• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Управление человеческим потенциалом

Статус: Курс по выбору (Управление в социальной сфере)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Управление в социальной сфере
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс ориентирован на раскрытие студентам логики и принципов функционирования социальной политики как инвестиционного инструмента на примере систем, формирующих человеческий капитал страны, в первую очередь, здравоохранения и образования. В рамках него буду продемонстрированы сети взаимосвязей общих приоритетов социально-экономического развития страны и государственных политик в этих областях, преломление установок на тот или иной вектор социального движения через приоритеты и инструменты в здравоохранении и образовании, а также вопросы согласованности политик в этих смежных отраслях. По итогам изучения курса студенты также будут знакомы с формами организаций, осуществляющих деятельность по инвестированию в человеческий капитал населения страны, характеристиками основных систем финансирования этих сфер и содержанием выполняемых ими функций, механизмами обеспечения качества и эффективности соответствующих политик с учетом национальных приоритетов и т.д.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Представить студентам образовательную политику и политику охраны здоровья как инвестиционные процессы
  • Сформировать представление об основных группах интересов и инструментах данного процесса
  • Познакомить с этапами подготовки программ по развитию человеческого потенциала
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Формулировать ключевые положения концепции человеческого капитала и выделять основные свойства образования и здоровья как потребительских благ и видов капитала
  • Анализировать инструменты и механизмы, способствующие накоплению человеческого потен-циала, с точки зрения их соответствия национальным и глобальным приоритетам
  • Разрабатывать программы по развитию человеческого потенциала
  • Осуществлять эффективную профессиональную коммуникацию результатов анализа и разработки инструментов и программ по развитию человеческого потенциала
  • Оценивать количество и/или качество человеческого потенциала (образования и здоровья) на индивидуальном и групповом уровне
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория человеческого капитала
    Инвестиции в человеческий капитал через образование или здравоохранение. Виды капитала: природный, физический, человеческий, социальный, культурный, символический капитал. Конвертация различных видов капитала (Бурдье). Графики «возраст-доход» для людей с разным уровнем образования. Норма отдачи на образование (Шульц, Беккер, Кузнец, Капелюшников). Уравнение Минцера. Частная и общественная отдача. Рынок труда работников с разным уровнем образования. Сверхобученность. Работа не по специальности. Теория начального нулевого наделения (Сабуров). Общий и специфический человеческий капитал. Система независимой оценки квалификаций в России. Структура человеческого капитала и ее динамика в России и в мире. Методы оценки стоимости человеческого капитала. Гендерный дисбаланс в инвестировании в человеческий капитал. Межстрановые различия в инвестировании в человеческий капитал.
  • Образование как благо
    Двойственная природа образования как общественного и частного блага (Маццола, Блауг, Са-муэльсон). и мериторное благо (Масгрейв). Опекаемое благо (Львов, Рубинштейн). Образова-ние как персонально предоставляемое благо (Баумоль, Боуэн, Рубинштейн). Баумолевская бо-лезнь цен. Образование как доверительное благо (Акерлоф, Спенс, Аузан, Кузьминов). Инфор-мационная асимметрия. Теория сигналов и фильтров в системе образования. Рейтинги образо-вательных учреждений. Информационная открытость в образовании.
  • Региональные особенности развития образовательных систем в РФ
    Типологии регионов. Оси региональной поляризации. Бюджетный федерализм. Спрос на общественные блага и бюджетная децентрализация. Распределение полномочий по уровням бюджетной системы. Структура расходов в сфере образования по уровням бюджетной системы. Текущее, программное и проектное финансирование. Межбюджетные отношения. Виды межбюджетных трансфертов. Методики расчетов межбюджетных трансфертов.
  • Система оплаты труда в образовании
    Стоимость входа в профессию учителя. Заработная плата, оклад, компенсация. Базовая часть оплаты труда. Компенсационные и стимулирующие выплаты. Принципы оплаты за качество и результат, нормирование труда и стимулирование в образовании. Анализ результатов перехода на новую систему оплаты труда и эффективный контракт. Профсоюзы.
  • Экономическая самостоятельность и академическая автономия образовательных организаций
    Сравнительные характеристики казенных, бюджетных и автономных учреждений. Формирова-ние государственного (муниципального) задания. Расчетно-нормативные затраты на оказание услуг (выполнение работ) и содержание имущества. Финансирование в форме субсидии. Со-глашение с учредителем. Критерии и показатели качества услуг (работ). Модели сетевого взаимодействия организаций социальной сферы.
  • Механизмы частного финансирования образования
    Студенческая плата. Пожертвования. Гранты. Эндаумент (фонд целевого капитала). Сравнение государственного и негосударственного секторов в образовании. Частно-государственное партнерство в образовании. Софинансирование и учет качества подготовки студента через механизм государственных именных финансовых обязательств. ГИФО в высшем образовании и персонифицированное финансирование в дополнительном образовании детей. Образовательный кредит. Инвестиции в будущие заработки студентов.
  • Диагностика проблем и подходы к обоснованию образовательной политики
    Возможности и ограничения использования показателей образовательных достижений. ЕГЭ, PISA, TIMSS, PIRLS, PIACC. Образовательная статистика. Источники статистической информации об образовании. Показатели, характеризующие развитие человеческого капитала. Индекс развития чело веского потенциала.
  • Здоровье как потребительское и инвестиционное благо
    • Определение и компоненты здоровья согласно ВОЗ. Здоровье и болезнь, нетрудоспособность. Индивидуальное и общественное здоровье. • Здоровье как фактор экономического роста. Влияние здоровья на производительность и величину оплаты труда работников. Пожилые работники на рынке труда. Охрана репродуктивного здоровья как инструмент демографической политики. • Модель М. Гроссмана: спрос на здоровье, инвестиции в здоровье и отдача от них. Инвестиции в здоровье на различных этапах жизни человека. • Факторы здоровья: экономические, социальные, экологические. Концепция эпидемиологического перехода.
  • Индикаторы здоровья. Состояние здоровья населения России.
    • Методы оценки здоровья населения. Основные показатели статистики здоровья. Шкалы для оценки здоровья. • Уровень и причины смертности в России и странах мира. Уровень заболеваемости. Потери здоровых лет жизни.
  • Индивид и домохозяйство как субъекты управления здоровьем
    • Неравенство в состоянии здоровья. • Поведение в отношении здоровья (health behavior) и объясняющие его концепции: экономические теории формирования зависимостей, стиль жизни в отношении здоровья (healthy lifestyle), забота о себе (self-care). • Спрос на медицинские услуги и его детерминанты. Провалы рынка медицинских услуг. • Бремя расходов на лечение и проблема финансовой защищенности. Формы участия населения в оплате медицинской помощи.
  • Общественное здравоохранение: задачи и инструменты
    • Задачи общественного здравоохранения. • Раннее выявление и предотвращение заболеваний. Роль первичной медико-санитарной помощи в системе здравоохранения. • Стратегии и программы по предотвращению инфекционных и хронических неинфекционных заболеваний. • Создание интегрированной системы здравоохранения. Межведомственное взаимодействие систем здравоохранения и социального обслуживания при оказании услуг отдельным категориям населения. • Государственные гарантии в предоставлении медицинской помощи. Доступность медицинской помощи: обеспечение и оценка. • Качество медицинской помощи и его измеримость. Триада Донабедиана. Медицинские стандарты и клинические рекомендации. Отзывчивость системы здравоохранения. • Методы оплаты медицинской помощи, способствующие повышению ее результативности. • Квази-рыночные отношения в системе здравоохранения и их влияние на здоровье пациентов. • Оценка медицинских технологий. Затратная эффективность медицинских вмешательств. • Развитие информационных технологий и их влияние на процесс взаимодействия врача и пациента, а также на роль пациента в процессе укрепления собственного здоровья. • Продовольственная безопасность. • Гигиена окружающей среды.
  • Охрана труда и корпоративные оздоровительные программы
    • Виды производственных вредностей. Задачи гигиены труда. • Международные стандарты по охране труда, утвержденные МОТ. Глобальный план действий ВОЗ по охране здоровья работающих. Модель здорового рабочего места (ВОЗ) • Мероприятий по повышению работоспособности, профилактике утомления и переутомления. • Формы организации медицинского обслуживания персонала. Корпоративные программы по укреплению здоровья работников: российский и международный опыт. • Опасные производственные факторы, несчастные случаи на производстве. Управление рисками, страхование и самострахование в сфере охраны труда. Эффекты домино, айсберга. Концепции нулевого травматизма, поведенческой безопасности. • Изменение характера труда: форм занятости, использования информационных технологий, их влияние на перспективы охраны труда и профессиональной безопасности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Выполнение задания в ходе текущих занятий
  • неблокирующий Created with Sketch. Выполнение задания в ходе итогового занятия (деловой игры)
  • неблокирующий Created with Sketch. Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Выполнение задания в ходе итогового занятия (деловой игры) + 0.4 * Выполнение задания в ходе текущих занятий + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Экономика здравоохранения : учеб. пособие для вузов, Засимова Л. С., Капицына Н. А., 2009
  • Экономика социальной сферы : Учеб. пособие для вузов, Шишкин С. В., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Grossman, M. (1972). On the Concept of Health Capital and the Demand for Health. Journal of Political Economy, 80(2), 223–255. https://doi.org/10.1086/259880
  • Heckman, J. J. (2006). Skill Formation and the Economics of Investing in Disadvantaged Children. Science, 312(5782), 1900–1902. https://doi.org/10.1126/science.1128898
  • Herbert C. Northcott. (2009). Population Aging, Human Capital Accumulation, and Productivity Growth. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.400F167E
  • Martin McKee. (2017). 2017: a challenging year for public health in Europe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D186F547
  • Patel, D. (2008). Oxford Handbook of Occupational Health. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B1F1F2A2
  • Pouliakas Konstantinos, Theodossiou Ioannis, Konstantinos Pouliakas, & Ioannis Theodossiou. (2010). The Economics of Health and Safety at Work: An Interdiciplinary Review of the Theory and Policy. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E718A147
  • Sheiman, I., Shishkin, S., & Markelova, H. (2013). Opportunities and limitations of patient choice: the case of the Russian Federation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.34B31107
  • William C Cockerham. (2014). The sociology of health in the United States: recent theoretical contributions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5A01A85
  • World Health Organization. (2016). Global diffusion of eHealth: making universal health coverage achievable: report of the third global survey on eHealth. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.35C1B557
  • Абанкина И. В., & Родина Н. В. (2017). Эффективный Контракт В Дошкольном Образовании: Стратегии Развития, Мотивация И Стимулирование. Вопросы Образования // Educational Studies, (4), 60. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2017i4p60.82
  • Абанкина, И., Абанкина, Т., Филатова, Л., & Николаенко, Е. (2012). Тенденции Изменения Общественного Спроса На Высшее Образование В Современной России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E675B54C
  • Абдель Рахим Омран. (2019). Теория эпидемиологического перехода: взгляд 30 лет спустя. Демографическое Обозрение, (1), 177. https://doi.org/10.17323/demreview.v6i1.9117
  • Бурдье, П. (2010). Forms of Capital ; Формы капитала. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.53E7F146
  • Гимпельсон, В., Капелюшников, Р., Карабчук, Т., Рыжикова, З., & Биляк, Т. (2009). Выбор Профессии: Чему Учились И Где Пригодились? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D683B67D
  • И. В. АБАНКИНА, Т. В. АБАНКИНА, & Л. М. ФИЛАТОВА. (2016). Ловушки Дифференциации В Финансировании Российских Вузов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9208D7C2
  • Капелюшников, Р. (2005). Человеческий капитал России: эволюция и структурные особенности. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.27C8E35D
  • Капелюшников, Р. (2008). Динамика Качества Рабочей Силы На Предприятиях-Респондентах Рэб. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.571D8449
  • Капелюшников, Р. (2013). Упала Ли Экономическая Отдача От Образования? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.99820ED2
  • Медик В. А., Токмачев М. С.-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА В МЕДИЦИНЕ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-471-Профессиональное образование-978-5-534-07589-2, 978-5-534-07590-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/matematicheskaya-statistika-v-medicine-v-2-t-tom-1-441855
  • Медик В. А., Токмачев М. С.-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА В МЕДИЦИНЕ В 2 Т. ТОМ 2 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-347-Бакалавр. Специалист. Магистр-978-5-534-11958-9, 978-5-534-07585-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/matematicheskaya-statistika-v-medicine-v-2-t-tom-2-446496
  • Рощина, Я. (2009). Микроэкономический Анализ Отдачи От Инвестиций В Здоровье В Современной России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8AA9D528
  • Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении, Шейман И. М., 2007
  • Тихонова, Н. (2008). Состояние Здоровья Среднего Класса В России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2A3878BF
  • Фрумин, И. Д. (2010). The principal approaches to the problem of education equality ; Основные подходы к проблеме равенства образовательных возможностей. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4B33D35C