• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Индустриально-организационная психология

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Глобальные изменения трудовых процессов в XX веке усилили внимание к индивидуально-психологическим и социально-психологическим проблемам работников. На фоне высокой интенсификации труда стали проявляться негативные последствия игнорирования психологических факторов производственной деятельности, а демократизация политических процессов оказывает влияние на мотивационную структуру работающих субъектов. В рамках курса «Индустриально-организационная психология» рассматриваются базовые социально-психологические процессы в организации: психологические факторы регуляции трудовой деятельности, психологическая система профессиональной деятельности, подходы к анализу целей и структуры труда, методы оценки эффективности труда, подбор и оценка персонала, обучение персонала, структура мотивов работающих субъектов, профессиональный стресс, профессиональное выгорание, методы регуляции негативных функциональных состояний человека в труде, методы изучения групповых процессов в организации, теории лидерства, принципы анализа различных организационных культур.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с базовыми категориями, понятиями и исследовательскими проблемами анализа трудовой деятельности и поведения человека в организации;
  • Формирование представления о закономерностях поведения человека на рабочем месте;
  • Обсуждение психологических аспектов диагностики и управления социальнопсихологическими процессами в организации.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знание основных этапов развития организационной психологии, основных теорий организационного поведения (основные понятия)
  • Студент по результатам интервью способен выявить и описать представленность психологических признаков труда и психических регуляторов труда в деятельности профессионала.
  • Студент знает психологические признаки труда и психические регуляторы труда.
  • Студент знает основные этапы изучения профессиональной деятельности в России. (IX-XI век)
  • Студент по результатам интервью способен выявить и описать психологическую структуру профессиональной деятельности.
  • Студент знает основные понятия теории системогенеза профессиональной деятельности.
  • Студент по результатам анализа должностных инструкций, трудового договора, интервью с работником способен составить развернутое описание профессиональной деятельности.
  • Студент способен разработать и критически оценить систему оценки персонала для конкретной организации с учетом социальных и экономических особенностей.
  • Студент способен оценить потребности организации в обучении персонала и предложить адекватную модель развития персонала в организации.
  • Студент знает основные подходы к оценке эффективности выполнения работы.
  • Студент знает содержательные и процессуальные теории мотивации.
  • Студент по результатам индивидуальной консультации способен разработать для работника систему профилактики негативных функциональных состояний.
  • Студент способен самостоятельно провести профконсультацию и критически оценить результаты профориентационной работы.
  • Студент знает базовые нормативные правовые акты регулирующие работу организационного психолога
  • Студент знает основные групповые социальнопсихологические процессы, основные теории лидерства.
  • Студент способен провести диагностику организационной культуры и провести анализ взаимосвязи компонентов организационной культуры с другими процессами в организации
  • Студент знает основные типы организационных культур
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Организационная психология как наука. История развития.
    Организационная психология как наука Организационная психология как наука и практика, отличие организационной психологии от смежных наук (организационное поведение, инженерная психология, психология труда). Основные этапы развития организационной психологии (история, тренды и вызовы современности (мультикультурные среды, виртуальные и матричные организации и т.п.)).
  • Труд как вид деятельности. Психологические признаки труда. Психические регуляторы труда.
    Психологические особенности трудовой деятельности. Психологические признаки труда. Труд как фактор исторического развития человека. Системный подход к анализу трудовой деятельности.
  • Изучение профессиональной деятельности в России (IX-XI век)
    Предпосылки становления психологии труда. Значение социально-психологических исследований для развития психологии труда. Система Ф. Тейлора в развитии российской промышленности. Индивидуальная психотехника Г. Мюстерберга. Техникопсихологическое проектирование средств труда в промышленности. Возникновение и развитие отечественной психотехники (И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн). Развитие психологии труда в ХХ веке.
  • Психологическая система профессиональной деятельности
    Понятие «психологическая система деятельности». Формирование мотивов профессиональной деятельности. Генезис мотивационной структуры профессиональной деятельности. Формирование цели профессиональной деятельности. Цель как результат, цель как уровень достижений. Нормативно одобренный способ деятельности (НОСД). Нормативно заданные и субъективно принятые цели профессиональной деятельности. Выработка критериев оценки достижения цели.
  • Анализ деятельности (практический аспект, подходы, методы и т.д.)
    Цели и методы анализа деятельности (Job Analysis). Специальные техники анализа деятельности: Job Element Method, Critical Incidents Technique, Position Analysis Questionnaire, Functional Job Analysis, Comparing the Different Job Analysis Techniques. O*NET.
  • Подбор, отбор и оценка персонала
    Планирование человеческих ресурсов. Процесс отбора персонала. Рекрутмент, скрининг, оценка и расстановка персонала. Модель отбора персонала. Принятие решений в оценке персонала. Методы оценки персонала: анализ биографической информации, рекомендации, тестирование, центры оценки, интервью.
  • Обучение и развитие персонала
    Области и базовые основания обучения персонала. Ключевые характеристики успешной программы обучения. Модель успешного обучения персонала. Оценка потребности в обучении. Определение целей обучения. Разработка и оценка обучающих материалов. Оценка обучения
  • Оценка эффективности выполнения работы
    Оценка эффективности работы и оценка выполнения работы. Объективные и субъективные критерии. Источники информации для оценки. Методы оценки выполнения работы. Проблемы и ловушка в оценке выполнения работы.
  • Трудовая мотивация
    Теории трудовой мотивации: двухфакторная теория, теория ожидания, теория справедливости, теория самодетерминации. Практические аспекты трудовой мотивации. Психологические контракты.
  • Рабочий стресс. Методы профилактики негативных функциональных состояний в труде. Профессиональное выгорание и эмоциональное выгорание в процессе трудовой деятельности.
    Понятие функционального состояния человека. Подходы к определению функциональных состояний: физиологический, психологический, комплексный. Взаимосвязь функционального состояния и эффективность профессиональной деятельности. Научнообоснованные подходы к нормализации стресса. 4 типа проблемный ситуаций: во внешней мире с возможностью изменений, во внешнем мире без возможности изменения, во внутреннем мире с возможностью изменений, во внутреннем мире без возможности изменений. Использование методов профилактики стресса в зависимости от типа ситуации. Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса. Аутогенная тренировка. Метод биологической обратной связи. Дыхательные техники. Нервно-мышечная релаксация (НМР): правила разработки текста инструкции, правила выполнения отдельных упражнений, правила работы клиента в рамках данной техники. Сенсорная репродукция: правила разработки текста инструкции, правила демонстрации инструкции, правила работы клиента в рамках данной техники. Идеомоторная тренировка. Формирование устойчивости к стрессу путем выработки резистентности к отдельным ситуациям. Формирование отдельных навыков решения стрессогенных ситуаций. Медикаментозная профилактика стресса. Психологическое выгорание в деятельности. Профилактика выгорания человека в труде.
  • Психологические подходы к организации профорентационной работы. Профконсультация.
    Понятия «профессиональная ориентация», «профессиональная реориентация». Исторические и современные аспекты управления трудом и становление системы психолого-трудоведческой помощи населению в РФ и за рубежом. Содержание и структура проблематики профконсультации. Восьмифакторная модель выбора профессии (Е.А.Климов). Предмет, средства, условия труда. Формула профессии. Профессиоведческие характеристики деятельности профконсультанта. Общая схема организации консультативного процесса по вопросам профессионального развития клиента. Психологические проблемы отбора и расстановки кадров. Психология профессионального обучения. Профессиональная адаптация. Профессиональная аттестация и экспертиза
  • Правовые и этические основы работы организационного психолога
    Основные нормативные документы в работе практического психолога: Конституция, Трудовой кодекс, Хартия прав человека: Всеобщая Декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека, Конвенция о правах ребенка, положение о профессиональное ориентации и психологической поддержке населения РФ, должностные обязанности. Конституция РФ как основной нормативный документ в работе практического психолога. Трудовые отношения. Социальное партнерство в сфере труда. Трудовой договор. Нормативные документы регламентирующие деятельность профессионала в организации. Перечень должностных инструкций. Создание нормативной документации регламентирующей деятельность профессионала в организации. Соотношение понятий «нормативные документы», «этические нормы».
  • Групповые процессы в организации. Лидерство.
    Формальные и неформальные рабочие группы. Влияние группы на индивидуальное поведение и установки работников. Групповое принятие решений. Команда как специфический вид группы. Типы команд. Развитие команды: team training, team development. Барьеры эффективности команд. Командные роли (командные роли по Р.М. Белбину, колесо командного управления Маргерисона-МакКанна). Кросс-культурные, проектные, виртуальные команды. Межгрупповые отношения в организации. Подходы к пониманию лидерства: подход, ориентированный на лидера, ситуационный подход, трансформационное и харизматическое лидерство, Leader-Member Exchange, Authentic Leadership. Формальное/неформальное лидерство. Суперлидерство. Лидерство как власть и процесс влияния. Критерии эффективного лидерства. Основные вызовы лидерству в современном мире (управление разнообразием, дистанционное управление).
  • . Организационная культура. Типы организационных культур.
    Типы организационной культуры предложенной К. Камероном и Р. Куинном: гибкость и дискретность, стабильность и контроль, внутренний фокус и интеграция, внешний фокус и дифференциация. Типология Г. Хофстеде: индивидуализм/коллективизм, дистанция власти, стремление к избеганию неопределенности, мужественность/женственность. Типология Р. Акоффа: степень отношения работников к установлению целей в организации и степень привлечения к выбору средств достижения целей. Подход Д. Коула: характеристики организации (бюрократическая, органическая, предпринимательская, партисипативная). Подход Ч. Ханди: процесс распределения власти в организации, ценностные ориентации личности, отношения индивида и организации, структуру организации и характер ее деятельности на различных этапах эволюции. Культура власти; культура роли; культура задачи; культура личности. Подход Р. Рюттингера: демонстрационная, депрессивная, шизоидная, параноидальная, принудительная организации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Задание для самостоятельной работы 1
  • неблокирующий Задание для самостоятельной работы 2
  • неблокирующий Задание для самостоятельной работы 3
  • неблокирующий Задание для самостоятельной работы 4
  • неблокирующий Задание для самостоятельной работы 5
  • неблокирующий Задание для самостоятельной работы 6
  • неблокирующий Задание для самостоятельной работы 7
  • неблокирующий Тест 1
  • неблокирующий Тест 2
  • неблокирующий Тест 3
  • неблокирующий Работа на занятии
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.05 * Задание для самостоятельной работы 1 + 0.05 * Задание для самостоятельной работы 2 + 0.05 * Задание для самостоятельной работы 3 + 0.05 * Задание для самостоятельной работы 4 + 0.05 * Задание для самостоятельной работы 5 + 0.05 * Задание для самостоятельной работы 6 + 0.05 * Задание для самостоятельной работы 7 + 0.5 * Работа на занятии + 0.05 * Тест 1 + 0.05 * Тест 2 + 0.05 * Тест 3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Anderson, N. (2005). Handbook of Industrial, Work & Organizational Psychology : Volume 1: Personnel Psychology. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=268595
  • Drenth, P. J. D., Thierry, H., & Wolff, C. J. de. (2017). A Handbook of Work and Organizational Psychology : Volume 1: Introduction to Work and Organizational Psychology (Vol. Second edition). Abingdon, Oxon: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1920019
  • Goldstein, H., Pulakos, E. D., & Semedo, C. (2017). The Wiley Blackwell Handbook of the Psychology of Recruitment, Selection and Employee Retention. Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1519538
  • Job Analysis and Job Design (SEMIs). (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A8A5F37D
  • Ones, D. S., Anderson, N., Viswesvaran, C., & Sinangil, H. K. (2018). The SAGE Handbook of Industrial, Work & Organizational Psychology : V1: Personnel Psychology and Employee Performance (Vol. 2nd edition). Los Angeles: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1647528
  • Ones, D. S., Anderson, N., Viswesvaran, C., & Sinangil, H. K. (2018). The SAGE Handbook of Industrial, Work & Organizational Psychology : V2: Organizational Psychology (Vol. 2nd edition). Los Angeles: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1647529
  • Ones, D. S., Anderson, N., Viswesvaran, C., & Sinangil, H. K. (2018). The SAGE Handbook of Industrial, Work & Organizational Psychology : V3: Managerial Psychology and Organizational Approaches (Vol. 2nd edition). Los Angeles: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1720195
  • Ones, D. S., Anderson, N., Viswesvaran, C., & Sinangil, H. K. (2018). The SAGE Handbook of Industrial, Work & Organizational Psychology, 3v : Personnel Psychology and Employee Performance; Organizational Psychology; Managerial Psychology and Organizational Approaches. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1679431
  • V.А. Tolochok. Modern Industrial Psychology ; В.А. Толочек. Современная психология труда. (2011). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.32D8128C
  • Индустриально-организационная психология : учебник для вузов, Джуэлл Л., Мальгиной Н. О., 2001
  • Носкова, О. (2010). Психология Труда, Инженерная Психология И Эргономика: Историко-Психологический Анализ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2BE89E00
  • Организационная психология : учебник для вузов, Леонова А. Б., Базаров Т. Ю., 2014
  • Организационная психология, Власов П.К., 2008
  • Проблемы системогенеза профессиональной деятельности, Шадриков В. Д., Абульханова-Славская К. А., 2007
  • Современная психология труда : учеб. пособие для вузов, Толочек В. А., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Crimando, W. (2017). Staff Training : An Annotated Review of the Literature. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1544003
  • Jex, S. M., & Britt, T. W. (2014). Organizational Psychology : A Scientist-Practitioner Approach (Vol. Third edition). Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=927226
  • Kolesnichenko E., Ivanova E., & Vyzhimova N. (2018). Improvement of methods of staff training in the organization. https://doi.org/10.5281/zenodo.1246527
  • Samchuk Kateryna I. (2017). Evaluating and Calculating the Costs for Staff Recruitment. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.762221D7
  • Zhuravleva, A. V., & Журавлева, А. В. (2014). Business game as instrument of staff recruitment. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.768D969D
  • Носкова О.Г. (n.d.). Евгений Александрович Климов в отечественной психологии труда (к 80-летию со дня рождения). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fevgeniy-aleksandrovich-klimov-v-otechestvennoy-psihologii-truda-k-80-letiyu-so-dnya-rozhdeniya