Бакалавриат
2019/2020
Информационные системы управления в логистике и на транспорте
Статус:
Курс по выбору (Управление логистикой и цепями поставок в бизнесе)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Кафедра информационных систем и технологий в логистике
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
3-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
В результате изучения дисциплины студент должен формулировать основные принципы построения цифрового управления процессами логистических цепей поставок на транспорте и основные механизмы их внедрения. Он должен различать основные современные технологии и механизмы формирования единого информационного пространства цифрового управления логистическими потоками на транспорте. Освоение курса должно способствовать организации решения практических управленческих задач по цифровизации транспортных процессов и оценке результатов цифровой трансформации в логистических цепях поставок. Дисциплина «Информационные системы управления в логистике и на транспорте» принадлежит к Блоку 2 дисциплин по выбору специализации "Логистика международных транспортных систем и топливно-энергетического комплекса" программы бакалавриата «Логистика и управление цепями поставок», читается в 4-м модуле 3-го года обучения
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов базовых знаний в области современных инновационных технологий проектирования, внедрения и эксплуатации информационных систем управления логистическими процессами цифровой экономики на транспорте;
- подготовка студентов к самостоятельному решению управленческих задач с использованием современных механизмов цифровой трансформации логистики
Планируемые результаты обучения
- определяет основные принципы формирования нормативно-правовой среды организации управления цепями поставок на транспорте;
- объясняет концептуальные основы анализа информационных логистических потоков на транспорте
- различает процессы трансформации в логистике на транспорте с целью формирования базы корпоративных цифровых стандартов
- Объясняет основные информационно-коммуникационные технологии автоматизации логистических процессов на транспорте
- Аргументирует основные подходы к разработке технологической документации автоматизации логистических процессов на транспорте
- Иллюстрирует механизмы технологического и функционального моделирования автоматизируемых процессов
- различает процессы цифровой трансформации от процессов автоматизации (информатизации, цифровизации)
- аргументирует применение основных принципов и инструментов организации единой информационной среды субъектов автоматизируемых цепей поставок;
- иллюстрирует принципы методологии построения цифровых сервисов логистического управления
- формулирует принципиальные особенности нормативно-правового поля логистики в РФ
Содержание учебной дисциплины
- Логистика, как объект автоматизацииФункциональное пространство транспортной логистики Определение функционального поля. Понятие транспортной логистики. Основные принципы автоматизации. Информационно-технологическое обеспечение, как компетенция логистикки. Нормативно правовое, функциональное, технологическое пространство, Информационно- коммуникационная среда. Нормативно-правовое обеспечение транспортной логистики. Субъекты транспортной логистики. Международные транспортные коридоры. Внешнеторговая сделка. Базовые условия поставки. Инкотермс. Транспортная экспедиция, как основная компонента транспортной логистики. Отраслевые конвенции и профильные ассоциации. ФИАТА и АЭР. Нормализаторы. Документы и сведения. Электронные документы и данные. Корпоративная среда – основа формирования информационных стандартов Логистическая информация и информационный обмен в транспортной логистике. Понятие и определение информации. Свойства и классификация. Роль и значимость информации в логистических операциях Перспективы и эффективность применения информационных систем и технологий в логистике Мобильность, доступность, информированность, качество - как основа современных логистических технологий. Перспективы развития информационного обмена в транспортной логистике
- Автоматизируемые бизнес процессы и бизнес процессы автоматизированной системыИнформационно-коммуникационные технологии и автоматизация процессов транспортной логистики Информационные технологии и информационные системы: понятия и классификация. Исторические аспекты развития. Информационная коммуникация. Распределенные вычислительные комплексы и информационные сети. Классификация и характеристики. Тенденции развития: история и перспектива. Мифы информационных технологий и типовые ошибки информатизации. Автоматизация процессов, как развитие технологического пространства транспортной логистики. Технологическое обеспечение транспортной логистики Разработка технологической документации, построение функциональных моделей. Технологические документы, информационные потоки, технологические зоны. Описания рабочих мест. Технологические регламенты. Инструментальные средства построения моделей. Моделирование. Примеры построения моделей
- Информационная интеграция в транспортной логистикеЦифровая трансформация в логистике и на транспорте Цифровая экономика и цифровая трансформация. Понятия и определения. Цифровая трансформация и диджитализация в странах ЕС. Цифровая трансформация в РФ. Цифровая трансформация, логистика и реинжениринг – новое качество управления. Цифровая трансформация и логистика -переосмысление старых парадигм. «Сквозные технологии». Необходимость и достаточность «сквозных технологий». Организационные и нормативные аспекты цифровой трансформации. Цифровая трансформация и виртуальный логистический оператор. Риски развития цифровой трансформации и возможности для экономики РФ. Принципы создания единого информационного пространства Модель автоматизации предприятия. Информационная пирамида. Коммуникационная среда и стандарты. Технологические системы уровня предприятия. Системы коллективного пользования. Финансовые и аналитические системы. Единое окно. Стандарты ЕЭК ООН. Российские проекты реализации «Единого окна». Логистика – как основа идеологии Единого окна. Комплексное рассмотрение логистических потоков. Типовые ошибки реализации единого информационного пространства. Система коллективного пользования Создание корпоративной технологической среды. Обобщенная модель системы коллективного пользования. Понятия информационной услуги и информационного сервиса. Банки услуг и ограничений. Нормализаторы. Удостоверяющий центр. Пространство доверия. Интерфейсы взаимодействия. Цифровая платформа, как основной механизм цифровой трансформации в логистике и на транспорте. Единство определений. Логистический аутсорсинг и логистические провайдеры . Виртуальные логистические операторы. Информационно-логистический центр. Цифровой оператор. Операторский центр. Цифровой агрегатор Виртуальный логистический оператор. Цифровой маркетплейс. Цифровая платформа. Облачные информационные технологии. Цифровая платформа. Цели и задачи создания. как организационно-технологический механизм создания единой цифровой среды. Операторы и провайдеры. Функционал цифровой платформы. Клиентская база цифровой платформы. Базовые продукты и партнеры цифровой платформы. Классификация услуг и цифровых сервисов цифровой платформы. Стартовый набор цифровых сервисов. Стартовый набор базовых партнерских продуктов. Общая схема взаимодействия. Организационное обеспечение технической реализации цифровой платформы. Сопровождение эксплуатации цифровой платформы.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.1 * Активность на семинарах + 0.2 * Доклад + 0.1 * Посещаемость + 0.6 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Информационное обеспечение логистической деятельности торговых компаний : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры, Новиков, В. Э., 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- Корпоративная логистика в вопросах и ответах, Сергеев, В. И., Будрина, Е. В., 2013
- Логистика : интеграция и оптимизация логистических бизнес - процессов в цепях поставок: учебник, Дыбская, В. В., Зайцев, Е. И., 2008