• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Религиозные и фольклорные традиции Китая

Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Мазо Ольга Михайловна, Соловьева Алевтина Андреевна, Старостина Аглая Борисовна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе студенты познакомятся с основными религиозными направлениями Китая от древности до современности, с различными героями и сюжетами китайского фольклора. Слушатели узнают о становлении и развитии буддизма и даосизма, получат представление об основных божествах, храмовой культуре, канонических текстах, а также о тех изменениях, которые эти религии претерпели в последнее время. Отдельная часть курса будет посвящена мифологии - мифологическим представлениям, сюжетам и персонажам китайской культуры различных эпох. В курсе будут обсуждаться формы бытования фольклорных представлений и жанров, особенности их трансформации и существования в современной китайской культуре. Особое внимание будет уделено популярным верованиям и локальным культам, их взаимодействию и сосуществованию с официальными религиями. Особенностью курса является привлечение экспедиционного материала.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать основные этнические, религиозные и региональные группы, проживающие на территории КНР, их фольклорные традиции, основную жанровую и социокультурную специфику фольклорных традиций Китая; основные религиозные культы Китая, особенности их формирования и взаимодействия между собой.
  • Уметь применять сравнительно-исторический, структурный, функциональный и другие методики и подходы современной фольклористики и антропологии в исследовании фольклорных сообществ и традиций КНР; применять сравнительно-историческую методологию в анализе религиозных текстов
  • Уметь применять сравнительно-исторический, структурный, функциональный и другие методики и подходы современной фольклористики и антропологии в исследовании фольклорных сообществ и традиций КНР; применять сравнительно-историческую методологию в анализе религиозных текстов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Использовать основные понятия фольклористики, уметь применять теоретические знания для анализа конкретных текстов, уметь опознавать тексты различных жанров, уметь сопоставлять образы различных фольклорных традиций Китая
  • Использовать основные понятия и подходы к изучении мифологии, знать и уметь характеризовать основные персонажи и сюжеты мифологических традиций Китая, уметь вычленять и анализировать мифологические представления в различных образцах современной культуры
  • Перечислять основные виды ритуалов, основные праздники и связанные с ними ритуалы и обрядовые практики
  • Использовать термин и концепт “народная литература”, знать основные жанры, историю формирования, примеры произведений, уметь анализировать фольклорные и литературные тексты
  • Использовать различные подходы к анализу мифологических представлений, знать основные сюжеты и персонажей китайской мифологии, уметь сопоставлять мифологические системы различных традиций Китая, уметь анализировать “мифологические” тексты различных периодов.
  • Использовать различные подходы к изучению “низшей/актуальной мифологии”, знать основных персонажей и сюжеты актуально-мифологических традиций Китая, уметь анализировать фольклорные тексты и обрядовые практики, содержащие актуаль-мифологические представления.
  • Иметь представление об особенностях архаической мифологии шанцев, уметь характеризовать основные источники сведений о шанской и чжоуской мифологии.
  • Иметь представление об основных периодах становления китайского буддизма и религиозного даосизма. Уметь дать краткую характеристику школам китайского буддизма. Быть в состоянии определить основные “автохтонные” и сформировавшиеся под влиянием буддизма элементы даосской религии.
  • Иметь представление о периодизации истории конфуцианства. Разбираться в специфике религиозной и идеологической составляющей конфуцианства на разных стадиях его развития.
  • Уметь дать характеристику синкретизму “трех учений” на разных этапах его становления, знать основные особенности и произведения жанра баоцзюань, основные божества народного пантеона.
  • Приводить основные религиозные направления современного Китая
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Фольклор и фольклористика Китая
    Основные понятия, методы и подходы фольклористики. Что такое фольклор – определения и концепции изучения. Основные свойства фольклора – коллективность, вариативность, полистадиальность. Формы бытования и прагматика фольклорного текста. «Правильный» и «неправильный» фольклор. История и основные школы изучения фольклорных традиций Китая. Фольклор и фольклористика в Китае – особенности культурно-исторических контекстов. Источники изучения фольклорных представлений в Китае. Этнокультурная карта Китая. Фольклорные традиции Китая – этнические, религиозные, региональные, социальные группы. Фольклор Севера и Юга. Фольклор «малых народностей» Китая.
  • Фольклорные представления и мифологическая картина мира.
    Фольклорные представления – разновидности и формы репрезентации. Мифологическая картина мира и ее составляющие. Особенности мифологической картины мира в фольклорных традициях Китая. Взаимодействие различных мифологических систем (религиозных и локальных). Концептуализация мифа. Миф и текст. Миф и ритуал. Функции мифа.
  • Текст и ритуал.
    История изучения китайских фольклора и мифологии. Основные источники. Миф и ритуал: вербальные и акциональные репрезентации фольклорных представлений – их соотношение и взаимодействие. Ритуал в Китае. Разновидности ритуалов – переходные, регулярные, окказиональные, частные, государственные и другие. Их репрезентация в традициях Китая. Ритуал в древней истории Китая: эпохи Шан, Чжоу, Цинь и Хань. Ритуал и раннее конфуцианство. Основные традиционные праздники Китая и связанные с ними обрядовые практики – Новый год, День поминовения усопших, Праздник начала лета и другие. Нарративы, связанные с обрядовыми практиками – жанровая разновидность, сюжетная специфика, прагматика.
  • Литература и фольклор.
    Взаимодействия письменной и устной традиции в древности и современности – примеры текстов, структура, основные мотивы, контексты. Китайская «народная литература». Литературные и фольклорные жанры о необычайном. Романы и сказы. Современные формы коммуникации и новые формы бытования фольклорного текста.
  • Западные религии в Китае (помимо буддизма).
    Зороастрийцы и манихеи. Несториане. Чужеземные религии при Тан. Монгольская “толерантность”. Иезуиты в Китае. Православная миссия. Католические и протестантские миссионеры в XIX веке.
  • Синкретизм трех учений. Народные верования и религии.
    Тао Хунцзин и концепция единства «трех учений». Взаимопроникновение даосского и буддийского пантеонов. Влияние буддизма на «учение о сокровенном» и на неоконфуцианство. Тенденция к слиянию некоторых религиозных практик «трех учений» (даосизма, буддизма и конфуцианства) династиях Сун и Мин. Феномен баоцзюаней. Структура народного пантеона, его региональные особенности. Проникновение народных божеств в пантеоны официальных религий.
  • Высшая мифология.
    Космогония, антропогония, космография, эсхатология. Сравнительное рассмотрение примеров различных мифологических моделей, представленных в фольклорных традициях Китая (обобщенные примеры из ханьской, тюрко-монгольской, южно-китайской (яо, мяо), тайваньской и других мифологий). Их взаимодействие с мифологическими моделями религиозных систем (Буддизма, даосизма, шаманскими культами и локальными верованиями). Божества и культурные герои в нарративах и обрядовых практиках.
  • Низшая мифология.
    Низшая мифология, демонология и другие термины, концептуализирующие повседневные верования и обрядовые практики, связанные с актуальными божествами и сверхъестественными персонажами. Сравнительное рассмотрение демонологических традиций Китая, основные группы персонажей, сюжетов и функций – домашние души (Цзао Ван, Галын Бурхан), духи покровители и духи помощники, священные животные, оборотни, демоны, призраки и голодные духи, магические специалисты. Верховные божества в низшей мифологии (Гуань-Инь, Хан Гаруди, Тара Эх и другие). Контексты демонологического повествования. .
  • Религия в современном Китае.
    Религиозная ситуация в Китае в начале XX века. Синьхайская революция 1911 г. «Движение за новую культуру». Религиозная политика Гоминьдана. Образование КНР и религиозная политика в 50-ые гг. XX в. «Культурная революция». Возрождение религиозных культов и верований в 80-ые гг. Ужесточение религиозной политики КНР в 10-ые гг. XXI в. Храмовая культура и особенности религиозной жизни материкового Китая. Религии, культы и храмовая жизнь современных Гонконга, Макао, Тайваня. Религиозная жизнь диаспор (Малайзия, Сингапур и пр.).
  • Ранний даосизм и конфуцианство (до III в. до н.э.).
    Древнекитайская культура и шаманизм. Особенности культуры южного китая: чусский субстрат. Осевое время и зарождение философии в Китае. Связь даосизма с архаическими мифологическими представлениями. Даосизм и академия Цзися. Первые даосские тексты: «Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы». Другие философские и религиозные учения. Взаимодействие конфуцианства, даосизма, легизма и натурфилософии. .
  • Становление китайского буддизма. Развитие религиозного даосизма и его взаимодействие с буддизмом.
    Проникновение буддизма в Китай. Адаптация идей буддизма. Проблемы, связанные с передачей буддийской терминологии. Буддийский канон в Китае, монашество и его взаимодействие с властью. Буддийская мифология и пантеон. Оформление культа Лао-цзы и Хуан-ди при династии Хань. Влияние на даосизм буддийской космологии и представлений о воздаянии. Возникновение школы Небесных наставников. Появление представлений о «подземных тюрьмах» и посмертном блаженстве. Формирование даосского духовенства и ритуально-богослужебных практик. История даосского канона. Внутренняя и внешняя алхимия. Расширение даосского пантеона.
  • Религиозное конфуцианство и его связь с государственной идеологией.
    Обожествление Конфуция. Конфуцианство и традиция апокрифов (вэй шу). Кризис конфуцианства в III в. н.э. Экзамены на знание конфуцианских текстов. Конфуцианизированная бюрократия. Совершенствование системы государственных экзаменов. Противостояние конфуцианства и буддизма. Возникновение неоконфуцианства. Династии Юань, Мин, Цин: неоконфуцианство как государственная идеология.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест на 10-15 мин
  • неблокирующий Итоговое тестирование проводится онлайн
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Итоговое тестирование проводится онлайн + 0.7 * Тест на 10-15 мин
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • BENDER, M. (2008). “Tribes of Snow” Animals and Plants in the Nuosu Book of Origins. Asian Ethnology, 67(1), 5–42. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=35111972
  • Juergensmeyer M. (ed.). The Oxford handbook of global religions. – Oxford. - 2011. – 688 p. – URL: https://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/9780195137989.001.0001/oxfordhb-9780195137989
  • Янгутов, Л. (2014). Религиозные Аспекты Конфуцианства В Социокультурноми Политическом Контексте Традиционного Китайского Общества. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.840B7FAD

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Valk, Ü. (2006). Ghostly Possession and Real Estate: The Dead in Contemporary Estonian Folklore. Journal of Folklore Research, 43(1), 31–51. https://doi.org/10.2979/JFR.2006.43.1.31
  • Yamane, D. (2000). Narrative and Religious Experience. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.884228DB