• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Эргономика и юзабилити

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Эргономика и юзабилити – одна из важнейших сфер практической деятельности психолога. Понятие «юзабилити» означает такое направление работы, которое направлено на улучшение различных объектов и средств деятельности в плане удобства их использования. Например, целью юзабилити может быть создание удобного, простого и понятного даже для самого неопытного пользователя интерфейса сайта. В рамках данного курса будут рассмотрены основные понятия из области эргономики и юзабилити. Помимо этого, будут проанализированы базовые методы работы юзабилити-специалиста: юзабилити-тестирование, массовый опрос пользователей, карточная сортировка, основы веб-аналитики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Эргономика и юзабилити» являются: 1.Приобретение базовых знаний в области эргономики и юзабилити (определения предметной области, основных подходов, методов и назначения). 2. Освоение навыков юзабилити-тестирования и других методов исследования юзабилити пользовательских интерфейсов. Полученные в рамках данной дисциплины знания и навыки могут быть использованы при реализации научно-исследовательской деятельности в области когнитивной эргономики, изучения человек-компьютерного взаимодействия, а также при реализации практической деятельности в области юзабилити и изучения пользовательского опыта.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Представление о предмете, задачах, методах и назначении эргономики, её истории и соотношении со смежными отраслями.
  • Представление о понятии юзабилити, основных подходах, соотношении со смежными отраслями знания, ключевых терминах и феноменах.
  • Представление об основных методах, их достоинствах и ограничениях, выбирает метод адекватный задаче. Умения применять методы карточной сортировки (в т.ч. обратной), экспертной оценки. Знания ключевые особенности проведения интервью и массовых опросов в области юзабилити.
  • Знания и умения применять ключевые принципы методологии юзабилити-тестирования, составлять сценарий тестирования, выбирать метрики, проводить юзабилити-тестирование, анализировать результаты тестирования, подготовка отчёт о проведённом тестировании.
  • Особенности проведения тестирований и рекомендации по проектированию мобильных интерфейсов, киосков, а также банковских продуктов.
  • Представление о понятии информационной архитектуры и ключевых рекомендациях по проектированию информационной архитектуры.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общее представление об эргономике
    1. Предмет и задачи эргономики. Место эргономики в системе наук. 2. История развития эргономики. 3. Методы эргономических исследований. 4. Современное состояние эргономики. Значение эргономики.
  • Общее представление о юзабилити
    1. Понятие юзабилити. Соотношение понятий usability и user experience. Сфера применения юзабилити. Понятие удобства интерфейса. 2. Понятие концептуальной модели и модели проектирования. 3. Основные принципы дизайна. Human-centered design. User-centered design. Goal-directed design. Activity-centered design. Карта пути клиента (customer journey map). 4. Психология в юзабилити. Синдром утёнка. Законы перцептивной организации. Ограничения объёма рабочей памяти. Баннерная слепота.
  • Основные методы юзабилити
    1. Общее представление о методах юзабилити. Пользователи и персоны. Цели пользователей. 2. Юзабилити-тестирование: основные виды, цель и структура. 3. Метод интервью. Массовый опрос пользователей. Фокус-группы. Дневниковый метод. Экспертная оценка интерфейса. 4. Метод карточной сортировки: применение, особенности проведения и обработки данных. Открытая и закрытая карточная сортировка. 5. Tree-testing. 6. Онлайн-сервисы для проведения исследований в юзабилити. Optimalworkshop. Фабуза. 7. Инструменты веб-аналитики в юзабилити.
  • Основные принципы юзабилити-тестирования
    1. Планирование и проведение юзабилити-тестирования. Выбор задач. Сценарий юзабилити-тестирования. Юзабилити-метрики. Ход проведения юзабилити-тестирования. Айтрекинг в юзабилити-тестированиях: назначение и способ анализа данных. 2. Анализ результатов юзабилити-тестирования. Проблемы, выявляемые в ходе юзабилити-тестирования. Способ построения рекомендаций.
  • Особенности юзабилити отдельных видов интерфейса
    1. Специфика юзабилити мобильных интерфейсов. 2. Юзабилити киосков. 3. Юзабилити банковских продуктов.
  • Введение в проектирование пользовательских интерфейсов
    1. Понятие информационной архитектуры. Взаимодействие пользователей с элементами информационной архитектуры. 2. Ключевые рекомендации по проектированию веб-страниц.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание включает в себя работу в проектных группах размером 1 – 3 человек, направленную на планирование и проведение самостоятельного юзабилити-тестирования. Задача состоит в том, чтобы выбрать сайт для тестирования, определить его пользователей, составить список задач и сценарий тестирования, провести тестирование, проанализировать его результаты, выявить основные проблемы сайта, предложить рекомендации и написать отчёт. Для этого задания можно выбрать любой сайт, однако рекомендуется не брать очень удобный сайт (т.к. в таком случае вероятно, что особых проблем выявить не удастся, и соответственно, материала для отчёта будет немного) и очень неудобный сайт (т.к. в этом случае пользователи могут просто не справиться с заданиями, что также осложнит написание отчёта). Выбор сайта, пользователей, задач и сценария обсуждается на семинарских занятиях. По итогам обсуждения в план тестирования вносятся корректировки. Оценке полежит итоговый отчёт-презентация, по форме схожий с отчётом о коммерческом тестировании. Помимо этого, участники проекта предоставляют аудио- либо видеозаписи двух проведённых ими тестирований (любых по их усмотрению). Если студенты не обсуждают свои планы на семинарских занятиях, они вправе всё равно выполнить это задание, однако оценка за отчёт ставится независимо от того, обсуждался план на семинарских занятиях или нет. Также участники делают устную презентацию о выполненном задании на семинарских занятиях. Оценка презентации проводится по системе зачёт/незачёт. Преподаватель имеет право не принимать работу после дедлайна. Структура отчёта 1. Название и адрес тестируемого сайта. Приводится название сайта и его адрес в сети Интернет. Также предлагается краткое описание продуктов/услуг, которые предоставляет сайт. 2. Пользователи сайта. Обоснование выборки для юзабилити-тестирования. Приводится описание характеристик пользователей сайта и выборки для юзабилити-тестирования. 3. Задачи для юзабилити-тестирования. Приводится описание задач, которые выполняют пользователи при работе с сайтом. 4. Сценарий юзабилити-тестирования. Приводится полный текст сценария юзабилити-тестирования. 5. Основные результаты тестирования. Выявленные проблемы. Приводятся основные результаты тестирования, в частности, выявленные проблемы. Описание каждой проблемы сопровождается скриншотом. 6. Рекомендации по улучшению интерфейса. Приводятся рекомендации по исправлению отдельных проблем и общему улучшению интерфейса. К отчёту прикладываются аудио- либо видеозаписи двух проведённых тестирований (выбор конкретных тестирований осуществляется участникам проекта). Данные записи используются преподавателем для оценки отчёта по критерию «Адекватный ход проведения юзабилити-тестирования» в случае возникновения вопросов (например, если согласно отчёту на сайте практически отсутствуют проблемы, и необходимо понять, соответствует ли это действительности, или тестирование было проведено недостаточно качественно).
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: результаты текущих тестов, проводимых на семинарских занятиях. Результаты каждого теста приводятся в десятибалльной шкале. Оценки за все работы суммируются и преобразуются в оценку в 10-ти балльной шкале путём деления на количество проведённых тестов. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
    В рамках первой пересдачи пересдаётся только экзамен. В рамках второй пересдачи пересдаётся только экзамен. Вторая пересдача проводится при участии не менее трёх преподавателей. Формула оценки для первой и второй пересдачи тождественна формуле оценки за дисциплину (результаты промежуточного контроля не обнуляются). Примеры заданий для повторной пересдачи и критерии их оценки хранятся в департаменте.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Аудиторная работа + 0.3 * Домашнее задание + 0.15 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Norman, D. A., & Eschenfelder, C. (2016). The Design of Everyday Things : Psychologie und Design der alltäglichen Dinge (Vol. Überarbeitete und erweiterte Auflage). München: Vahlen. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1140377
  • Эргономика : человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды : учебник для вузов, Мунипов В. М., Зинченко В. П., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психбольница в руках пациентов : почему высокие технологии сводят нас с ума и как восстановить душевное равновесие, Купер А., Зислиса М., 2005