• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Психологический практикум. Шкалы и измерения

Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Психологический практикум. Шкалы и измерения» читается в бакалавриате «Психология» на 2 курсе в объеме 3 кредитов. В процессе изучения дисциплины студенты выполняют на практике измерительные процедуры для фиксации различных психологических характеристик, прежде всего, когнитивных. Акцент делается на отработке навыка проведения измерения с минимальным количеством артефактов, раскрытии соответствия схемы измерения, математической модели и психологической реальности, познаваемой таким способом. Обсуждаются способы построения измерительных шкал разных уровней. На практикуме рассматриваются классические психофизические методы, которые актуальны в самых разных областях современной экспериментальной психологии, такие как «Метод констант» и «метод Да-Нет», методы умственной хронометрии и др. Контактная работа с преподавателем в объеме 28 часов включает подготовку к измерению и помощь в анализе данных. Практическая часть осуществляется студентом самостоятельно в компьютерном классе или на личном компьютере. На самостоятельную работу отводится 68 часов. Для работы потребуется установить программную оболочку Psychopy, которая имеется в свободном доступе, и предназначена для предъявления стимуляции и фиксации ответов респондента. Курс включает 4 лабораторные работы из большого набора методов измерения. Каждая лабораторная работа завершается сдачей отчетности. Слушатели успешно завершившие курс смогут делать выбор условий измерения, модифицировать классические схемы под свои задачи, будут подготовлены в инструментальной части к решению конкретных практических задач, конструированию экспериментов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью дисциплины «Психологический практикум. Шкалы и измерения.» является освоение инструмента получения эмпирических данных для научного исследования и практической работы. Представление о том, с какой эмпирической реальностью имеет дело психология, какими способами можно получать факты, пригодные для построения положений, обладающих предсказательной силой - все это элементы профессионального общения и культуры психолога, вне зависимости от специализации и сферы его деятельности.
  • На основе навыков психологического измерения строится курс «экспериментальной психологии». Поскольку частью измерения является выполнение статистических процедур, то полезным пререквизитом будет знание основ статистики, либо курс может дополнять изучение математической статистики. Данный курс также дополнит изучение общепсихологических дисциплин касательно известных экспериментальных фактов о психических процессах (прежде всего, психофизических измерений порогов и чувствительности). Дисциплина формирует способность участвовать в исследовательской деятельности на основе профессиональных норм и оформлять и представлять результаты своей работы в виде научного отчета. Аудиторные занятия посвящены обсуждению теоретических основ конкретных способов измерения, процедур и методов анализа данных. Практическая работа по измерению проводится в рамках часов, отведенных на самостоятельную работу студента, что апеллирует к организованности и ответственности студента. До и после самостоятельной работы по измерению, в аудитории, а также с использованием других средств коммуникации, обсуждаются все возникающие вопросы по анализу данных.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Сравнивает типы измерительных шкал, ориентируется в основной терминологии измерений.
  • Знание процедуры метода констант, области использования метода, умение анализировать психометрическую кривую.
  • Знание основных положений Теории обнаружения сигнала. Знание процедуры метода ДА-НЕТ и ее вариантов. Сравнение метода ДА-НЕТ с методом Констант. Анализ d и С.
  • Знать виды реакций, регистрируемых в хронометрических методах. Знать о балансе точности и скорости. Ориентироваться в выборе длительности предъявления стимулов и количестве проб для измерения. Применять метод вычитания для анализа данных. Знать метод анализа углов наклона функции ВР.
  • Освоение методов обработки протокола сравнительных суждений, построения частотной матрицы и матрицы z-оценок. Знакомство с алгоритмом обработки неполной матрицы. Сравнительный анализ шкалы порядка и шкалы интервалов, построенных студентами на одинаковом материале.
  • Знание процедуры метода констант.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Специфика психологических измерений. Типы шкал.
    Понятие измерения. Четыре типа измерительных шкал: наименований, порядка, интервалов, отношений.
  • Пороговые психофизические методы.
    Метод констант. ( В данный класс входят методы, применяемые при измерении абсолютной и дифференциальной чувствительности, а также при локализации на психологической шкале точки субъективного равенства.).
  • Методы обнаружения сигнала.
    Метод ДА-НЕТ. (Исследование динамики чувствительности и критерия принятия решения в условиях неопределенности локализации целевого сигнала в поле зрения).
  • Методы умственной хронометрии.
    Виды задач: измерение времени реакции, задачи с подсказкой, метод краткого предъявления стимулов. . Методы анализа данных: метод вычитания, метод аддитивных факторов,
  • Методы ранжирования.
    Метод балльных оценок: графические, числовые шкалы. Основные проблемы при их использовании. Знакомство с законом сравнительных суждений Терстоуна. Освоение вычислительного алгоритма одного из вариантов закона Терстоуна для построения групповой шкалы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Разрешается сдать не позднее 10 дней после проведения контроля.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Письменный отчет о работе (сдается в электронном виде). Дата сдачи контроля определяется как восьмой день после завершения изучения темы.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Письменный отчет о работе (сдается в электронном виде). Дата сдачи контроля определяется как восьмой день после завершения изучения темы.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Тест с закрытыми и открытыми вопросами, включая результаты собственных измерений (в электронном виде). Закрытые вопросы направлены на оценку знаний измерительной процедуры. Баллы присваиваются за правильные ответы. Открытые вопросы направлены на точность вычислений и точность интерпретаций собственных данных. Вместе с ответами на вопросы присылается таблица с исходными данными и таблица с обработанными результатами.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Тест с закрытыми и открытыми вопросами, включая результаты собственных измерений (в электронном виде). Закрытые вопросы направлены на оценку знаний измерительной процедуры. Баллы присваиваются за правильные ответы. Открытые вопросы направлены на точность вычислений и точность интерпретаций собственных данных. Вместе с ответами на вопросы присылается таблица с исходными данными и таблица с обработанными результатами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Drasgow, F. (2016). Technology and Testing : Improving Educational and Psychological Measurement. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1055324
  • Kline, P. (2014). The New Psychometrics : Science, Psychology and Measurement. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=687083

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Общая психология. Т.2: Ощущение и восприятие, , 2007
  • Общая психология. Т.4: Внимание, , 2006