• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Стратегии в менеджменте: Маркетинговые стратегии

Статус: Курс обязательный (Маркетинг)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Маркетинг
Язык: русский
Кредиты: 7

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа подготовлена для студентов, обучающихся в магистратуре по программе «Маркетинг». Основная цель курса - обратить внимание студентов на наиболее значимые стратегические проблемы управления маркетингом в современном бизнесе, что шире обсуждения базовых концепций теории маркетинга. В основе курса заложена динамическая концепция управления маркетингом. Настоящий курс следует курсу «Стратегический менеджмент» в том ключе, что он развивает теорию стратегического менеджмента, переводя внимание студентов с общих стратегических вопросов на стратегический маркетинг, создавая устойчивые конкурентные преимущества. Ориентация на клиента - один из главных элементов цепочки создания ценности. Особое внимание уделяется направлению управлению нематериальными активами, рыночной дифференциации, кастомизации услуг и способам встраивания клиента в цепочку создания ценности. Развитие взаимоотношений в сети рассматривается в качестве основы для построения динамических конкурентных преимуществ и получения добавочной ренты. Современный маркетинговый инструментарий сформирован на пересечении стратегического управления, теории организации и менеджмента. Таким образом, программа курса использует междисциплинарный подход к изучению дисциплины.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление слушателей с новыми моделями и инструментарием стратегического маркетинга
  • Формирование практических навыков последовательного и целенаправленного формирования цепочки создания ценностей, системы управления межфирменного и внутри-фирменного взаимодействия на принципах маркетинга, оценки долговременных результатов современной маркетинговой деятельности.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знание современного направления маркетинга
  • Чем отличится стоимость и ценность
  • Знание парадигм науки маркетинга
  • Понимание гибкости маркетинговых стратегий
  • Знание устойчивых конкурентных преимуществ компании
  • Знание уровней организаций и задач маркетинга на каждом уровне.
  • Развитие стратегического и критического мышления
  • Владение, использование и оценка методов стратегического маркетинга
  • Знание этапов разработки маркетинговой стратегии
  • Планирование маркетинговой стратегии
  • Знание основных элементов брендинга
  • Оценка капитала бренда. Основные методы оценки.
  • Умеет оценивать портфель брендов компании. Знает и умеет оценивать портфель брендов с помощью матрицы BCG
  • Знает цепочку создания ценности. Умеет применить на практике.
  • Знает и умеет оценивать CLV клиентов
  • Знает инструменты внутреннего анализа
  • Знает и умеет формулировать тактические и стратегические задачи маркетинга
  • Знание элементов определения, создания и доставки ценности
  • Умеет анализировать маркетинговую деятельность компании
  • Знает, как стратегический маркетинг увеличивает акционерную стоимость компании
  • Способность разработать с помощью инструментов стратегического маркетинга стратегию развития бизнеса.
  • Знает и умеет использовать Balanced ScoreCard
  • демонстрировать понимание методов моделирования отраслевого рынка, оценивать ограничения и возможности разных методов анализа в конкретной ситуации, выявлять связи между различными характеристиками рынка, использовать ключевые понятия анализа рынков при разработке маркетинговой стратегии
  • Объяснять логику маркетинговых действий компании, обосновывать рекомендации Понимать интересы сторон в процессе рыночного взаимодействия
  • Воспроизводить основные этапы и методы разработки стратегии, указывать на ошибки анализа в конкретных ситуациях, оценивать соответствие полученных выводов применяемым методам разработки стратегии
  • оценивать ограничения и возможности разных методов анализа в конкретной ситуации, выявляет связи между бизнес-моделью компании и особенностями маркетинговой стратегии, понимает ключевые связи между маркетингом и финансами компании
  • оценивать значимость данных и взаимосвязи между ними. Разрабатывать визуализированные модели деятельности компании, разрабатывать портфель маркетинговых метрик для целей реализации маркетинговой стратегии компании
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вектор развития маркетинговой концепции управления
    Многообразие трактовок маркетинга. Какой маркетинг нам выбрать? Классификация подходов к маркетингу. Развитие концепции маркетингового управления: основные этапы и ориентиры. Смена акцентов и научных парадигм. Изменяющаяся роль маркетинга в компании. Динамика функций маркетинга, видов деятельности, востребованных квалификаций и профессий. Маркетинг жив? Какой он современный маркетинг?
  • Предприятие будущего: основные направления развития и характеристики. Разработанный инструментарий стратегического маркетинга и его релевантность современным изменениям и вызовам
    Стратегические задачи маркетинга. Встраивание маркетинга в процедуру стратегического управления. Маркетинг-менеджмент в крупных иерархических организациях. Корпоративный уровень: анализ структуры рынка, ориентация на потребителей и позиционирование фирмы в цепочке создания ценности. Уровень СБЕ: сегментирование и целеполагание, позиционирование товара и принятие решения о вступлении в партнерские отношения. Операционный уровень: маркетинг-микс и управление взаимоотношениями с потребителями и посредниками. Маркетинг и формирование устойчивых конкурентных преимуществ. Стратегические цели. Как строить сбалансированную систему целей компании? Разработка нового стратегического инструментария с учетом маркетингового управления (balansed score card).
  • Последовательность шагов разработки маркетинговой стратегии, основанной на ценности
    Стратегическое мышление и видение. Стратегия непрерывного обучения и конкурентные преимущества, основанные на знаниях. Стратегический выбор рынка и целей, где и с кем конкурировать? Стратегия ценности для покупателя и позиционирования. Что необходимо предложить покупателю и как дифференцироваться от существующего предложения? Стратегические взаимодействия и построение сетей. Построение инфраструктуры для координации стратегии.
  • Формирование отношений с клиентами. Стратегии создания успешного бренда
    Товарный знак, торговая марка, бренд. Классификация торговых марок. Имя марки. Составляющие капитала бренда. От товарного знака к нематериальному активу. Капитал бренда. Как измерить бренд-капитал? Управление брендом и бренд-капиталом. Бренд: современная стратегия формирования динамических конкурентных преимуществ. Будущее торговой марки: кризис или новое понимание? Марочная продукция на российском рынке: специфика восприятия. Исследования известности марок на отдельных товарных рынках. Становление бренд–менеджмента. Примеры успешного выведения марок на российский рынок. Марочная политика: различные схемы расчета выгодности товаров и услуг. Влияние структуры марочного портфеля на стоимость бизнеса.
  • Управление маркетинговыми каналами и стратегии управления поставщиками
    Управление каналами распределения. Выбор каналов. Критерии выбора сбытового канала. Новые многоканальные стратегии. Вектор развития отношений в каналах распределения – новые формы организаций. Возрастающая роль закупок и поставщиков. Перспективные направления взаимодействия с поставщиками: основные стратегии. Иллюстрация использования сетевого подхода к исследованию взаимоотношений с поставщиками и каналами распределения. Анализ развития взаимоотношений «Покупатель - Продавец» на примере конкретных ситуаций.
  • Компания, ориентированная на потребителей: последовательность перехода к новой модели управления
    Стратегии внутреннего маркетинга. Возможные способы организации маркетинга на предприятии. Организация, внедрение, оценка и контроль маркетинговой деятельности. Разработка последовательности шагов и мероприятий для выстраивания стратегических приоритетов компании. Внедрение отдельного маркетингового подразделения или активная пропаганда маркетинговых принципов внутри предприятия. Участие в решении стратегических, тактических и операционных задач. Обучение и переподготовка персонала. «Оболочечная» маркетинговая фирма и контроль сети предприятий. Преодоление сопротивления управленческим нововведениям. Проведение маркетингового аудита. Поддержание ориентации на потребителя.
  • Маркетинговое управление на российских предприятиях: анализ конкретных ситуаций. Анализ примеров маркетинговых стратегий.
    В каких процессах принимает участие маркетинг? Какие маркетинговые функции наиболее развиты? Как организационно представлен маркетинг? Как маркетинг встраивается в иерархическую структуру управления компанией? Организация внутреннего и внешнего маркетинга. Взаимоотношения с отделами сбыта, коммерческим, финансовым, стратегического управления и другими подразделениями компании. Что «аутсорсится» в маркетинговой деятельности и как управлять делегированными за пределы компании функциями и процессами? Перечень основных проблем и задач. Современные особенности поведения российских предприятий. От тактики к стратегии: основные изменения в системе управления. Организационные и функциональные изменения. Трансформация маркетингового комплекса. Дифференцируйся или умирай? Стратегические активы в системе целей долгосрочного развития предприятия: современные приоритеты. Деловые стратегии ведущих участников российского телекоммуникационного рынка. Современные маркетинговые стратегии. Стратегии взаимодействия с другими участниками рынка.
  • Тема 1. Структурный подход к разработке маркетинговой стратегии.
    Понимание рынка, механизмов рыночной конкуренции, источников конкурентных преимуществ компании. Границы рынка, структура рынка. Контекст стратегии: рыночная структура и рыночная конъюнктура. Источники конкурентных преимуществ. Базовые конкурентные стратегии по М.Портеру, Трейси/Вирсема). Закон о защите конкуренции (ФЗ-135).
  • Тема 2. Ресурсный подход. Маркетинговые цели: рост клиентского капитала и капитала бренда компании. Способы их достижения.
    Капитал бренда. CLV, CE (Клиентский капитал). Драйверы клиентского капитала. Маркетинговая стратегия как управление клиентским капиталом компании.
  • Тема 3. Маркетинговые практики: стратегия как модель маркетинга в компании.
    Strategy-as-Practice: параметры стратегии как практики. План маркетинга. Бюджет маркетинга. Обоснование эффективности маркетинга. Инструментарий стратегии.
  • Тема 4. Интерфейс Маркетинг-финансы.
    Бизнес-модель и маркетинговая стратегия. CVP анализ и анализ чувствительности в оценке альтернативных маркетинговых стратегий
  • Тема 5. Концепция MPM. Клиентские, бренд- и веб/интернет измерения для оценки эффективности/результативности маркетинговых стратегий. ROI.
    Клиентские, бренд- и веб/интернет измерения для оценки эффективности/результативности маркетинговых стратегий. ROI.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Самостоятельная работа (неблокирующий)
  • Эссе (неблокирующий)
  • Дискуссии (неблокирующий)
  • Доклад (неблокирующий)
  • Проект в командах (неблокирующий)
  • Экзамен (блокирующий)
  • Активность на семинарах (неблокирующий)
  • письменные тестовые задания, задачи, мини-кейсы (блокирующий)
  • защита проектного задания (презентация в MS PP и MS Word) (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.18 * Активность на семинарах + 0.053 * Дискуссии + 0.075 * Доклад + 0.097 * Проект в командах + 0.12 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен + 0.075 * Эссе
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * Проект в командах + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kaplan, R. S., & Norton, D. P. (1996). Using the Balanced Scorecard as a Strategic Management System. Harvard Business Review, 74(1), 75–85. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=9601185348
  • Procter & Gamble. Путь к успеху: 165-летний опыт построения брендов: Практическое руководство / Дайер Д., Далзелл Ф., Олегарио Р. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 524 с.: ISBN 978-5-9614-5785-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003547
  • Маркетинг: новые ориентиры модели управления : учебник для вузов, Третьяк О. А., 2005
  • Третьяк, О.А. Маркетинг: новые ориентиры модели управления [Электронный ресурс]: учебник / О.А.Третьяк; ЭБС Znanium. – М.: ИНФРА– М, 2005. – 403 с. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова). – ISBN 5– 16– 002029– 2 . – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=96501. – Загл. с экрана.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Baidya, M. K., Maity, B., & Ghose, K. (2019). Innovation in Marketing Strategy: A Customer Lifetime Value Approach. Journal of Business & Management, 25(2), 71–97. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=138230268
  • Chaffey, D., & Smith, P. R. (2017). Digital Marketing Excellence : Planning, Optimizing and Integrating Online Marketing (Vol. 5 edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1496981
  • Choi, T., & Linton, T. (2011). Don’t Let Your Supply Chain Control Your Business. Harvard Business Review, 89(12), 112–117. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=67484865
  • Strauss, R. E. (2008). Marketing Planning by Design : Systematic Planning for Successful Marketing Strategy. Chichester, England: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=319188
  • Старов, С. А. Управление брендами [Электронный ресурс] : учебник / С. А. Старов; Высшая школа менеджмента СПбГУ. — 2-е изд., испр. — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2008. — 500 с. - ISBN 978-5-9924-0034-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/493519