• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Цифровая грамотность

Статус: Курс обязательный (Юриспруденция)
Направление: 40.03.01. Юриспруденция
Где читается: Факультет права
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Боженова Валерия Алексановна, Журавлев Михаил Сергеевич, Клепикова Татьяна Алексеевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 16

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса “Цифровая грамотность” для студентов образовательных программ бакалавриата “Юриспруденция” и “Юриспруденция: частное право” и направлен на формирование базовых компетенций в области работы с данными. В курсе рассматриваются основные вопросы, необходимые для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов сети Интернет. Отдельное внимание в курсе уделено вопросам, касающимся применения методов и алгоритмов анализа данных в юриспруденции (LegalTech). Специализированная часть курса посвящена этическим и правовым вопросам развития цифровых технологий, включая вопросы защиты персональных данных и охраны интеллектуальной собственности в цифровой среде.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Цифровая грамотность» является овладение студентами принципами и методами использования цифровых технологий в профессиональной деятельности. Студенты, обучающиеся по направлению "Юриспруденция", должны понимать, какие существуют возможности использования цифровых технологий в юриспруденции, научиться формулировать задачи, которые могут быть решены с использованием цифровых технологий, а также осознавать правовые вызовы и видеть тенденции развития права в цифровую эпоху
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студент должен: иметь представление о данных и возможностях использования цифровых технологий в юриспруденции; иметь представление о механизмах работы информационного поиска, рекомендательных систем; уметь: анализировать результаты квантитативного анализа; использовать открытые ресурсы со структурированными данными; владеть навыками практической работы с данными и решения прикладных задач анализа и визуализации данных;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Компьютерная грамотность
    Программное обеспечение (ПО). Кодирование текста. Файлы. Кодирование изображений и звука. Устройства
  • Компьютерная безопасность
    Виды угроз для Android и IOS и способы защиты от них. Виды угроз для Windows и MacOS и способы защиты от них. Спам в почте, социальных сетях и прочих платформах. Безопасность аккаунтов. Онлайн мошенничество и персональные данные
  • Современные тенденции развития цифровых технологий и их влияние на юридическую сферу
    Тенденции развития цифровых технологий. Большие данные. Машинное обучение. Блокчейн. Особенности цифровой экономики. Legal Tech. Вызовы правового регулирования в цифровой среде
  • Интернет и поиск
    Интернет как глобальная сеть. Интернет-адреса (IP4 и IPv6). Протокол TCP/IP. HTTP, HTML и браузеры. Web-адреса (структура URL). HTTPS, шифрование с открытым ключом, цепочки сертификатов. DNS. Интернет вещей. Будущее сети интернет
  • Базовые текстовые технологии
    Знакомство с Google.Документы. Форматирование сплошного текста. Google.Документы в системе Google.Диск.
  • Медиаграмотность
    Социальные сети. Цифровой след. Работа с информацией в сети. Пользование цифровыми медиа. Fake news. Этикет в сети. Общение в электронной почте
  • Использование информационных технологий при написании исследовательских работ
    Научный метод познания окружающей действительности. Зачем люди занимаются наукой. Как правильно читать научные статьи и где их брать. Стандарты цитирования. Библиографические менеджеры: Zotero.
  • Работа с табличными данными
    Знакомство с интерфейсом Google speadsheets и Excel. Элементарные операции в Excel. Первичная обработка данных. Анализ табличных данных. Сводные таблицы. Визуализация данных.
  • Основы работы с данными
    Что такое данные. Какие бывают типы данных. Работа с данными: машинное обучение.
  • Основы создания презентации в Power Point
    Знакомство с Power Point. Основы дизайна и основные элементы визуализации. Работа с таблицами и графиками.
  • Сбор и анализ данных
    Основы статистики. Виды распределений. Выборка и критерии значимости. Анализ данных. Проверка гипотез. Ошибки и манипулирования при работе с данными.
  • Юридические аспекты информационных технологий
    Правовая защита персональных данных. Правовой режим контента в сети Интернет. Правовые вызовы развития искусственного интеллекта.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Проектная работа
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Оценка за онлайн-курс
    Курс "Цифровая грамотность" размещен на внутренней платформе НИУ ВШЭ [URL: online.hse.ru]. Экзамен состоялся в 3 модуле
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.15 * Активность на семинарах + 0.4 * Оценка за онлайн-курс + 0.25 * Проектная работа + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Горелов Н. А., Кораблева О. Н. - РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 241с. - ISBN: 978-5-534-10039-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/razvitie-informacionnogo-obschestva-cifrovaya-ekonomika-429156

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дюк, В., & Фомин, В. (2008). Интеллектуальный анализ данных в гуманитарных областях. Программные Продукты и Системы, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15549904
  • Дюк, В., Флегонтов, А., & Фомина, И. (2011). Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (138). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.2007827
  • Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762
  • Салин В.Н., Чурилова Э.Ю. - Статистический анализ данных цифровой экономики в системе «STATISTICA». (Бакалавриат и магистратура). Учебно-практическое пособие - КноРус - 2019 - 238с. - ISBN: 978-5-406-06835-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/931277
  • Секреты приложений Google / Балуев Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 287 с.: ISBN 978-5-9614-1274-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923761
  • Статистический анализ данных в MS Excel: Учебное пособие / А.Ю. Козлов, В.С. Мхитарян, В.Ф. Шишов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 320 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004579-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/238654