора. 4.1.4. Подготовить аналитический обзор, в котором проанализированы основные теории лидерства (их достоинства, возможности и недостатки) по отношению к эффективности их использования в управлении развитием образовательной организации. Примерный объем текста – 0,3 п.л.
  • неблокирующий активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * активность + 0.3 * ДЗ + 0.3 * ДЗ Аналитический обзор теорий лидерства
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бузуева Ю. Г. (2013). Развитие Маркетинга Отношений В Вузе На Основе Формирования Лидеров Мнений. Известия Тульского Государственного Университета. Экономические и Юридические Науки, (2–1), 64. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.013908.14417952
  • Власть, Луман, Н., Антоновского, А. Ю., 2001
  • Как преодолеть кризисы менеджмента : диагностика и решение управленческих проблем, Адизес, И., Брагиной, Н., 2006
  • Команды в современных организациях +CD : учебник, Чанько, А. Д., 2011
  • Логвинов, И. (2014). Гендерная Психология Лидерства: Современные Исследования И Тенденции. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.78C0ED2
  • Менеджмент, Друкер, П. Ф., Макьярелло, Дж. А., 2010
  • Модульная программа для менеджеров. Модуль9: Лидерство и практические навыки менеджера, Филонович, С. Р., 2000
  • Основы менеджмента, Мескон, М. Х., Альберт, М., 2008
  • Реброва Юлия Павловна, & Rebrova Iuliia Pavlovna. (2018). Стратегическое управление ДОО. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4351183D
  • Социальная психология малой группы : учеб. пособие для вузов, Кричевский, Р. Л., Дубовская, Е. М., 2001
  • Стратегическое управление : учебник для вузов, Виханский, О. С., 2003
  • ЧМЫРЕВА ВЕРА АНДРЕЕВНА. (2015). Политическая Психология В России: Актуальные Вопросы Международных Исследований (Интервью С Николаем Косолаповым, Имэмо Ран). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4303D734

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A. Obydenov Yu., & А. Обыденов Ю. (2018). Parametric strategic management: genesis & pracsis ; Параметрическое стратегическое управление: генезис & праксис. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9C7AA880
  • Digital Quality Management in Higher Education ; Цифровое управление качеством высшего образования. (2019). https://doi.org/10.1177/1469787
  • Логвинов, И. (2014). Гендерная Психология Лидерства: Современные Исследования И Тенденции. Политематический Сетевой Электронный Научный Журнал Кубанского Государственного Аграрного Университета, (97). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15641702
  • ЧМЫРЕВА ВЕРА АНДРЕЕВНА. (2015). Политическая Психология В России: Актуальные Вопросы Международных Исследований (Интервью С Николаем Косолаповым, Имэмо Ран). Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: Международные Отношения, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16416513