• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Компаративная история гуманитарных наук и образования"

Статус: Курс по выбору (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на формирование у студентов знаний по истории гуманитарного знания в Новое и Новейшее время, представлений о значении развития философских идей в становлении современной культуры, в том числе университетской, а также представлений о принятых в академическом сообществе практиках письменного и устного общения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование знаний по истории гуманитарного знания в Новое и Новейшее время
  • формирование представлений о значении развития философских идей в становлении современной культуры, в том числе университетской
  • формирование представлений о принятых в академическом сообществе практиках письменного и устного общения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • формирование у студентов знаний об основных направлениях в современной историографии, особенностях их теоретического основания и методов
  • формирование у студентов навыков презентации методологии своего исследования, обобщения и формулировки собственной позиции по обсуждаемым вопросам, с использованием исторических сведений для аргументации
  • формирование у студентов навыков коллективной научной работы в рамках дискуссий, навыков научной дискуссии и публичного выступления
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Концепции университетского развития XIX в.; черты немецкой модели.
    Вводная лекция. Основные концепции университетского развития XIX столетия. Основные черты немецкой университетской модели.
  • Французская гуманитарная мысль
    Французская гуманитарная мысль после 1945 года и ее значение
  • Мандаринский тип мировоззрения профессоров
    Специфика мандаринского типа мировоззрения профессоров
  • «Университетские революции» в первой половине ХХ в.
    Смысл «университетских революций» первой половины ХХ столетия
  • Университетские конфликты
    Позитивные стороны университетских конфликтов
  • Участие государства в развитии высшего образования в ХХ столетии
    Роль государства в развитии высшего образования на протяжении ХХ века
  • Университетская память
    Неоднородность университетской памяти и ее причины.
  • Университет Гумбольдта
    Основные принципы Гумбольдтовского университета в начале XXI века
  • Советская университетская система
    Достижения и теневые стороны советской университетской системы
  • Университеты, академии, научные общества. Дисциплинарный подход.
    Университеты, академии, научные общества: различия в производстве знания. Дисциплинарный подход – благо или зло для университетского развития?
  • Представление и обсуждения научно-исследовательских работ студентов
    Представление и обсуждения научно-исследовательских работ студентов (историографические обзоры и рецензии)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменный экзамен
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Письменная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * Активность на семинарских занятиях + 0.3 * Письменная работа + 0.3 * Письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История гуманитарных наук, Смит Р., Горбатовой Ю. В., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Археология знания, Фуко М., Раковой М. Б., 2004
  • Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю.-ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 4-е изд. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-258-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-06384-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-istoricheskogo-znaniya-431979