• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Теория и методология исторических исследований

Статус: Курс обязательный (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на формирование у студентов навыков методологической рефлексии в ходе собственных исторических исследований и при обращении к историографическим произведениям разных типов и видов. В рамках курса рассматриваются механизмы дифференциации типов историописания и видов историографических источников, а также трансформация исторического знания и способы его презентации при смене моделей исторической науки и ее словарей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Эксплицировать методологические основания исторических исследований.
  • Проанализировать формы презентации результатов исторических исследований на основе теории исторического знания и в контексте его истории.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • выявить механизмы дифференциации типов историописания и видов историографических источников
  • знать понятийный аппарат исторического исследования
  • проследить трансформацию исторического знания и способов его презентации при смене моделей исторической науки (классическая – неклассическая/неоклассическая – постнеклассическая) и ее словарей (описания и объяснения – интерпретации и репрезентации).
  • понимать системный характер исторической культуры и определяющие ее социокультурных факторов
  • выработать навык методологической рефлексии как в ходе собственных исторических исследований, так и при обращении к историографическим произведениям разных типов и видов
  • знать и понимать методологию исторического исследования и презентацию его результатов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводная. Историческое исследование: основные понятия.
    Историческое исследование. Презентация результатов исторического исследования. Историографический источник: определение понятия. Тип и виды историографических источников. Историческая наука vs социально ориентированное историописание. Популяризация научного исторического знания. Публичная история. Система видов историографических источников научной истории.
  • Историческое исследование и презентация его результатов системе исторической культуры.
    Историческая культура: определение понятия, его значение в историографическом исследовании. Историческая культура в сопряженности с типами рациональности и моделями науки.
  • Историческое исследование и презентация его результатов в исторической культуре XVIII века: рационализм и Просвещение.
    Нравоучительная (прагматическая) история. Болингброк, Мабли, Э. Гиббон. – Философия истории Вольтера и Юма. – Новые представления об историческом времени и историческом процессе (И.Г. Гердер). – Понятие исторического сочинения в культуре XVII – XVIII вв. Историописание в России: историография Петровской эпохи, В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, И.Н. Болтин, Н.И. Новиков. Исторические труды М.В. Ломоносова. Исторический метод: Г.Ф. Миллер.
  • Историческое исследование и презентация его результатов в исторической культуре XIX в.: от романтизма к позитивизму.
    Роль исторической науки в процессе формирования наций. Monumenta Germaniae Historica. Историцирующие историки (Ф.К. Савиньи, Л. фон Ранке). Историография романтизма. Н.М. Карамзин. Французская романтическая историография 1820-1840-х гг. (Ф. Гизо и др.). Представления позитивизма о цели исторического познания. Историография позитивизма.
  • Становление исторического метода в исторической культуре XIX в.
    Становление исторического метода. Берлинский университет: А. Бёк и Л. фон Ранке. «Историка» И.Г. Дройзена. Развитие исторического метода в российской исторической науке. «Скептическая школа» в российской историографии. К.Н. Бестужев-Рюмин.
  • Теории исторического процесса в XVIII-XIX вв.: метод построения.
    Становление теорий исторического процесса. Стадиальные теории. «Век богов – век героев – век людей» в концепции Д. Вико. Теории умозрительные и собственно исторические. Концепция И.Ф Шиллера и И. Канта. Философия истории Г.В.Ф. Гегеля и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.
  • Становление неклассической исторической науки на рубеже XIX-XX вв.
    Рефлексия исторического метода: Э. Фриман, Э. Бернгейм, Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос. Развитие вспомогательных исторических дисциплин. Методологический кризис рубежа XIX-XX вв.: смена моделей науки – от классической к неклассической и неоклассической. Науки номотетические и идиографические в Баденском неокантианстве. Русская версия неокантианства. Методология истории А.С. Лаппо-Данилевского. Рефлексия объекта. Методология источниковедения.
  • Историческое исследование и презентация его результатов в исторической культуре первой трети XX века.
    Новые тенденции в историческом знании. Американский релятивизм. Концепция Б. Кроче. Историческое знание в СССР. Школа М.Н. Покровского.
  • Теории исторического процесса в XX веке: метод построения.
    Кризис линейной темпоральности и стадиальных теорий исторического процесса. Становление цивилизационных теорий. Концепции О. Шпенглера и А. Тойнби, Э. Гуссерля и К. Ясперса: сравнительный анализ.
  • Подходы к историческому исследования в новой исторической науке: Школа «Анналов».
    Журнал «Анналы» во Франции. М. Блок и Л. Февр. Первое поколение «Школы Анналов». Основные характеристики «Школы Анналов».
  • Структурная/социальная история в 1950-1960-е гг.
    Структурная история в послевоенный период. Социальная/структурная история в Германии. Концепция В. Конце. Второе поколение «Школы Анналов». Теория «времени большой длительности» Ф. Броделя. Структурная источниковедческая концепция в исторической науке СССР.
  • Историческая антропология и история ментальностей.
    Антропологический поворот в историческом познании. Историческая антропология и история ментальностей: предметные поля исторического знания. Третье поколение «Школы Анналов».
  • История повседневности. Микроистория.
    История повседневности как история социальная. Национальные варианты микроистории. Микроистория в Италии.
  • Основные тенденции исторических исследований в начале XXI века.
    Субдисциплины исторической науки, научные направления и предметные поля актуального исторического знания. Четвертое поколение «Школы Анналов».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Экзамен
    На экзамене разрешается пользоваться справочными материалами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Активность на семинарских занятиях + 0.3 * Доклад + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю.-ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 4-е изд. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-258-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-06384-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-istoricheskogo-znaniya-431979

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Источниковедение : учеб. пособие, Данилевский, И. Н., 2019
  • Теория исторического знания : учеб. пособие, Савельева И. М., Полетаев А. В., 2008