• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Текстуальный анализ социальных медиа

Статус: Курс по выбору (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Курс подходит для тех, кто хочет овладеть основным методами качественного анализа социальных медиа: узнать больше о возможностях формирования корпуса текстов для дальнейшего качественного анализа, узнать основные направления и принципы анализа текстов, аудио- и видеоконтента в социальных медиа, апробировать полученные знания на разработке и проведении собственного исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Методы анализа социальных медиа» являются овла-дение студентами основными теоретическими концепциями по изучению социальных медиа и инструментами эмпирического анализа. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - теоретические подходы и общую логику применения качественных методов анализа социальных медиа, - принципы разработки дизайна социологического исследования, - основные критерии качества социологического исследования. уметь: - уметь применять принципы и логику нарративного анализа, техники тематического анализа, различать количественный и качественный контент-анализ, разные направления в дискурс-анализе социальных медиа; владеть: - навыками разработки дизайна и применения качественной методологии, методов и методик текстуального анализа социальных медиа; -навыками выбора и обоснования модели выборки для решения поставленных задач или ответов на исследовательские вопросы; - навыками применять изученный методический арсенал для решения фундаментальных и практических прикладных задач как в сфере социологии, так и в смежных сферах в других дисциплинах в области общественных наук, т ч. в политологии и маркетинге; - навыками оценивать качество проведенного исследования, критически осмысливать результаты исследования, уметь творчески видоизменять дизайн исследования с целью повышения качества.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знания об основных подходах к изучению медиа в современных социальных науках
  • Знания об основных характеристиках текстуального анализа и основных принципах его реализации
  • Освоение основных методик и процедур качественного и количественного контент-анализа
  • Знание об истории формирования и основных принципах конверсационного анализа. Обретение навыков идентификации процедур конверсационного анализа.
  • Получение знаний об основных принципах нарративного анализа.
  • Получение занний об основных принципах дискурс-анализа
  • Получение знаний о многометодных дизайнах исслеования и стратегиях смешивания методов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социальные медиа как пространство (квази)публичных текстов: подходы к изучению.
    1. Что такое социальные медиа? Медийность современной культуры. 2. Теоретические подходы к изучению современного виртуального(онлайн) медийного пространства. 3. Тексты в современной культуре для современного человека. 4. Типы публичных текстов и текстов частного характера. 5. Типы социальных феноменов и проблем, изучаемых на основе анализа социальных медиа, и выбор методов для их решения. 6. Основные теоретические подходы к изучению социальных медиа.
  • Текстуальный анализ.
    1. Семантический анализ и структурализм. 2. Постструктуралистское развитие метода. 3. Этнографический подход: нетнография. 4. Обоснование выбора кейсов для анализа. 5. Техники текстуального анализа социальных медиа. 6. Анализ визуальных образов.
  • Количественный и качественный контент-анализ (КолКА и КачКА).
    1. Краткая история развития контент-анализа. 2. Количественный контент-анализ (КолКА). Познавательные возможности метода Кол-КА работы с текстом. 3. Выделение категорий в текстах социальных медиа. Построение шкал для измерения. 4. Построение модели выборки для КолКА социальных сетей. Обзор компаний и их про-граммных сетевых продуктов для анализа социальных сетей. 5. Процедуры кодирования и анализа. 6. Критерии качества КолКА. 7. Качественный контент-анализ (КачКА) и тематический анализ текстов в социальных медиа. 8. Выборка для качественного контент-анализа. 9. Техники анализа. Применение программ для анализа качественных данных. 10. Этос проведения контент-анализа социальных медиа.
  • Конверсационный анализ и анализ фреймов.
    1. Краткая история становления конверсационного анализа. 2. Социальные медиа как публичный и групповой (квази-публичный или частный) диа-лог. 3. Как устроен диалог, и как это знание формирует техники конверсационного анализа? 4. Познавательные возможности и техники конверсационного анализа. 5. Анализ фреймов Гофмана. 6. Фреймирование репрезентаций в медиа. 7. Методические возможности и ограничения анализа фреймов.
  • Нарративный анализ и современный сторителлинг.
    1. Структуралистский подход к анализу нарративов. 2. Структура нарратива. 3. Сторителлинг: суть, сферы и цели применения. 4. Возможности структурного анализа социальных медиа.
  • Дискурс-анализ СМИ и социальных сетей.
    1. Принципы, понятия и определения. 2. Наиболее популярные школы и подходы в дискурс-анализе. 3. Многодискурсность речи. 4. Теория речевых жанров. 5. Критический дискурс-анализ.
  • Анализ текстов в социальных медиа как этап многометодного исследования.
    1. Качественная и количественная традиции: возможности и ограничения. «Методологи-ческий континуум как метафора». 2. Стратегии смешивания разных методов как расширение познавательных возможно-стей. Дизайны Mixed methods research. 3. Анализ текстов в социальных медиа как этап многометодного исследования. Дизайны мультиметодных исследований.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация теоретической или эмпирической статьи из программы курса
  • неблокирующий Подготовка авторского мини-исследования с применением одного из изученных подходов.
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * активность на семинарах + 0.5 * Подготовка авторского мини-исследования с применением одного из изученных подходов. + 0.3 * Презентация теоретической или эмпирической статьи из программы курса + 0.1 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Krippendorff, K. (DE-588)136072429, (DE-576)161833357. (2004). Content analysis : an introduction to its methodology / Klaus Krippendorff. Thousand Oaks, Calif. [u.a.]: Sage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.110340264
  • The Sage handbook of qualitative research ed. by Norman K. Denzin; Yvonna S. Lincoln. (2011). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.347149243

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ВАН ДЕЙК Т. А. (2013). Дискурс и знание. Научные Ведомости Белгородского Государственного Университета. Серия: Гуманитарные Науки, (13 (156)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14506387