Бакалавриат
2019/2020
Научно-исследовательский семинар "Исследование медиапроцессов"
Статус:
Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Бурцев Юрий Аркадьевич,
Габов Константин Игоревич,
Голенкова Екатерина Викторовна,
Гринчева Наталья Михайловна,
Дмитриева Ольга Александровна,
Колозариди Полина Владимировна,
Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна,
Ним Евгения Генриевна,
Петрова Евгения Викторовна,
Устинов Георгий Владимирович
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
96
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар на 3 курсе программы «Медиакоммуникации» предназначен для формирования у студентов базовых представлений и навыков в сфере медиаисследований. Дисциплина является обязательной и читается в течение 1-4 модулей, общая продолжительность годового курса – 96 часов (по 24 часа в модуле). Первый тематический блок, «Исследование медиаиндустрии», формирует компетенции в области биографических исследований журналистов, а также методов анализа медиаорганизаций. Второй тематический блок, «Исследования медиаформ», посвящен изучению двух направлений: анализу киноязыка и трансмедиа. Третий тематический блок, «Исследования медиакультуры», включает в себя исследованиям медиатизации и анализ визуализации больших данных. Четвертый блок, «Исследования интернета», формирует аналитические навыки в рамках таких направлений как исследование медиаплатформ и любительских медиая. Формы текущего контроля включают задания в аудитории и различные домашние задания (разработка исследовательского проекта, рецензирование научной публикации, анализ какого-либо объекта с использованием конкретного метода).
Цель освоения дисциплины
- Ознакомить студентов с требованиями к курсовой работе по специальности «Медиакоммуникации».
- Сформировать у студентов базовые навыки научно-исследовательской работы, включая разработку методологии исследования.
- Научить студентов использовать различные методы сбора, обработки и интерпретации данных, в частности, в процессе написания курсовых работ по медийной тематике.
- Развить навыки научной дискуссии и презентации результатов исследования посредством обсуждения студенческих проектов в ходе их реализации.
Планируемые результаты обучения
- Понимает особенности биографического подхода.
- Анализирует профессиональные биографии в медийной среде.
- Называет базовые подходы исследования медиаорганизаций и принципамы разработки методологии исследования.
- Разрабатывает гайд для исследования медиаорганизации.
- Адаптирует инструментарий в зависимости от способа проведения интервью.
- Называет определения Transmedia Storytelling.
- Называет ключевые понятия, применяемые в продюсировании и анализе мультиплатформенных проектов.
- Следует логике создания трансмедиапроектов, предложенных Р. Праттеном.
- Разрабатывает концепцию ТС проекта.
- Понимает функций языка как инструмент различных видов коммуникаций.
- Отличает элементы киноязыка через оценки маркированных и немаркированных структур по Ю. Лотману.
- Выделяет приемы режиссерской и операторской работы , а также актерской игры как инструмент создания киноязыка вызывающего ощущение достоверности рассказанных историй.
- Владеет основными терминами, описывающими ранний интернет.
- Знаком с примерами медиа раннего интернета.
- Владеет базовыми знаниями о категориях, описывающих принципы функционирования медиа, и взаимодействия автора и аудитории в раннем интернете.
- Владеет базовыми знаниями о категориях, описывающих феномен инфлюенсеров.
- Называет базовые методологические принципы исследования Инстаграма.
- Владеет базовыми знаниями об исследовательских категориях, описывающих аудиторию и принципы публичности в любительских медиа.
- Применяет базовые методологические принципы исследования социальных взаимодействий в любительских медиа.
- Владеет базовыми знаниями о категориях современной социологии, имеющих прикладное значение для анализа основных интернет-платформ.
- Знаком с социальными, культурными и экономическими аспектами истории развития основных интернет-платформ.
- Владеет базовые методологические принципы исследования Ютуба.
- Владеет базовыми знаниями о проблеме экспертности блогеров и подходах к ее пониманию.
- Владеет базовыми знаниями о категории сообщества в онлайн-медиа и социальных механизмах образования и существования сообществ.
Содержание учебной дисциплины
- Исследования авторов. Основы биографического подхода.Особенности биографических исследований в разных странах. Российский исследовательский опыт в этом направлении. Обзор основных работ.
- Исследования авторов. Биографии в медиа: исследовательский ракурс.Разбор примеров работ в этом направлении. Моделирование различных исследовательских дизайнов. Обсуждение результатов исследований.
- Исследования медиаорганизаций. Медиаорганизации как объект исследования.Определение границ исследовательской области, специфика объекта в исследованиях медиаорганизаций, выбор методов исследования. Практика в выборе темы для исследования, формулировании актуальности, проблемы и цели.
- Исследования медиаорганизаций. Интервью в исследованиях медиаорганизаций.Возможности и ограничения интервью как метода исследования. Разработка гайда для полуформализованного интервью по выбранной теме.
- Исследования медиаорганизаций. Способы проведения опосредованного интервью.Выбор способа коммуникации (видео, аудио, текст) для проведения опосредованного интервью в исследовании медиаорганизации. Адаптация исследовательского инструментария под способ опосредования. Разработка сценария проведения интервью.
- Исследования медиаорганизаций. Функции пилотажа исследования.Проведение интервью и анализ содержательного аспекта, оценка качества составленного гайда, анализ влияния способа проведения интервью на результат исследования.
- Анализ трансмедиа. Определения Transmedia Storytelling. Подходы к анализу ТС проектов.Основные определения трансмедиа, их неопредленность. Различия в определениях между мультимедиа, кроссмедиа, трансмедиа. 7 принципов трансмедийного сторителлинга Генри Дженкинса.
- Анализ трансмедиа. Основные подходы к cозданию и продюсированию трансмедийных проектов – концепция Р. Праттена.7 принципов Р. Праттена: от мультиплатформенного нарратива к активной аудитории. Виды ТС проектов. Круговая диаграмма для питчинга ТС проектов.
- Анализ трансмедиа. Принципы Transmedia Storytelling и построения ТС нарративов.Продюсирование и анализ (на материале работ Г. Дженкинса, Р. Гамбарато, Р. Праттена и др.) Аналитическая модель Р. Гамбарато. Исследовательские вопросы в анализе ТС. Создание концепций трансмедийных расширений.
- Анализ киноязыка. Язык – последовательность (взятых из языка) единиц общения (знаков) в их коммуникативном применении.Язык искусства как эмоционально-образный, символьный, либо иной язык, объективизирующий субъективный опыт восприятия. Можно рассмотреть примеры , например, языка изобразительного искусства, чтобы понять как он формируется и что означает.
- Анализ киноязыка. Немой кинематограф как предвестник языка современных медиа: дискретность кино, информативность и значение образного видеоряда.Элементом киноязыка может быть любая единица текста (зрительно-образная, графическая или звуковая), которая имеет альтернативу. Информативность достигается за счет многообразия коноединиц и их "читаемости". Читаемость элементов и сами элементы были созданы немым кино. Исследование фильмов за период с 1900 по 1940 год с целью выявления маркерованных элементов киноязыка.
- Анализ киноязыка. Значение условного и реалистичного в структуре киноязыка. Достоверность кинематографического произведения в различных жанрах и видах.Мир кино - это зримый нами мир, в который внесена дискретность. Семиотика кино показывает, что последовательность кадров и сцен создает возможность для многообразных комбинаций там, где в реальном мире они не даны, мир кино становится зримым художественным (созданным автором) миром с зашифрованным автором смыслом. Для достижения достоверности киноязыка необходимо соблюдать баланс между условным символами киноязыка и репрезентацией реальности. Можно рассмотреть примеры анализируя фильмы "Новой волны".
- Анализ и визуализация больших данных как создание медиаобъекта. Большие данные и их анализ.В этом разделе студенты ознакомятся с теоретической базой, которая поможет ответить на следующие вопросы: Что такое большие данные? Как работать с большими данными? Где используют анализ и визуализацию больших данных? Как большие данные могут стать медиаобъектами? Какая их роль и значение в медиакультуре? Как подготовить данные к визуализации? Какие методы и техники обработки и подготовки существуют?
- Анализ и визуализация больших данных как создание медиаобъекта. Визуализация больших данных.В этом разделе студенты ознакомятся с разными методами, компьютерными программами и способами визуализации больших данных. При помощи демонстрации различных примеров, студенты узнают, как выбрать подходящие инструменты и методики визуализации и научатся пользоваться основными базовыми приложениями по визуализации. Также студенты научатся использовать конечный результат визуализации в создании новых медиаобъектов.
- Исследования медиатизации социальной жизни. Медиатизация как исследовательское поле.Понятие, характеристики и фазы медиатизации. Подходы к изучению медиатизации. Направления изучения медиатизации (медиатизация социальных институтов, сообществ и повседневных практик). Фигуративный подход А. Хеппа и Н. Коулдри.
- Исследования медиатизации социальной жизни. Селф-трекинг как феномен медиатизации.Селф-трекинг как практика квантификации «Я» и проявление «датаизма». Мобильные приложения и носимые устройства для селф-трекинга. Исследования дискурсов, практик и стилей селф-трекинга. Социальные контексты селф-трекинга.
- Исследования медиатизации социальной жизни. Медиатизация повседневности: защита студенческих проектов.Медиатизация близких отношений (дружеских, семейных, романтических). Медиатизация образования, досуга, спорта, путешествий и т.д. Разработка и представление групповых исследовательских проектов.
- Исследования любительских медиа. Разбираемся с объектами и терминами. Самиздат. Зины. Арт-проекты и старый веб.Основные термины: любительские медиа, новые медиа, платформы, блоги. Любительские медиа до интернета. Музыка, творчество читателей, самиздат, любительские спектакли, зины. Любительские медиа в интернете. Платформы и их развитие. Ранний веб, Livejournal, Diary, Инстаграм, ВК, Ютуб. Граница любительского и профессионального медиа, медиа и искусства. Особенности публичности в разных медиа. Старый веб. Нет-арт и первые эксперименты с вебом как медиумом. Оля Лялина как художник и теоретик. Музеефикация старого веба.
- Исследования любительских медиа. Авторство. Любительские медиа и изменение роли автора.Производство любительских медиа. Арт-проекты и исследования старых медиа сегодня. Популярность обращения к ностальгическим жанрам, хонтология. Партисипаторность и смещение роли читателя/зрителя к роли соучастника. Просьюмеризм. Утопия и критика пользовательского участия. Экономика внимания.
- Исследования любительских медиа. Аутентичность. Инфлюэнсеры, знаменитости и их непростой труд.Понятие инфлюэнсеров и его отличие от классического понимания публичности в ХХ веке. Двойная работа музыкантов-любителей (на материалах статей Нэнси Бэйм). Изучение инстаграма: изучение изображений, текстов, хэштегов. Нэнси Бэйм и изучение работы музыкантов онлайн.
- Исследования любительских медиа. Аудитория и публика. Как поддерживается социальный порядок в любительских медиа.Чем отличаются аудитория и публика. Как устроено онлайн-взаимодействие в социальных сетях. Какие инструменты есть у исследователей, чтобы с ним работать. Твиттер и его особенности как платформы для любительских медиа.
- Исследования любительских медиа. Представление себя другим: как социология позволяет понять современные платформы.Основные социологические подходы к тому, как люди ведут себя онлайн. Работа Ирвинга Гоффмана. Использование подходов Гофмана и Гарфинкеля в современных исследованиях. Исследования даны бойд: понятие "сетевой публичности". Понятие коллапса контекстов на разных платформах.
- Исследования любительских медиа. Ютуб и Инстаграм как платформы.Как появились Ютуб и Инстаграм. Почему платформы менялись. Как меняются взаимодействия на платформе. Коммерциализация контента и разнообразие реакций на это. Инстаграм и Ютуб: ключевые направления, проблемы и авторы. Исследования Ютуба: методологические и теоретические подходы. Джин Бёрджесс. Лев Манович и автоматизация исследования изображений.
- Исследования любительских медиа. Экспертность у блогеров: как она возникает и к чему приводит.На чём основана экспертность блогеров. Разные подходы: слабое и сильное понимание экспертности. Проблема знания и его трансляции в новых медиа. Статус научного знания и альтернативные формы знания. Примеры: теория плоской земли, феминизм, бьюти-блоги и т.д.
- Исследования любительских медиа. ВК и и блоги: есть ли сообщества в интернете и почему мы их там ищем?ВК и блоги: локальные и городские медиа, роль онлайн-медиа в городской жизни. Мобилизация с помощью социальных сетей. Блогосфера: качественные и количественные исследования. Почему в онлайне есть понятие сообщества. Как оно работает в мессенджерах
Элементы контроля
- Исследования авторов. ПосещаемостьИсследования авторов.
- Исследования авторов. Командное заданиеИсследования авторов.
- Исследования авторов. Индивидуальное заданиеИсследования авторов.
- Исследования медиаорганизаций. СеминарыИсследования медиаорганизаций
- Исследования медиаорганизаций. Разработка гайдаИсследования медиаорганизаций
- Исследования медиаорганизаций. Адаптация гайдаИсследования медиаорганизаций
- Исследования медиаорганизаций. Пилотаж гайдаИсследования медиаорганизаций
- Анализ киноязыка. Задание 1Анализ киноязыка
- Анализ киноязыка. Задание 2Анализ киноязыка
- Анализ трансмедиа. Задание 1Анализ трансмедиа
- Анализ трансмедиа. Задание 2Анализ трансмедиа
- Анализ трансмедиа. Задание 3Анализ трансмедиа
- Анализ и визуализация больших данных как создание медиаобъекта. Проект 1Анализ и визуализация больших данных как создание медиаобъекта
- Анализ и визуализация больших данных как создание медиаобъекта. Проект 2Анализ и визуализация больших данных как создание медиаобъекта
- Анализ и визуализация больших данных как создание медиаобъекта. Проект 3Анализ и визуализация больших данных как создание медиаобъекта
- Исследования медиатизации социальной жизни. Семинар 1Исследования медиатизации социальной жизни
- Исследования медиатизации социальной жизни. Семинар 2Исследования медиатизации социальной жизни
- Исследования медиатизации социальной жизни. Домашнее заданиеИсследования медиатизации социальной жизни
- Исследования любительских медиа. МедиадневникИсследования любительских медиа
- Исследования любительских медиа. ГарфинкелингИсследования любительских медиа
- Исследования любительских медиа. ИсследованиеИсследования любительских медиа
- Исследования любительских медиа. Активность на семинарахИсследования любительских медиа
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.1 * Исследования авторов. Индивидуальное задание + 0.2 * Исследования авторов. Командное задание + 0.2 * Исследования авторов. Посещаемость + 0.15 * Исследования медиаорганизаций. Адаптация гайда + 0.15 * Исследования медиаорганизаций. Пилотаж гайда + 0.15 * Исследования медиаорганизаций. Разработка гайда + 0.05 * Исследования медиаорганизаций. Семинары
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.25 * Анализ киноязыка. Задание 1 + 0.25 * Анализ киноязыка. Задание 2 + 0.15 * Анализ трансмедиа. Задание 1 + 0.15 * Анализ трансмедиа. Задание 2 + 0.2 * Анализ трансмедиа. Задание 3
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.05 * Анализ и визуализация больших данных как создание медиаобъекта. Проект 1 + 0.05 * Анализ и визуализация больших данных как создание медиаобъекта. Проект 2 + 0.4 * Анализ и визуализация больших данных как создание медиаобъекта. Проект 3 + 0.25 * Исследования медиатизации социальной жизни. Домашнее задание + 0.15 * Исследования медиатизации социальной жизни. Семинар 1 + 0.1 * Исследования медиатизации социальной жизни. Семинар 2
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * Исследования любительских медиа. Активность на семинарах + 0.2 * Исследования любительских медиа. Гарфинкелинг + 0.4 * Исследования любительских медиа. Исследование + 0.2 * Исследования любительских медиа. Медиадневник
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Hillyard, S., & Hand, M. (2014). Big Data? : Qualitative Approaches to Digital Research (Vol. First edition). Bingley, UK: Emerald Group Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=908919
- Hjarvard, S. (2013). The Mediatization of Culture and Society. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=549083
- Lundby, K. (2014). Mediatization of Communication. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=840480
- Simon, P. (2014). The Visual Organization : Data Visualization, Big Data, and the Quest for Better Decisions. Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=707200
- Миф и жизнь в кино: Смыслы и инструменты драматургического языка: Справочное пособие / Талал А. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 394 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91671-777-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002629
- Скрытый смысл: Создание подтекста в кино: Научно-популярное / Сегер Л. - М.:АЛЬПИНА, 2018. - 204 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91671-840-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003015
Рекомендуемая дополнительная литература
- Abidin, C. (2018). Internet Celebrity : Understanding Fame Online (Vol. First edition). Bingley, UK: Emerald Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1696638
- Japkowicz, N., & Stefanowski, J. (2015). Big Data Analysis: New Algorithms for a New Society. Cham: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1124230
- Marwick, A. E. (2013). Status Update : Celebrity, Publicity, and Branding in the Social Media Age. New Haven: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=660057
- Sahay, A. (2017). Data Visualization, Volume I : Recent Trends and Applications Using Conventional and Big Data (Vol. First edition). New York, New York [222 East 46th Street, New York, NY 10017]: Business Expert Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1455938
- Users like You? Theorizing Agency in User-Generated Content. (2014). Bejing University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.dare.uva.nl.publications.a701c2ee.f141.48ed.8b8d.ddf7fabd2c3b
- Videoblogging before YouTube. (2018). Institute of Network Cultures. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.hbokennisbank.nl.amsterdam.pure.oai.pure.hva.nl.publications.e7aa332e.e770.47b9.bcd9.075d5923662a
- Основы экранной культуры: Учебное пособие / Брейтман А.С. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 112 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-105855-8 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/910751