• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Искусство XVII – XVIII вв.

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 3-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Проказина Надежда Владимировна, Чамина Надежда Юрьевна, Шарнова Елена Борисовна
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 160

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина читается на 3 курсе. Курс посвящен основным этапам и проблемам истории европейского искусства XVII–XVIII вв. Он имеет широкий географический охват и ориентируется на архитектуру, скульптуру, живопись важнейших стран Европы — Италии, Франции, Великобритании, Германии, Испании. Особое внимание уделяется вопросам стилистики и ее терминологии, проблематике социальной истории искусства, иконографии. В результате обучения студенты должны знать основные этапы и стилистические направления искусства Нового времени, представлять себе специфику процессов и явлений, характерных для искусства XVII–XVIII вв., а также наиболее значимые направления и отдельные памятники, понимать их исторический контекст.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студента представление о месте и роли искусства XVII – XVIII вв. в мировой истории
  • дать представление об основных этапах развития искусства ведущих стран Западной Европы в XVII – XVIII вв.
  • выработать у студентов умение раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в искусстве ведущих стран Западной Европы в XVII – XVIII вв.
  • охарактеризовать индивидуальности крупнейших мастеров в процессе их творческой эволюции
  • познакомить с общепризнанными шедеврами в разных видах искусств, предложив варианты их углубленного анализа
  • обрисовать многообразие связей и взаимовлияний, свидетельствующих о сложении общеевропейского художественного процесса
  • выработать у студентов умение определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
  • обеспечить освоение студентом основных методов анализа и терминологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть понятийным аппаратом истории искусства
  • владеть основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений искусства
  • владеть основами научных подходов, выработанных на современной стадии развития искусствоведения
  • знать основные памятники и ведущих мастеров искусства и архитектуры XVII и XVIII вв.
  • знать стилистические признаки памятников каждого из изучаемых этапов искусства XVII и XVIII вв.
  • знать технико-технологические особенности основных памятников искусства XVII и XVIII вв.
  • знать основные термины, применяемые при изучении искусства XVII и XVIII вв.
  • знать ведущие музейные собрания памятников искусства XVII и XVIII вв.
  • уметь понимать специфику художественно-образной структуры искусства XVII и XVIII вв.
  • уметь атрибутировать произведения искусства XVII и XVIII вв.
  • уметь ориентироваться и работать с основными трудами по искусству XVII и XVIII вв.
  • уметь представлять круг ключевых исследовательских проблем, связанных с изучением искусства XVII и XVIII вв.
  • знать основные труды по истории искусства XVII и XVIII вв.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в изучение искусства XVII века.
    Историческая специфика развития искусства европейских стран в XVII в. Происхождение, художественная специфика и историческая судьба ведущих стилей и стилистических тенденций XVII века. Периодизация, неравномерность развития разных художественных школ. Развитие концепции барокко, критическая судьба термина. Градостроительство барокко. Расширение жанрового диапазона светской живописи. Идеи Контрреформации и барокко, влияние установок Тридентского собора. Типология культовой архитектуры барокко. Рим - ведущий культурный и художественный центр. Расцвет европейских монархий XVII в.. Истоки классицизма в искусстве Европы. Новый социальный статус художника и зарождение Академий Художеств. Художественная теория и практика классицизма XVII в. Истоки классицизма, его тесное взаимодействие с барочными тенденциями. Классицистическая составляющая в архитектуре и искусстве XVII в. Поиск гармонического равновесия одухотворенной природы в рациональных основах, господство идеи управляющего страстями человеческого разума. Опора искусства на авторитет традиции и истории. Специфика художественного метода классицизма. Роль Академий художеств в закреплении классицистической иерархии жанров и новой системы профессионального образования. Теория классицизма, роль Франции в ее развитии.
  • Градостроительство, архитектура и скульптура Италии XVII в.
    Периодизация искусства и архитектуры Италии XVII в. Истоки искусства барокко. Рост академий художеств во Флоренции, Риме, Болонье, Венеции и их роль в формировании новой системы профессионального образования. Влияние на искусство идей Контрреформации, деятельности ордена иезуитов и постановлений Тридентского собора. Архитектура и скульптура барокко. Градостроительство. Ведущая роль Рима. Специфика развития ведущих художественных школ Италии. Особенности архитектурного языка и творческого метода Джанлоренцо Бернини и Франческо Боромини. Архитектура позднего барокко. Теория и архитектурная практика архитектора и математика Гварино Гварини. Барокко в Венеции и творчество Бальдассаре Лонгены. Бернини - живописец и скульптор. Барочная скульптура Рима.
  • Живопись Италии XVII века.
    Живопись раннего и зрелого барокко. Специфика развития итальянского искусства на рубеже XVI - XVII вв. Роль Рима в период правления пап Урбана VIII, Иннокентия X и Александра VII. Значение идей Контрреформации и деятельности новых религиозных конгрегаций в формировании языка религиозной живописи барокко. Микеланджело Меризи да Караваджо. Основные принципы и эволюция творчества. Болонский академизм и значение искусства братьев Карраччи. Искусство мастеров болонской школы и формирование классицизирующей линии в искусстве барокко. Монументально-декоративная живопись представителей болонского академизма. Живопись зрелого барокко в Риме и в других художественных центрах Италии. Развитие декоративных принципов барокко, роль синтеза искусств в создании ансамблей. Монументально-декоративная живопись Италии. Живопись барокко в Венеции и Генуе. Интернациональный характер венецианской культуры и художественной жизни. Художники из Фландрии, Голландии и Германии в Венеции. Фламандская колония в Генуе. Особенности генуэской художественной школы и влияние П.П. Рубенса и А. Ван Дейка. Неаполитанская школа. Работа в Неаполе римских и болонских мастеров. Роль наследия Караваджо и работа в Неаполе его учеников и последователей.
  • Искусство Испании XVII века.
    Основные черты развития искусства и культуры Испании в XVII в. Понятие «золотого века». Влияние Реконкисты, роль церкви и рыцарства в формировании главных черт национального характера. Программный интерес к искусству и культуре Италии. Основные культурные и художественные центры Испании: Валенсия, Кастилия, Андалузия, Севилья, Толедо, Мадрид. Архитектура и скульптура Испании XVII в. Стили испанской архитектуры рубежа XVI-XVII вв.: платереск, дезорнаментадо и чурригереск (кон. XVII в.). Строительство дворцовых и культовых комплексов. Эскориал: история строительства. Развитие деревянной пластики, ее роль в формировании национального стиля в архитектуре и живописи. Архитектурно-скульптурные комплексы – ретабло и скульптурные группы пасос. Творчество скульпторов Педро да Мена, Алонсо Кано и др. Живопись Испании XVII в. Формирование национальной школы в Валенсии и Севилье - крупных торговых городах. Творчество Ф. Эрреры Старшего и др.. Влияние итальянского караваджизма, фламандской и маньеристической живописи конца XVI в. Феномен испанского бодегона. Развитие национальной школы придворного портрета. Народная религиозность и формы искусства. Творчество Эль Греко. Художественные школы Валенсии и Севильи. Хусепе де Рибера – живописец, гравер и оффортист. Франсиско де Сурбаран и расцвет севильской школы. Истоки творчества: влияния караваджизма и национальной традиции деревянной раскрашенной пластики, заказы церковных общин и монастырей. Бартоломео Эстебан Мурильо. Истоки творчества и особенности стилистики: соединение реализма и мягкой идеализации. Предвестие рококо. Резонанс живописи Мурильо в европейской живописи XVIII-XIX вв. Развитие тенденций позднего барокко и академизма в творчестве севильских художников Клаудио Коэльо и Алонсо Кано. Диего Веласкес и время зрелости испанской живописной школы. Истоки творчества, ученичество в Академии Пачеко. Севильский период и традиции испанского бодегона. Веласкес - придворный живописец короля. Новое понимание мифологического, портретного и бытового жанров. Поздние портреты Веласкеса. Школа Веласкеса и развитие портрета.
  • Искусство Фландрии XVII века.
    Контекст развития искусства Фландрии XVII в.. Двенадцатилетнее перемирие 1609 г. в войне между севером и югом Нидерландов, признание независимости Объединенных провинций. Начало развития двух национальных художественных школ - фламандской и голландской. Феномен романизма в развитии монументально-религиозного искусства, портрета и «бытовой картины» во Фландрии в XVII в. Питер Пауль Рубенс: роль классического искусства, национальных идеалов и национального искусства. Значение Рубенса в современном процессе обмена художественными новшествами в начале XVII века. Сложение типологии репрезентативного портрета, религиозные композиции, историко-аллегорические циклы 1620-1630-х. Пейзаж. Мастерская Рубенса. Антонис ван Дейк и развитие барочного репрезентативного портрета. Влияние искусства ван Дейка на живопись Англии, Италии и Нидерландов. Якоб Йорданс – мастер динамики, выразитель фламандского естества и жизнелюбия. Развитие традиции фламандского группового семейного портрета. Аллегорические композиции и новые темы в живописи Иорданса 30-х годов, смешение элементов языческого ритуала и религиозной традиции. Проблема дидактического прочтения «бытовых» картин Йорданса. Фламандская «жанровая» живопись, ее истоки во французском и бургундском придворном искусстве XIV-XV веков. Адриан Брауэр (Нидерланды). Наследие тематики и подхода Питера Брейгеля, традиции нравоучения в живописи. Особенности живописной техники Адриана Брауэра. Давид Тенирс Младший - ближайший последователь Брауэра. Развитие тематики «низкой жизни», основанную на повествовательности. Развитие жанра «галереи» или кунсткамеры: Франс Франкен Мл., и др. Фламандский натюрморт. Традиция нидерландского рыночного и кухонного натюрмортов с фигурами в творчестве Франса Снейдерса, охотничьи сцены. Развитие голландского натюрморта. Дидактика темы роскоши в «pronkstillen» де Хема. Цветочные натюрморты Яна Брейгеля Старшего и проблема символизма. Фламандский пейзаж. Нидерландская пейзажная традиция П.Брейгеля (натурные зарисовки) и уход художников от построения пейзажа Брейгеля, декоративная организация изображения. Развитие лесного пейзажа, «лесные интерьеры». Итальянизирующие фламандские пейзажисты Ян ван Блумен, Герард де Витте. Влияние фламандского пейзажа на развитие пейзажной живописи в Северных Нидерландах.
  • Искусство Голландии XVII века.
    Итоги освободительной войны Северных Нидерландов Влияние кальвинизма на развитие искусства Северных Нидерландов и религиозная терпимость в Голландии. Ведущее положение буржуази, свободный художественный рынок, связи с традицией ранненидерландекой культуры. Характерные особенности голландской картины. Разветвленная жанровая система. Главные художественные центры: Харлем, Амстердам, Утрехт, Делфт. Утрехтская школа живописи. Утрехтские маньеристы. Утрехтские караваджисты. Харлем как колыбель нового голландского искусства, Франс Халс. Амстердам - новый художественный центр Северных Нидерландов с сер. 1620-х. Развитие исторической живописи в творчестве прерембрандтистов. Питер Ластман. Рембрандт ван Рейн. Уникальность выражения сложного внутреннего мира. Периодизация творчества. Особенности живописной техники. Особенности трактовки религиозной темы, портрета и мифологической картины. Свет как одухотворяющее начало. Сюжетные листы в технике офорта. Краска как система видения художника. Ученики Рембрандта. Амстердамский классицизм второй половины XVII века. Голландский бытовой жанр. Проблемы голландской жанровой живописи. Крестьянская тема или сцены «низкой жизни» в творчестве братьев Остаде в нач. XVII века в Харлеме. Влияние Адриана Брауэра. Особенности живописной техники и образного строя произведений Остаде. Герард Терборх. Лейденская школа изящной живописи. Герард Доу. Габриэль Метсю. Ян Стен. Делфтская школа живописи 2 пол. XVII в. Общие тенденции в живописи делфтских мастеров в кон. 1640-х – нач. 1650-х гг. Интерес к световоздушным эффектам и конструированию пространства. Паулюс Поттер. Изображение церковных интерьеров в живописи ок. 1650 г.: Эммануэль де Витте и др.. Тема рынка и домашние интерьеры. Карел Фабрициус: интерес к построению пространства с использованием законов линейной перспективы. Связи с искусством Рембрандта и Вермера Расцвет «делфтской школы». Внимание к окружению человека в быту и разработка пространственной конструкции «осязаемой реальности». Ян Вермер Делфтский. Проблема хронологии творчества. Особенности живописной техники в ранний и зрелый периоды. Роль света и усиление символизма в поздних работах Вермера. Голландский пейзаж. Подъем в Северных Нидерландах с нач. XVII в. Типологическое разнообразие. Центры, семантическая основа пейзажной живописи. Новые пути в способах изображении национальной природы. Сложение основных принципов национального голландского пейзажа в XVII в. Саломон Рейсдал и Ян ван Гойен - создатели тонального пейзажа. Пейзажи Альберта Кейпа и Якоба Рейсдала. Романтизация и монументализация природы. Мейндерт Хоббема. Гравюры и живопись Сегерса. Технические эксперименты в гравюре, творческий подход к выбору и трактовке пейзажной темы. Голландский натюрморт. Ранние цветочные и фруктовые натюрморты, натюрморт с раковинами. Ботанический интерес и символизм. Жанр «завтраков» (Харлем). Тип натюрморта, связанный с невидимым присутствием человека. Поэтизация быта. Тональное направление в натюрморте в 1620 - 1630-х гг.: простота и четкая организация композиции, согласование предметов. Питер Клас и Виллем Хеда и последователи. Новые тенденции в натюрмортах сер. XVII в. Голландский роскошный тип натюрморта – «pronkstillen». Ян Давидс де Хем и развитие типологии голландского натюрморта.
  • Искусство Франции 1 пол. XVII в.
    Периодизация искусства Франции XVII в. Проблемы оценки в историографии. Художественное и региональное многообразие, сосуществование различных тенденций: классицизма, барокко и реализма. Взаимодействие со школами Италии, Испании Фландрии и Голландии. Основные идейные и художественные особенности. «Великий век» - кульминация в развитии французского абсолютистского государства, борьба за европейскую и мировую гегемонию. Расцвет всех видов искусств: литературы, музыки, театра. Роль государства в сфере изобразительных искусств. Господство светских тенденций в культуре. Абсолютизм и регламентация искусства. Развитие рационализма. Философское и научное осознание закономерностей мироустройства. Стилистическое своеобразие французского искусства. Проблема классицизма. Его художественная природа и идейные основы: героика тематического репертуара, апология разума и воли, возвышенный характер человеческих поступков и чувств. Многоплановость стилистического развития. Классицизм и барокко. Место реалистических направлений и их особенности. Академизм. Организующая роль Королевской академии, ее историческая эволюция. Искусство эпохи короля Людовика XIV. Роль личности и королевского заказа. Торжество единой стилистической линии. Проблемы синтеза искусств во второй половине XVII в. Историческое значение французского классицизма. Французское искусство рубежа XVI-XVII вв. Исторические условия. Новая художественная политика и идеологические задачи искусства. Попытка возрождения национальной школы. «Вторая школа Фонтенбло» и ее специфика. Сочетание традиций Ренессанса и маньеризма с влиянием новейших художественных тенденций (караваджизм). Монументальная живопись, историческая и религиозная живопись. Графика. Французские и фламандские традиции в портрете. Французская архитектура рубежа XVI-XVII вв. Развитие рационалистических традиций Ренессанса и влияние маньеризма. Реставрация и перестройка замков. Новые градостроительные проекты в Париже. Архитектура 1 пол. XVII века. Борьба течений и сочетание различных тенденций: маньеризм, барокко и рационализм. Творчество С. Де Бросса как пример переходного стиля . Церковная архитектура 1 пол. XVII в. Переосмысление традиций раннего барокко Италии во Франции. Развитие типологии городской и загородной резиденции. Светское строительство Ж. Лемерсье. Ф. Мансар. Церковная архитектура. Переосмысление барочных форм. Рационализм и протоклассицизм в светских постройках. Новые принципы планировки, декорации фасада, организации ансамбля. Проекты Лувра. Изобразительное искусство 1 пол. XVII в. Соотношение столичной и провинциальной школ. Лотарингия. Жак Калло. Специфика и истоки его стиля. Фантазийность и острая наблюдательность, обращение к социальным и нравственным проблемам современности. Ж. Калло и театр. Пейзажная жанровая графика и трагизм мировосприятия в поздних религиозных композициях. Жорж де Ла Тур и караваджизм. Круг сюжетов, «ночные» сцены, значительность образов. Особая выразительность приемов искусственного освещения. Особенности живописной техники. Французские художники в Риме. Школа караваджизма. «Живописцы реальности»: Братья Ле Нен. Академическая традиция во Франции. Творчество Симона Вуэ. Формирование придворной парижской школы, приспособление приемов итальянского академизма для создания репрезентативных религиозных и исторических композиций. Развитие монументально-декоративной живописи. Академисты «второй волны». Творчество Филиппа де Шампеня. Никола Пуссен. Теоретические и художественные принципы. Творческий метод. Периодизация творчества. Влияние Пуссена на современную ему живопись. Своеобразие идеального пейзажа Пуссена, его живописные достоинства. Рисунки Пуссена. Воздействие его системы на европейскую живопись. Развитие классицизма в пейзаже: Клод Лоррен. ОЛирическая настроенность и декоративные качества пейзажей. Лоррен - гравер и рисовальщик.
  • Искусство Франции 2 пол. XVII в.
    Особенности золотого века «Короля-Солнца»: государственная идеология и художественная политика. Реформа Академий и художественная теория. Соотношение временных и пространственных искусств, структура видов и жанров изобразительного искусства, с преобладанием архитектуры и монументально-декоративных жанров скульптуры и живописи. Роль садово-паркового искусства. Формирование классицизма во французском зодчестве середины XVII века. Роль теоретических идей Клода Перро. План застройки Парижа, триумфальные арки и сады. Архитектура второй половины XVII века. Луи Лево. Строительство парижских особняков и государственных зданий. Синтез архитектуры, живописной и пластической декорации интерьера и регулярной пространственной композиции парка. Слияние рациональных классических и барочных элементов. Ансамбль Версаля. Дворцово-парковые ансамбли: Сен-Клу, Со и Марли. Марли: поиски камерного архитектурного решения и новых принципов организации ансамбля. Градостроительство второй половины XVII века. Распространение регулярных принципов в планировке и организации городского ансамбля: площади Парижа. Создание королевских площадей в провинциальных городах (Дижон, Лион, и др.). Развитие фортификации. Сакральная и светская архитектура. Ансамбль и собор Дома инвалидов. Ясность композиции, уравновешенность объемов. Развитие архитектуры частных особняков на рубеже XVII-XVIII вв. и поиски новых пространственных решений. Живопись второй половины XVII века. Шарль Лебрен - глава французского академизма 2 пол. XVII в. Историческая живопись. Трактат «О методе изображения страстей», кодификация творчества. Ученики и помощники Лебрена. Королевская Академия живописи и скульптуры. Оппозиция академизму в художественной среде: полемика «пуссенистов» и «рубенистов». Религиозная и батальная живопись. Развитие портрета. Скульптура и монументальное и декоративное искусство XVII века. Развитие портретной скульптуры и алтарных скульптурных композиций. Приезд Л. Бернини в Париж и влияние его работ на французскую скульптуру 2 пол. XVII века. П. Пюже - скульптор и архитектор. Античность и героика его образов. Жизненная выразительность и трагический пафос. Скульпторы в Версале: М. Дежарден. Ф. Жирардон, А. Куазево. Классицизирующий стиль Жирардона. Прикладное искусство. Мануфактура гобеленов, воздействие монументальной живописи на развитие шпалерного ткачества. Мебель. Итоги и перспективы развития французского искусства XVIII века
  • Английская архитектура XVII в.
    Характеристика развития английского искусства и основные тенденции в развитии английского зодчества. Айниго Джонс, его творческое формирование. Предпосылски появления классической архитектуры в Англии. Проникновение ренессансных мотивов от итальянских архитекторов, работавших в Британии. Издание ряда теоретических работ (Дж. Шют «Основы архитектуры»). Градостроительные проекты Джонса. Увлечение Палладио. Роль типологии ренессансного палаццо. Сдержанность архитектурных форм. Квинс-хаус в Гринвиче. Черты планировочного решения, фасадных композиций и пропорциональных соотношений. Роль Айниго Джонса в сложении палладианской традиции в английской архитектуре. Кристофер Рен. Образование. Роль французской поездки и знакомство с произведениями Ардуэна-Мансара. Начало архитектурной деятельности: постройки в университетских городах Оксфорде и Кембридже. Разнообразие влияний: воздействие на Рена ренессансных мастеров, современной французской архитектуры, использование античных мотивов. Деятельность после «Великого пожара» 1666 г., планы регулярной застройки Лондона. История собора Св. Павла, основные этапы работы над проектом. Сочетание элементов классической архитектуры с традиционными средневековыми формами. Значение опыта Джонса и Рена для развития английской и мировой архитектуры.
  • Введение в изучение искусства XVIII века.
    Искусство ХVIII века - один из самых "коротких" веков в истории искусства - начинается с 1720-х (1690-1720-е - переходный период), а заканчивается ок. 1789 (начало Великой французской революции). Ряд крупных художников в равной степени принадлежат XVIII и XIX вв. (Давид, Гойя). Категория вкуса, индивидуальное восприятие - как главный критерий эстетического суждения в ХVIII веке. Право судить об искусстве предоставлено каждому. Отсутствие придворного и церковного заказа во Франции и Англии. Расширение аудитории зрителей, "публика". Поиски новых форм контакта между художником и зрителем: выставки, которые давали возможность публике участвовать в художественном процессе. Публика испытывает потребность в истолковании искусства – рождение художественной критики, критик как арбитр вкуса. Сложение художественного рынка. Развитие форм и жанров искусства, доступных широкому зрителю - искусство, которое "доступно по цене", проблема "искусство и коммерция". Расцвет рисунка, распространение гравюры, особенно репродукционной; популярность мелкой пластики. Значение антикварного рынка, влияющего на современное искусство, мода на коллекционирование старого и современного искусства. Изменение традиционной иерархии жанров - историческая живопись отходит на второй план (до 1770-х гг.). Развитие бытового жанра, натюрморта, появление новых жанров (галантное празднество, conversation piece). Расцвет эскиза, тенденция к стиранию границ между эскизом и большой картиной (Ж.О.Фрагонар). Проблема "стилей" в ХVIII веке - рококо и неоклассицизм. Отсутствие единой точки зрения на трактовку стилей в ХVIII веке. Категория стиля в применении к тому или иному крупному художнику, раскрепощение индивидуального начала.
  • Французская архитектура XVIII века.
    Первая половина XVIII века – архитектура регентства и рококо. ''Аrchitecture moderne" Первый безордерный стиль в истории классической архитектуры. Контраст между простотой экстерьера и декоративной насыщенностью интерьера. Парижские отели первой половины века. Своеобразие декорации интерьера рококо. Преобладание в декоре криволинейных контуров, изысканная цветовая гамма, вытянутые пропорции, увлечение экзотикой. Салон принцессы в отеле Субиз - пример интерьера в стиле рококо. Роль декоративно прикладного искусства в интерьере. Площадь Станислава в Нанси - пример большого ансамбля в стиле рококо. Французская архитектура неоклассицизма. Жак Анж Габриэль. Источники формирования стиля - традиция А.Палладио, изучение античности (Витрувий), традиция французского классицизма XVII века. Основные постройки - Военная школа; площадь Людовика XV, эволюция от замкнутой площади, предназначенной для торжественного "обрамления" статуи короля, к площади "открытого типа"; Малый Трианон в Версале и традиция палладианских загородных вилл. Жан Жермен Суффло и строительство церкви Св. Женевьевы. Влияние Браманте и монументальных форм римского Пантеона, особая роль непрерывной, не декорированной ордером стены. Клод-Никола Леду. Периодизация творчества. Новое отношение к античному наследию в проектах театра в Безансоне и города Шо - от цитирования отдельных мотивов к интерпретации, обращение к определенным типам сооружений, восходящим к античности. Простота форм как особое архитектурное качество, архитектура, понимаемая как текст. Проблема "говорящей архитектуры" - противоречие функции здания и репрезентации. Проект "Парижских застав". Влияние архитектурной мысли Леду на "бумажную архитектуру" конца ХVIII века, а также архитектуру XX века. Этьен-Луи Булле (1728-1799) - романтический неоклассицизм, субъективная интерпретация античности, а также архитектуры древнего Египта и Востока. Трактат "Архитектура, эссе по искусству", текст как комментарий к проектам архитектора. Проекты мавзолея, цирка, библиотеки (гигантская базилика), монумента (кенотафа) Ньютону. Мегаломания, эмоциональное воздействие света (архитектура "теней"), эмблематический характер проектов.
  • А.Ватто, Ф.Буше и французская живопись первой половины XVIII века.
    Антуан Ватто. Истоки живописи Ватто - традиция венецианского колоризма, Рубенс, учеба у К.Жилло. Раннее творчество - "военные жанры", мифологические сюжеты. Особенности работы Ватто над композицией, роль рисунка в творческом методе. Отсутствие фабулы. Жанр "галантного празднества": история создания картины "Паломничество на остров Киферы" (1717) и появление термина. Пастораль, театральные сюжеты, неопределенность границ между "галантными жанром" и театральными сценами. "Лавка Жерсена" - история создания, картина-размышление об искусстве живописи. Ученики и последователи Ватто. Жанр "галантного празднества" во французской живописи. Франсуа Буше (1703-1770) и живопись французского рококо. Ранний период – влияние Рубенса. 1730-1750-е годы - расцвет творчества. Особенности художественного языка - условный колорит с преобладанием холодных оттенков, "гладкая фактура", декоративность. Универсальность дарования Буше. Декоративная живопись на мифологические сюжеты, картоны для серии на сюжеты "из китайской жизни" в музее Безансона и тема "шинуазри" во французской живописи. Портреты; сцены в интерьере; пейзажи, увлечение темой пасторали. Влияние Буше на Ж.-Б.Натуара, Ж.-Б.Ван Лоо. Жан Марк Наттье (1685-1766) и традиция костюмированного, мифологического портрета. Луи Токке и рокайльный портрет. Русские заказчики Токке (И.И.Шувалов). Морис Кантен де Ла Тур (1704-1788) - художественное своеобразие портретов в технике пастели.
  • Французская живопись второй половины XVIII века. Французская скульптура XVIII века.
    Роль Салона: организация Салона, иерархия жанров, роль Академии художеств и художественной критики. "Салоны" Дидро и их роль в восприятии живописи Шардена и Греза современниками и потомками. Жан-Батист Симеон Шарден. 1730-1733 - ранние натюрморты Шардена с кухонной утварью. Переход от натюрморта к бытовому жанру. Связь сюжетов картин с голландской жанровой живописью. Образы детей, семейные сцены - отсутствие сюжетной фабулы, слияние предмета изображения и самой живописной техники. Поздние натюрморты, 1650-1660 гг. - предметы не обыденные, а изысканные, роль отражений и цветовых рефлексов, иное соотношение предмета и пространства. Поздние пастели. Жан-Батист Грёз и жанровая живопись. Искусство Греза как социальный и эстетический феномен - т.н. "буржуазный" жанр, обращенный к "чувствительному зрителю". Литературность, предпочтение сюжетов из семейной жизни, интерес к темам воспитания и взаимоотношениям отцов и детей, связь с сентиментализмом. "Деревенская помолвка" - стремление возвысить жанровую картину до уровня исторической. Однофигурные жанровые картины Грёза - художник предлагает зрителю "домыслить" сюжет. Роль рисунка. Портреты Греза. Русские заказчики Греза. Французский пейзаж XVIII века. Клод-Жозеф Верне - традиция Клода Лоррена и топографической ведуты. Особый интерес к морскому пейзажу, а в поздний период к изображению "Бури на море". Юбер Робер и традиция пейзажа с руинами. 1754-1765 - пребывание в Италии. Роль рисунков с натуры в создании картины Топографические пейзажи и архитектурные каприччо. Интерпретация архитектуры в живописи Робера – античность, итальянский ренессанс, египетские мотивы. Пейзажи Робера после возвращения во Францию (1765) - продолжение римской темы, топографические пейзажи, фиксирующие важные события в городской жизни. Робер как планировщик пейзажных парков. Робер - хранитель королевского собрания живописи в Лувре (с 1784), проект перестройки Большой галереи Лувра. Робер и русские заказчики. Жан-Оноре Фрагонар. Ориентация на частного заказчика, отказ от экспонирования в Салоне. Подвижность границы между картиной и живописным эскизом, особая роль графики, роль фантазии в творческом методе. Ранние работы Фрагонара, влияние живописи Буше, пребывание в Италии, дружба с Робером, рисунки итальянского периода. Период 1766-1770 годов - "Фрагонар между добродетелью и пороком". Картины на фривольные сюжеты. Серия "вымышленные головы". Серия декоративных панно для павильона в Лувесьенне по заказу мадам дю Барри - продолжение традиции Буше. Вторая поездка в Италию, рисунки. Поздний период творчества - влияние жанровой живописи малых голландцев и работ М.Жерар в «голландском вкусе». Проблемы атрибуции картин позднего периода. Французская скульптура. Появление новых форм и жанров. Скульптура малых форм (термин "статуэтка"), новые материалы - терракота, бисквит. Проблема тиражирования. Скульптура первой половины XVIII века. Гийом Кусту - связь с монументальной скульптурой XVII столетия. Поколение скульпторов, работавших в середине и второй половине XVIII столетия. Эдм Бушардон, Этьен Морис Фальконе, Жан-Батист Пигаль. Жан Антуан Удон/Гудон (1741-1828) и французский скульптурный портрет XVIII века. Метод работы Удона над портретом: использование гипсовых масок, предпочтение мягкого материала (скульптура как лепка), выявление фактуры, интерес к мимике, умение передать взгляд. Русские заказчики Удона. Декоративная скульптура. Огюстен Пажу и декорация королевской оперы в Версале. Клодион и терракотовая скульптура. Тема вакханалии в работах Клодиона: юные нимфы и амуры, камерность образов, стирание грани между мелкой пластикой и предметом декоративно-прикладного искусства.
  • Итальянская живопись рубежа XVII века- XVIII вв. Венецианская школа часть I: (Дж.Б.Тьеполо и Д.Тьеполо).
    Отсутствие четкой границы между искусством XVII и XVIII веков в Италии. В архитектуре – продолжение традиции барокко. Ведущая роль живописи в итальянском искусстве XVIII века - монументально-декоративная и станковая. Возрастает роль графики и живописного эскиза. Ряд крупных мастеров принадлежит XVII и XVIII столетиям: А.Маньяско, Дж.М.Креспи, С.Риччи. Влияние итальянских художников и архитекторов за пределами Италии – Германия, Россия, Испания. Джузеппе Мария Креспи и болонская школа в первой половине XVIII века. Портреты Джузеппе Гисланди (- соединение венецианского колоризма с "натурализмом" школы Бергамо. Особое значение венецианской школы. Розальба Каррьера и портрет в технике пастели. Ведущая роль монументальной живописи. От традиции teneboroso к светлой палитре (художники – chiаristi, от chiaro - светлый). Себастьяно Риччи и обращение к традиции венецианской живописи XVI века, интерпретация композиций и мотивов Веронезе. Джованни Баттиста Пьяцетта - в 1720-е годы переход от темной живописи к светлому колориту ("период солнечного света"). Джованни Баттиста Тьеполо. Обращение к технике фрески, которая не получила распространения в Венеции эпохи Возрождения. Сложность стилистического определения. субъективное претворение традиции итальянской живописи. Особенности иконографии - соединение реальности и мифа, роль Венеции XVI века, особенно Веронезе в иконографии. Связь образов Тьеполо с музыкальным театром. Универсальность дарования - фресковая монументальная живопись, станковые картины большого и малого формата, эскиз, рисунок, офорт. Продолжение традиции венецианского колоризма, но в очень индивидуальном преломлении. Тип художника виртуоза. Популярность Тьеполо за пределами Венеции. Ранний период творчества -росписи Архиепископского дворца в Удине (1726-28) - нарочитая театрализация в решении сюжетов, ироническая интонация. Решение темы плафона в 1730-1740-е годы. От плафона-картины с фиксированной точкой зрения на композицию, в котором достигнуто единство пространственного решения; "центробежная" композиция с пустым центром и фигурами, сосредоточенными по краям. Проблема соотношения фигур, иллюзорной и реальной архитектуры, роль квадратуриста Джироламо Менгоцци-Колонна. Алтарные композиции 1740-1750-х гг. 1750-1760 гг. – период расцвета. Работа в архиепископском дворце в Вюрцбурге, арх. Б.Неймана (1750-1753), росписи плафона лестницы, императорского зала. Иконография фресок, соотношение фресковых росписей Тьеполо с архитектурой Бальтазара Неймана, проблема взаимоотношения с заказчиком. Росписи виллы Вальмарана близ Виченцы (1757). Отношение Тьеполо к сюжету, связь с венецианской оперой XVIII века. Поздний период творчества - работа в Королевском дворце в Мадриде, растущая доля участия сыновей Доменико и Лоренцо в исполнении фресок; цикл эскизов на тему "Бегства в Египет". Джованни Доменико Тьеполо. Влияние отца в ранний период, участие в росписях в Вюрцбурге и Мадриде. Отличие «идеального» стиля Дж.Б.Тьеполо от «натурального» стиля Доменико, впервые отмеченное И.В.Гете. Внимание к острохарактерному жесту, силуэту, ироническая интонация. Сюжеты из венецианской комедии дель арте, карнавала. Увлечение китайской экзотикой и перекличка с театральными образами К.Гоцци. Нач. 1790-х - росписи виллы Дзианиго, принадлежавшей семье Тьеполо. Использование персонажей комедии дель арте - гротескный тип слуги, бедняка – участника разных сцен. Композиция "Новый мир": зрители, повернутые спиной как главные участники действия.
  • Венецианская живопись часть II: ведута, бытовой жанр.
    Венецианский городской пейзаж - ведута. Роль "перспективистов", изучение оптики, геометрии, использование камеры-обскура. Два типа ведуты - топографическая и каприччо. Влияние северных мастеров - немец Йозеф Хайнц, Гаспар ван Виттель (Ванвителли), работавший в Риме. Основные заказчики/ Джованни Антонио Каналетто - создатель "классического типа" венецианской ведуты. Обучение в Риме, влияние ван Виттеля и Луки Карлевариса. Фиксация важных событий в жизни Венеции, создание больших серий/ Особенности композиционного построения – панорамы, угловые точки зрения. Топографические ведуты и каприччо. Английский период. Бернардо Белотто и распространение ведуты за пределами Венеции. Работа на севере Италии, серия пейзажей, исполненная для Августа III в Дрездене и Пирне, работа в Вене, Мюнхене, Варшаве. Индивидуальная колористическая гамма (преобладание коричневато-желтых оттенков), прозаизм трактовки. Франческо Гварди и завершение традиции ведуты. Ранний период - сотрудничество с братом Джан Антонио, работа над копиями с картин старых мастеров, сложность разграничения ранних работ Франческо и Джан Антонио Гварди. 1750-е годы - обращение к жанру ведуты. Ранние ведуты - влияние Каналетто, использование гравюр Карлевариса и гравюр по картинам Каналетто. Расцвет творчества. Особенности живописной манеры. Передача меняющейся атмосферы Венеции, эмоциональная насыщенность пейзажей. Роль графического наброска в творческом методе. Топографические пейзажи, в которых всегда важен фактор претворения натуры, и каприччи, значение которых возрастает в 1780-90-е годы. Серия картин по заказу Пьетро Эдвардса, посвященная визиту в Венецию графа и графини Северных в 1782 году. Поздние пейзажи. Влияние пейзажей Гварди на восприятие Венеции в XIX-XX веках.
  • Неоклассицизм в Риме.
    Разница в восприятии наследия античности в XVII и в XVIII веке: представление об античности стало более точным с "археологической" точки зрения. Рационализм - осознанное стремление к отдаленному, противопоставленному обыденности идеалу. Термины "классицизм" - "неоклассицизм". Роль Иоганна Иоахима Винкельмана и кардинала Алессандро Альбани. Интернациональный характер движения. В начальный период – особая роль немцев: Якоб Филипп Хаккерт, Антон Рафаэль Менгс; занимательные картины на темы из античной истории Анжелики Кауффман. Участие английских (И.Дзоффани, Г.Хамильтон), шведских, американских мастеров (Б.Вест). Роль заказчиков, особая роль английских коллекционеров. Феномен "большого путешествия", мода на коллекционирование античности. Портретная концепция Помпео Батони - "портрет на фоне античных памятников". Роль Французской Академии в Риме. Жозеф Мари Вьен и ранний классицизм 1760-1770-е годов, распространение новых мотивов, вдохновленных археологическими раскопками Геркуланума и Помпей. Римские работы Жака Луи Давида - вершина европейского неоклассицизма. Ранние портреты. Скульптура Антонио Кановы - "современный Фидий". Античные сюжеты, совершенство обработки мрамора, утонченное изящество образов. Роль скульптурного эскиза в творческом методе. Русские заказчики Кановы. Джованни Баттиста Пиранези. Участие в раскопках и обмерах древних памятников, издание увражей, которые служили источником мотивов для мастеров неоклассицизма. Пиранези - теоретик. Требование свободы творчества и связанные с этим размышления об ордере. Полемика с французским дилетантом П.Ж.Мариеттом. Гравюры Пиранези, техническое совершенство, многообразие техники, работа без предварительных эскизов, роль импровизации в творческом методе.
  • Английская архитектура XVIII века.
    Проблемы хронологии и стиля, английское искусство "не совпадает" с рамками, принятых в Европе классификаций. Различные стили и направления сосуществуют в непривычной для европейских школ последовательности. Соединение черт барокко и классицизма в ранний период, развитие палладианства, неоклассицизма, раннее обращение к традициям готики. Преобладающая роль философии и литературы. В ХVII веке Англия не создала национальной школы в живописи: ведущая роль принадлежала иностранцам. Запрет на художественную деятельность в период протектората Кромвеля после революции 1647 года: основным вкладом страны стала архитектура. Во второй половине XVIII века возрастает влияние изобразительного искусства. Отсутствие традиции академического обучения. Своеобразие жанровой иерархии, особая роль портрета и пейзажа. Садово-парковое искусство Англии, идеи оформления интерьера, английский портрет. Первое поколение палладианских архитекторов-дилетантов - лорд Берлингтон и др. Издание архитектурных увражей. Английская архитектура второй половины XVIII века. Английское градостроительство: Джон Вуд старший и Джон Вуд младший. Традиции регулярной планировки, восходящие к французским площадям XVII века и ансамблю Ковент Гарден в Лондоне. Площади Ройал Кресент и Сиркус. Уильям Чемберс. Сады Кью и архитектура малых форм Роберт Адам (1728-1792). Путешествие по Франции и Италии, дружба с Пиранези, Винкельманом, Клериссо. Изучение развалин дворца Диоклетиана в Сплите, в 1764 году сделанные вместе с Ш.Л.Клериссо в Сплите рисунки вошли в увраж, посвященный жилой архитектуре римлян. Тип палладианской загородной усадьбы, связь архитектуры и пейзажа как средство достижения "движения" в архитектуре. Интерьеры Р.Адама: использование античных мотивов, изысканный линеарный стиль. Градостроительные проекты: площадь Фитцрой в Лондоне с единообразно декорированными фасадами; участие в строительстве «нового города» в Эдинбурге (ансамбль площади Шарлотты). "Готическое возрождение" середины и второй половины XVIII века. Хорас Уолпол - роман "Замок Отранто" и строительство усадьбы Строберри-хилл. Одна из ранних форм зарождения романтизма.
  • Английская живопись XVIII века. Творчество У.Хогарта. Особенности английского портрета XVIII века.
    Уильям Хогарт. Ранний период, обучение у художника У.Торнхилла. Связь Хогарта с современным романом. Работы в жанре conversation piece. Серии картин на "современные морализирующие сюжеты". Своеобразная реакция на исторический жанр, важна новизна сюжета и его драматургическая разработка - "моя картина - моя сцена", роль деталей в раскрытии действия. Выбор образов и ситуаций, рассчитанных на узнавание, сатира нравов. Циклы создавались для перевода в гравюру, и таким образом аудитория зрителей радикально увеличивалась. Активное введение "топографии" Лондона. Усиление политической дидактики в поздних сериях картин. Связь с традицией Босха и Брейгеля, с графикой Калло. Портреты Хогарта - картины, написанные "для себя", эффект незаконченности, особенности колорита Хогарта. Английский портрет. 1720-е годы - появление нового типа портрета - conversation piece. Филипп Мерсье, связь с традицией "галантного празднества", и Артур Дэвис. Джошуа Рейнолдс (1723-1792) и традиция парадного портрета. Влияние А. ван Дейка, барочного портрета, "цитирование" известных композиций, а также античных прототипов. Роль атрибута. Женские портреты. Исторические композиции. "Речи" Рейнолдса и академическая теория живописи. Томас Гейнсборо. Ранний период и традиция conversation piece. Работа в Ипсвиче и Бате, формирование концепции портрета. Зрелый период: своеобразие композиционных построений (портреты в рост на фоне пейзажа, "портрет-прогулка", парные портреты), особенности колорита (предпочтение холодной гаммы), живописной манеры. Близость портретов Гейнсборо к идеалам сентиментализма. Пейзажи Гейнсборо - от подражания голландскому пейзажу в ранний период к поздним пейзажам, близким по манере и эмоциональному строю пейзажам Констебла .
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Домашнее задание включает в себя подготовку к докладу, который представляется на семинаре. При подготовке доклада (устное выступление продолжительностью 20-30 минут с прилагаемой презентацией на 10-15 слайдов) студент должен показать способность самостоятельно анализировать произведения, понимание контекста и условий их создания, пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках. В докладе, который сопровождается показом слайдов в формате PowerPoint или аналогичном, студент должен продемонстрировать владение логикой презентации. Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией, в ходе которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на замечания оппонентов.Текст доклада в письменном виде сдается преподавателю для оценки в день семинара. Оценка за доклад представляет собой среднее арифметическое оценок за доклад во втором модуле и за доклад в третьем модуле.
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен по искусству XVII-XVIII вв. проводится в устной форме (опрос по материалам курса) в дни, предусмотренные расписанием. Экзамен проводится на платформе ZOOM (https://www.zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.15 * Доклад + 0.1 * Тест + 0.6 * Экзамен + 0.15 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Барокко и рококо, Базен, Ж., 2001
  • История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Harbison, R. (2000). Reflections on Baroque. London: Reaktion Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344014