Бакалавриат
2019/2020
Цифровая грамотность
Статус:
Курс обязательный (Философия)
Направление:
47.03.01. Философия
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
26
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса “Цифровая грамотность” специально для студентов образовательной программы “Философия” и направлен на формирования начальных компетенций в области работы с данными. В курсе будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Также будут рассматриваться более специализированные вопросы, связанные с применением компьютерных технологий для исследования гуманитарных объектов и сохранения культурного наследия.
Цель освоения дисциплины
- Обучить студентов принципам и методам использования цифровых инструментов в области классической и современной философии.
Планируемые результаты обучения
- Определить версию операционной системы, установленную на компьютере.
- Набирать на клавиатуре символы, которые на ней не изображены
- Конвертировать файл из одного формата в другой
- Различать ярлыки и символические ссылки на файлы и директории
- Выбрать подходящий формат для файлов изображений и звука
- Использовать переходные адаптеры для подключения несовместимых устройств. Стирать накопители без возможности восстановления информации.
- Знает историю возникновения интернета и всемирной паутины
- Понимает, как устроен Интернет
- Понимает смысл протокола TCP/IP, что такое IP адреса и какими они бывают
- Понимает, как работают поисковые системы
- Умеет создавать релевантные поисковые запросы для поиска информации в сети Интернет
- Знает, что такое домен, какая у него структура, как завести себе домен
- Умеет распознавать угрозы цифрового пространства
- Умеет защищать свои персональные данные от мошенников и вредоносного программного обеспечения
- Умеет настраивать уровни конфиденциальности своей информации в сети
- Умеет определить предмет своих поисков в онлайне и применять базовые формулы поисковых запросов в сети
- Умеет критически относиться к медиасообщениям, анализировать медиасообщения по вспомогательным вопросам
- Умеет опознавать жанры коммуникации в личном общении Определить неэкологичную коммуникативную ситуацию, справиться с такой ситуацией (применив одну из стратегий)
- Умеет применять принципы написания и оформления электронных писем
- Умеет ориентироваться на панели Google.Документы
- Умеет вызывать простейшие действия типа "копировать", "вставить", "найти", "отмена" и т.п.
- Умеет вставлять изображения, таблицы, гиперсылки, нумерацию страниц
- Умеет форматировать различные составляющие сплошного текста: шрифт, выравнивание на листе, отступы, межстрочные интервалы
- Умеет создавать нумерованный список, делить текст на колонки. Оптимизировать работу с текстом, создать стили (например, создавать заголовки).
- Умеет хранить, загружать, находить и скачивать файлы на Google.Диске, предоставлять доступ к документу другим пользователям, комментировать документ и отвечать на комментарии других пользователей
- Умеет преобразовывать данные из одного типа в другой, вбивать формулы, растягивать формулы, копировать данные из одного листа на другой, переключать стили обращения к ячейкам, фиксировать ячейки в формулах
- Умеет проводить первичную обработку и анализ данных
- Умеет создавать агрегированные таблицы
- Умеет осуществлять базовую визуализацию данных
- Умеет создавать слайды, копировать, копировать стиль, менять фон слайда, дублировать форматирование, сохранять и экспортировать слайды в разных форматах
- Умеет работать с текстом и изображениями
- Умеет работать с таблицами и графиками
- Умеет правильно оформлять источники литературы
- Умеет получать библиографическую ссылку из Google Scolar
- Умеет создавать коллекции библиографических описаний и статей, добавлять материал в Zotero через браузер, проводник или вручную, создавать библиографические списки в несколько кликов
- Умеет отличать различные виды данных
- Знает понятие машинного обучения, виды моделей машинного обучения и их сущность, алгоритм оценки качества модели
- Умеет пользоваться блок-схемами и визуализировать задачи
- Владеет навыками практической работы с данными и решения прикладных задач анализа и визуализации данных
- Знает и умеет использовать современные технологии для цифрового сохранения культурного наследия
Содержание учебной дисциплины
- Компьютерная грамотностьПрограммное обеспечение (ПО). Кодирование текста. Файлы. Кодирование изображений и звука. Устройства
- Компьютерная безопасностьВиды угроз для Android и IOS и способы защиты от них. Виды угроз для Windows и MacOS и способы защиты от них. Спам в почте, социальных сетях и прочих платформах. Безопасность аккаунтов. Онлайн мошенничество и персональные данные
- Интернет и поискИнтернет как глобальная сеть. Интернет-адреса (IP4 и IPv6). Протокол TCP/IP. HTTP, HTML и браузеры. Web-адреса (структура URL). HTTPS, шифрование с открытым ключом, цепочки сертификатов. DNS. Интернет вещей. Будущее сети интернет
- Базовые текстовые технологииЗнакомство с Google.Документы. Форматирование сплошного текста. Google.Документы в системе Google.Диск.
- МедиаграмотностьСоциальные сети. Цифровой след. Работа с информацией в сети. Пользование цифровыми медиа. Fake news. Этикет в сети. Общение в электронной почте
- Использование информационных технологий при написании исследовательских работНаучный метод познания окружающей действительности. Зачем люди занимаются наукой. Как правильно читать научные статьи и где их брать. Стандарты цитирования. Библиографические менеджеры: Zotero.
- Работа с табличными даннымиЗнакомство с интерфейсом Google speadsheets и Excel. Элементарные операции в Excel. Первичная обработка данных. Анализ табличных данных. Сводные таблицы. Визуализация данных.
- Основы работы с даннымиЧто такое данные. Какие бывают типы данных. Работа с данными: машинное обучение.
- Основы создания презентации в Power PointЗнакомство с Power Point. Основы дизайна и основные элементы визуализации. Работа с таблицами и графиками.
- Алгоритмическое мышлениеБазовые навыки программирования на языке Python
- Цифровое сохранение культурного наследияEuropeana. Стандарты электронной публикации. Цифровые архивы. Метаданные и онтологии. Стандарт хранения данных TEI.
Элементы контроля
- ТестыОнлайн-курс на платформе "Онлайн-образование в НИУ ВШЭ" https://online.hse.ru/course/view.php?id=1540 (доступ по персональному логину и паролю).
- Проект
- ЭкзаменЭкзамен (письменный) по материалам курса
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.3 * Проект + 0.4 * Тесты + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая дополнительная литература
- Дюк, В., & Фомин, В. (2008). Интеллектуальный анализ данных в гуманитарных областях. Программные Продукты и Системы, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15549904
- Дюк, В., Флегонтов, А., & Фомина, И. (2011). Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (138). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.2007827
- Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762
- Секреты приложений Google / Балуев Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 287 с.: ISBN 978-5-9614-1274-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923761