• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Теория и история менеджмента

Статус: Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: • основные этапы развития менеджмента как науки и профессии; • принципы развития и закономерности функционирования организации; • роли и задачи менеджера в современной организации, основные функции менеджмента; • типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования; • основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля; • основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами; виды управленческих решений и методы их принятия; типы организационной культуры и методы ее формирования; основные и теории и подходы к осуществлению организационных изменений; основные теории и модели лидерства. Уметь: пользоваться терминологическим аппаратом курса при изложении теоретических вопросов; • формулировать основные цели менеджмента, выявлять и эффективно решать управленческие проблемы; • пользоваться современными методами организации, активизации, мотивации и контроля работы подчиненных. Посещение семинаров и лекций по дисциплине является обязательным, в НИУ ВШЭ установлено фиксированное время начала и окончания занятий, свободное посещение занятий не допускается, опоздания допускаются в пределах 10 минут от начала пары (согласно п.2.5 Правил внутреннего распорядка обучающихся НИУ ВШЭ от 04.02.2020 №6.18.1-01/0402-08 - вход и выход обучающихся из учебного помещения во время проведения в нем занятия допускается только с разрешения преподавателя)
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Теория и история менеджмента» являются: формирование представлений об условиях и факторах, повлиявших на формирование менеджмента на различных этапах развития экономики и общества, привитие студентам системного видения организации и ее окружения, теоретических знаний об основах управленческой деятельности в условиях современной рыночной экономики, функциях и принципах менеджмента.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимание разницы между понятиями "менеджмент" и "управление", знание уровней менеджмента и необходимых навыков.
  • Знание основных этапов развития менеджмента, их особенностей, представителей школ менеджмента и их вклада в развитие менеджмента как науки.
  • Понимание специфики организационного планирования, умение ставить цели и конкретизировать их.
  • Понимание особенностей организационных структур, их преимуществ и недостатков, умение диагностировать организационную структуру компании.
  • Освоение различных теорий мотивации, умение применять их в управленческих целях.
  • Освоение инструмента контроля сбалансированной системы показателей, понимание концепций MBO, TQM.
  • Знание теорий лидерства, умение применить их на практике.
  • Знание основных моделей организационных культур, умение продиагностировать организационную культуру компании.
  • Понимание теории жизненного цикла организации, умение определять стадию жизненного цикла, понимание методов преодоления сопротивления изменениям.
  • Знание концепции обучающейся организации и ее особенностей.
  • Знание основных понятий и концепций принятия управленческих решений.
  • Понимание особенностей межличностных и организационных коммуникаций, знание типов коммуникаций и коммуникационных сетей. Освоение методов управления конфликтами.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие менеджмента, роли менеджера, уровни управления в организации
    Основные цели и задачи курса. Основные значения понятия «менеджмент». Соотношение понятий «менеджмент» и «управление». Уровни менеджмента и навыки управления. Роли менеджеров в организации по Г. Минцбергу. Список качеств менеджера.
  • Этапы становления менеджмента. Развитие управленческой мысли.
    Управленческие идеи в эпоху возрождения. Управленческие идеи в эпоху промышленного капитализма. Предшественники научного менеджмента. Школа научного менеджмента. Административная школа менеджмента. Школа человеческих отношений. Школа науки управления. Системный подход в менеджменте. Менеджмент как процесс. Дж. Рокфеллер и Э. Карнеги как создатели вертикально-интегрированных компаний. Г. Форд и его вклад в создание системы массового промышленного производства. Ли Якокка как антикризисный менеджер. С. Джобс, Б. Гейтс как примеры менеджеров-предпринимателей в эпоху информационного общества.
  • Планирование как функция менеджмента
    Понятие планирования. Миссия и видение компаний. Уровни целей/планов. Процесс стратегического планирования. Управление по целям Питера Друкера. Иерархия целей
  • Организация как функция менеджмента
    Типы организаций по Минцбергу. Механистические и адаптивные организационные структуры. Взаимосвязь стратегии и структуры по Чандлеру. Делегирование.
  • Мотивация как функция менеджмента
    Определение, модель мотивации. Пирамида А.Маслоу. Теория ERG К. Альдерфера. Двухфакторная модель Ф.Герцберга. Теория потребностей МакКлелланда. Мотивация по Б.Вейнеру. Теория ожидания В.Врума. Модель Портера-Лоулера. Психология мотивации (Брайан Трейси).
  • Контроль как функция менеджмента
    Сбалансированная система показателей. Виды контроля. Комплексное управление качеством (TQM). Менеджмент качества (Деминг).
  • Теории лидерства
    Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора. Три стиля руководства. Исследования лидерства в Огайо и Мичигане. Типология лидерства по Р. Лейкерту. Типология Танненбаума и Шмидта. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон. Ситуационные теории лидерства. Теория Фидлера. Модель ситуационного лидерства П. Херсея и К. Бланшарда. Теория «путь-цель» Хауса и Митчелла. Модель построения команды по Адизесу.
  • Организационная культура
    Понятие организационной культуры. Три уровня организационной культуры по Э. Шайну. Модель Г. Хофштеда. Модель Лэйн и Дистефано. Модель У. Оучи. Корпоративная социальная ответсвенность.
  • Управление организационными изменениями
    Теория жизненного цикла организации по Адизесу. Организационное развитие. Управление изменениями. Типы изменений. Движущие силы изменений. Сопротивления изменениям: формы, источники. Методы преодоления сопротивлений по Дж. Коттеру и Л. Шлезингеру. Обучающаяся организация.
  • Принятие управленческих решений
    Уровни принятия решений в организации. Классификация управленческих решений. Интуитивные решения. Решения, основанные на суждениях. Рациональное принятие решений. Этапы рационального принятия решения. Методы принятия решений. Теории принятия решения: рациональная модель, модель ограниченной рациональности Г.Саймона, модель Г.Минцберга, модель «мусорного ящика».
  • Процесс коммуникаций в организациях
    Типы коммуникаций. Межличностные коммуникации. Организационные коммуникации. Формальные и неформальные коммуникации в организациях. Преграды при коммуникациях и их преодоление. Типы конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Структурные и межличностные методы управления конфликтами в организации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Экзамен
    Форма экзамена: Экзамен проводится в письменной форме (тестирование) с использованием асинхронного прокторинга. Асинхронный прокторинг означает, что за всеми действиями студента во время проведения экзамена будет “наблюдать” компьютер. Процесс проведения экзамена записывается, анализируется искусственным интеллектом и человеком (проктором). Пожалуйста, будьте внимательны и чётко следуйте инструкциям! Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam, онлайн платформе для проведения тестовых заданий различного уровня сложности. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://eduhseru-my.sharepoint.com/:b:/g/personal/vsukhomlinov_hse_ru/EUhZkYaRxQRLh9bSkXKptkUBjy7gGBj39W_pwqgqqNo_aA?e=fn0t9N Для участия в экзамене студент обязан: Подготовить документ, удостоверяющий личность (паспорт, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания; Проверить работу видеокамеры и микрофона, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); На компьютере необходимо выключить все приложения, вкладки браузера, кроме: вкладки с платформами StartExam, Examus, MS Word. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 7 дней до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Выключать видеокамеру, микрофон; Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться MS Word, ручкой, черновиком для ответов на вопросы экзамена Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 5 минут в течение экзамена. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam на более чем 5 минут в течение экзамена и является основанием для принятия решения о прекращении экзамена. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
  • неблокирующий Аудиторная
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Аудиторная + 0.3 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Менеджмент.: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 5-e изд., стер. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. - 576 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9776-0164-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/243588

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Друкер П. — Практика менеджмента - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2015 - ISBN: 978-5-00057-373-0 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/91722
  • - Фридериг Х. — Сбалансированная система показателей - Издательство "Финансы и статистика" - 2007 - ISBN: 978-5-279-03098-9 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/5374
  • Берг ван ден Г., Питерсма П. - Ключевые модели менеджмента. 77 моделей, которые должен знать каждый менеджер - Издательство "Лаборатория знаний" (ранее "БИНОМ. Лаборатория знаний") - 2017 - ISBN: 978-5-00101-517-8 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/94089
  • Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует / Адизес И.К., - 7-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 264 с.: ISBN 978-5-9614-5406-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912757
  • Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; Пер. с англ. — 6-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2016. ISBN 978-5-9614-4336-3. Режим доступа: https://hse.alpinadigital.ru/book/8930
  • Филинов-Чернышев Н. Б.-РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-324-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-03558-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/razrabotka-i-prinyatie-upravlencheskih-resheniy-433919