• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Технологии разработки и принятия управленческих решений

Статус: Курс по выбору (Управление в высшем образовании)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Управление в высшем образовании
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс носит инструментальный и методологический характер. Это означает, что в нем рассматриваются методы, инструментарий (математический, информационный), процедуры, индивидуальные и групповые технологии разработки и принятия управленческих решений. В отличие от других управленческих дисциплин, отвечающих на вопрос о том, какое управленческое решение следует принять в той, или иной ситуации в маркетинге, управлении персоналом, финансами и т.д., курс отвечает на вопрос о том, как организовать разработку и принятие решения в данной ситуации. В учебном плане магистерской программы курс располагается в его начальной части с учетом того, что, с одной стороны, у студентов уже есть основанные на их практическом опыте представления о проблематике процесса разработки и принятия решений в образовательных учреждениях, а с другой – изученные в курсе методы и технологии могут быть использованы при освоении других управленческих дисциплин. Инструментальные средства и методы, рассматриваются в курсе на примере задач, связанных с деятельностью образовательных учреждений. Это упрощает для студентов перенос приобретаемых компетенций в сферу их практической деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студентов необходимый объём компетенций, необходимых для анализа, совершенствования и разработки процедур и процессов принятия управленческих решений в организациях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Принимать доказательные управленческих решений, оценивает альтернативы и последствия.
  • Верифицировать и оценивать информацию, необходимую для принятия управленческих решений. Понимать специфику и области приложения различных вариантов дизайна прикладных менеджериальных исследований и оценивать возможности использования и переноса их результатов.
  • Выявлять проблемные зоны в деятельности компании, находить лучшие практики решения подобных проблем
  • Представить результаты анализа в форме отчета об обследовании и в форме устной презентации с использованием презентации Power Point
  • Представлять связь между стратегическими решениями и результатами деятельности организации. Отличать стратегических решений от тактических и оперативных. Оценивать условия и факторы, влияющие на принятие стратегических решений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Модели процесса принятия решений. Место общей теории принятия решений в общем комплексе наук об управлении.
    Понятие модели ППР. Нормативные и дескриптивные модели процесса принятия решений и их использование в управленческой практике. «Рациональная» модель. Критика Г. Саймоном рациональной модели: когнитивные, политические и организационные факторы ограничения рациональности. Циклическая модель ППР. Модель А. Карпова. Три модели Г. Минцберга: «сначала думаю», «сначала вижу» и «сначала делаю». Модель М. Вудса. Концепция доказательного менеджмента (Evidence Based Management) и ее реализация. Проблемы делегирования полномочий в принятии решений. Модели В.Врума 1973, 1988 и 2003 годов.
  • Тема 2. Личностный фактор в принятии решений.
    Области компетенций менеджера и их влияние на процесс принятия решений. Принципы развития компетенций. 4 Ошибки и искажения в процессе принятия решений. Эффекты репрезентативности, Ирвина, якоря, Монте-Карло, Стоунера, невозместимых затрат, ментального учета. Источники, методы предупреждения. Типология стилей принятия решений. Стили принятия решений по соотношению проектной стадии и стадии выбора. Стили принятия решений по А.В. Карпову (по уровню организации решений). Стили принятия решений по Вильямсу-Миллеру. Анализ индивидуального стиля по А.Дж. Роу. Стили принятия решений по К.Бруссо, М. Драйверу, Р. Ларссону и Г. Уриану. Стили принятия решений по И.Адизесу. Использование теста MBTI для изучения и анализа индивидуального стиля ПР. Анализ стиля принятия решений на основе трансакционного анализа Э. Берна.
  • Тема 3. Принятие решений при многих критериях
    Понятия цели, показателя и критерия. Требования к критериям в задачах стратегического управления. Методика формирования набора критериев в задачах принятия решений. Инструментальные и экспертные измерения и оценки. Шкалы, числовые по форме. Семантический дифференциал. Шкалы: абсолютная, отношений, интервалов, порядковая и номинальная. Количественные и качественные измерения. Допустимые операции с показателями, измеренными в разных шкалах. Методы выбора шкал экспертно измеряемых показателей. Принятие решений на основе попарного сравнения альтернатив. Проблема определения наилучшего варианта решения при наличии нескольких критериев. Понятия мажоранты и максимального элемента по бинарному отношению. Понятия эффективности (оптимальности по Парето), слабой эффективности (оптимальности по Слейтеру). Влияние модификации условий задачи принятия решения на множества Парето и Слейтера. Методы принятия решений при многих критериях: классификация. Функции ценности: условия управленческой эффективности применения. Понятия непрерывности отношения предпочтения и зависимости по предпочтению и условия существования и аддитивности функции ценности. Процедуры и программные средства построения функций ценности. Использование функций ценности в рейтинговых оценках и ранкингах. Метод аналитической иерархии Т. Саати. Программная реализация метода: пакет ExpertChoice. Проблемы с МАИ. Метод замещений Г. Райфы и Р. Кини.
  • Тема 4. Учет фактора риска/неопределенности в принятии решений.
    производных как измерителя риска. Показатель VaR (величина потенциальных потерь). Обобщенные стратегии поведения в условиях риска (передача, предотвращение/уменьшение, 5 диверсификация, поглощение, избегание, хеджирование). Проблема выбора между стратегиями и критерии выбора (Вальда, Гурвица, Сэвиджа, Лапласа). Теория субъективной полезности Неймана-Моргенштерна, теория проспектов Канемана и Тверски.
  • Тема 5. Групповые технологии принятия решений.
    Нормативные и дескриптивные роли в принятии решений в группе. Процедуры выработки решений в группе: мозговой штурм, метод Дельфи, метод модерации. Проблема и методы подведения итогов при голосовании (принципы большинства, Борда, Кондорсе, медиана Кемени). Постулат К.Эрроу о невозможности и его следствия. Методика выбора групповой технологии. Процессы выработки решений в группе в условиях асимметрично распределенного знания.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация решения кейсов
  • неблокирующий Домашняя работа
    Студентам предлагается интерпретировать материлы касательно стилей принятия решений.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.7 * Домашняя работа + 0.3 * Презентация решения кейсов
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Филинов-Чернышев Н. Б.-РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-324-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-03558-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/razrabotka-i-prinyatie-upravlencheskih-resheniy-433919

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Berk, R. A. (2006). Thirteen Strategies to Measure College Teaching : A Consumer’s Guide to Rating Scale Construction, Assessment, and Decision Making for Faculty, Administrators, and Clinicians (Vol. 1st ed). Sterling, Va: Stylus Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=192986