Бакалавриат
2019/2020
Управление ИТ-проектами
Статус:
Курс обязательный (Бизнес-информатика)
Направление:
38.03.05. Бизнес-информатика
Кто читает:
Кафедра бизнес-аналитики
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Богданова Татьяна Кирилловна,
Брускин Сергей Наумович,
Гоменюк Кирилл Сергеевич,
Кузнецова Елена Владимировна,
Поляков Игорь Викторович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Целью изучения курса является формирование теоретических знаний, умений и практических навыков эффективного управления ИТ-проектами (УП). В курсе рассматриваются вопросы интеграции УП в стратегическое управление, подходы к формированию ИТ-стратегии и методы управления портфелем ИТ-проектов. Основные вопросы курса: • как отобрать те инвестиции в информационные технологии, которые соответствуют стратегии и максимизируют бизнес-ценность компании? • как успешно реализовывать отобранные инвестиции? • для каких проектов целесообразно применять гибкие методологии УП? • как выбрать инструменты и методы УП, максимально соответствующие специфике выполняемого ИТ-проекта? • какое ПО выбрать для автоматизации управления ИТ-проектами?
Цель освоения дисциплины
- Формирование теоретических знаний, умений и практических навыков решения проблем, возникающих при управлении проектами (УП) и ИТ-проектами в частности
- Выработка умений и практических навыков эффективного управления ИТ-проектами, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем, обеспечивающих достижение определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта
Планируемые результаты обучения
- Формулирует формальные критерии проекта.
- Определяет заинтересованные стороны проекта.
- Может выбрать соответствующую специфике проекта организационную структуру.
- Формулирует цель проекта в соответствии с критериями SMART.
- Определяет ключевые факторы успеха ИТ-проектов.
- Выбирает модель жизненного цикла, соответствующую специфике конкретного ИТ-проекта
- Знает основные международные и национальные стандарты управления проектами.
- Формулирует принципы разработки корпоративного стандарта управления проектами.
- Разрабатывает структуру корпоративного стандарта управления ИТ-проектами.
- Определяет состав «инструментального ящика» в соответствии со спецификой выполняемых ИТ-проектов.
- Разработать Устав проекта, Матрицу заинтересованных сторон проекта.
- Применять инструменты управления знаниями проекта.
- Разрабатывает иерархическую структуру работ проекта.
- Применяет инструменты управления сроками проекта.
- Оптимизирует длительность проекта.
- Использует Microsoft Project 2016 для управления содержанием и сроками ИТ-проекта.
- Выбирает и практически применяет инструменты и методы, необходимые для управления ресурсами ИТ-проекта.
- Выбирает и практически применяет инструменты и методы, необходимые для управления коммуникациями ИТ-проекта.
- Использует Microsoft Project 2016 для управления ресурсами ИТ-проекта.
- Идентифицировать риски ИТ-проектов
- Провести качественную оценку рисков
- Выработать адекватные меры реагирования на риски ИТ-проектов
- Обосновывает бизнес-выгоды от реализации ИТ-проекта.
- Может подготовить отчет о статусе проекта
- Рассчитывает показатели освоенного объема
- Выбирает и практически применяет инструменты и методы управления изменениями ИТ-проекта
- Использует Microsoft Project 2016 для контроля хода выполнения ИТ-проекта
- Формирует систему критериев для отбора компонентов портфеля ИТ-проектов
- Формулирует основные особенности проектно-ориентированной деятельности и иллюстрирует их на конкретных примерах.
- Знает основные типы программных продуктов, используемых для автоматизации управления ИТ-проектами.
Содержание учебной дисциплины
- Базовые понятия управления проектамиПроект и проектная деятельность. Сравнение операционной и проектной деятельности. Цель и основные ограничения проекта. Заинтересованные стороны и организационная структура проекта. Организационные структуры проектной деятельности.
- Отличительные особенности и факторы успеха ИТ-проектовБазовые понятия в сфере информационных технологий. Особенности ИТ-проектов. Почему не все ИТ-проекты успешны. Факторы успеха ИТ-проектов. Проекты типа «Мозги», «Седина», «Процедуры».
- Выбор жизненного цикла ИТ-проекта. Использование гибких подходов в управлении ИТ-проектамиПонятие жизненного цикла проекта. Виды жизненных циклов ИТ-проектов. Выбор жизненного цикла ИТ-проекта согласно модели Agile Practice Guide (на примерах).
- Стандарты управления проектамиСтандарты проектной деятельности. Система международных и национальных стандартов управления проектами. Российские стандарты управления проектами. ГОСТ серии 34. Стандарты Института Управления Проектами (PMI). Корпоративный стандарт управления проектами. Уровни зрелости проектного управления. Agile-манифест разработки программного обеспечения. Фреймворк Scrum.
- Инструменты управления ИТ-проектамиКлассификации инструментов управления проектами. Инструменты управления проектами и конкурентная стратегия. Формирование «инструментального ящика» в зависимости от масштаба проекта. Наиболее «популярные» инструменты. Устав проекта.
- Управление содержанием и сроками ИТ-проектовОсновные этапы и процессы планирования содержания проекта. Иерархическая структура работ. Особенности управления содержанием в Agile-проектах. Определение операций и их последовательности. Построение и анализ сетевых графиков. Критический путь. Метод PERT. Метод GERT.
- Управление человеческими ресурсами и коммуникациями ИТ-проектаВиды ресурсы в проектной деятельности. Загрузка трудовых ресурсов. Выравнивание загрузки. Показатель утилизации трудовых ресурсов. Стадии развития команды. Командные роли по Р.М. Белбину.
- Управление рисками ИТ-проектаБазовые понятия управления рисками. Стратегии реагирования на негативные риски. Стратегии реагирования на возможности. Идентификация рисков. Количественный и качественный анализ рисков. Планирование мер реагирования, мониторинг рисков. Управление ИТ-рисками в соответствии с COBIT5.
- Оценка эффективности ИТ-проектовБизнес-документы управления проектом. Виды экономических эффектов от реализации ИТ-проектов. Существующие подходы к количественной оценке экономических выгод ИТ-проектов. Бюджет ИТ-проекта. Совокупная стоимость владения ИС. Специфика расчета финансовых показателей ИТ-проекта.
- Контроль хода выполнения ИТ-проекта и управление изменениямиСтатус проекта. Контрольные точки. Инструменты и методы контроля: Матрица прохождения этапов жизненного цикла, диаграмма скольжения, диаграмма Ганта с отслеживанием, метод освоенного объема. Инструменты и методы управления изменениями: Матрица координации изменений, запрос на изменения, Журнал регистрации изменений.
- Управление портфелем ИТ-проектовПортфели проектов и программы. Структура корпоративного портфеля проектов. Задачи портфельного управления. Портфель проектов как инструмент реализации корпоративной стратегии. Процессы управления портфелем проектов. Методы отбора компонентов портфеля проектов. Приоритеты и ранговые классы проектов. Модель множественных взвешенных критериев. Применение COBIT5 для управления ИТ-портфелем.
- Особенности управления компаниями, выполняющими контрактные ИТ-проектыПроектно-ориентированные и проектно-зависимые организации. Организационная структура проектно-ориентированной организации. Финансовая структура проектно-ориентированной организации. Особенности формирования контрактного портфеля проектов. Проектный офис. Цели и задачи деятельности Проектного офиса. Виды Проектных офисов. Типовые роли сотрудников Проектного офиса.
- Автоматизированная корпоративная система управления проектамиТипы ИС для автоматизации процессов УП и УПП. Специализированное ПО для автоматизации процессов УП. Трекеры задач. ПО для управления портфелями проектов. Возможности ERP-систем для автоматизации УП.
Элементы контроля
- Тестирование на платформе "Открытое образование" по итогам прохождения тем 1-8, 10-11, 13
- Задание на взаимное оценивание на платформе "Открытое образование"
- ЭкзаменФорма экзамена: Экзамен проводится в (устной) форме. Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе MS Teams. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://docs.microsoft.com/ru-ru/microsoftteams/hardware-requirements-for-the-teams-app Для участия в экзамене студент обязан: Не позднее 7 дней до проведения экзамена проверить работоспособность компьютерного оборудования, необходимого для сдачи экзамена и убедиться в соответствие имеющегося оборудования требованиям к компьютеру для участия в экзамене на платформе MS Teams; Войти на платформу MS Teams под личной учетной записью (используется аккаунт студента @edu.hse.ru); Перед началом экзамена проверить работоспособность микрофона, колонок или наушников для передачи звука и видеокамеры, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для проведения экзамена инструменты: ручка, листы бумаги, калькулятор и т. д.); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме приложения MS Teams или браузера, в котором будет выполняться вход на платформу MS Teams. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 2 недели до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Выключать видеокамеру; Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: Использовать бумагу, ручку для ведения записей, расчетов; Использовать калькулятор для ведения расчетов; Включать микрофон во время экзамена для ответов на вопросы преподавателя; Запрашивать у преподавателя дополнительную информацию, связанную с выполнением экзаменационного задания; Взаимодействовать с другими студентами по разрешению преподавателя. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой MS Teams не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой MS Teams более 1 минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи экзамена. В случае долговременного нарушения связи с платформой MS Teams во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)Формой текущего контроля знаний при изучении тем 1-8, 10-11, 13 на платформе «Открытое образование» является тестирование. Тест состоит из 15 вопросов, результат прохождения теста оценивается по 100-балльной шкале. За каждый правильный ответ начисляется 100/15 балла. За неправильный ответ баллы не начисляются. Формой текущего контроля на платформе «Открытое образование» при изучении тем 9 и 12 является взаимное оценивание, проводящееся в форме письменного развернутого ответа на вопрос. Объем задания составляет 400-600 слов. Ответ должен содержать не менее трех аргументов и не менее трех примеров, иллюстрирующих аргументы. Каждый ответ оценивается по 100-балльной шкале. Критериями оценивания задания в форме взаимного оценивания являются: • аргументированность – 30 баллов (по 10 баллов за аргумент); • иллюстрированность примерами - 30 баллов (по 10 баллов за пример); • логичность изложения - максимальная оценка 20 баллов; • грамотность и стиль изложения – максимальная оценка 20 баллов. По результатам текущего контроля на платформе «Открытое образование» рассчитывается накопленная оценка: Ооо = (Отест1 … Отест8 + Отест10 + Отест11 + Отест11 + Отест13 )*0,8 + (Овз9+ Овз12 )*0,2 где ОтестN - оценка за тест по теме соответствующего номера; ОвзN - оценка за взаимное оценивание по теме соответствующего номера. Результирующая оценка рассчитывается по формуле: Орез = 0,3 * Оэкз + 0,7 * Ооо где Оэкз – экзамен; Ооо – оценка. полученная по результатам прохождения онлайн курса на платформе «Открытое образование».
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Коргова М. А. - МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 197с. - ISBN: 978-5-534-10829-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/menedzhment-organizacii-444702
- Кузнецова Е. В. - УПРАВЛЕНИЕ ПОРТФЕЛЕМ ПРОЕКТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 177с. - ISBN: 978-5-534-07425-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-portfelem-proektov-kak-instrument-realizacii-korporativnoy-strategii-433975
- Сооляттэ, А. Ю. Управление проектами в компании: методология, технологии, практика [Электронный ресурс] : учебник / А. Ю. Сооляттэ. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. - (Академия бизнеса). - ISBN 978-5-4257-0080-3. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/451379
- Шкурко В. Е. ; под науч. ред. Гребенкина А.В. - УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРОЕКТА 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 182с. - ISBN: 978-5-534-05843-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-riskami-proekta-441677