• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Математические методы в исторических исследованиях

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Курс призван ознакомить студентов с теоретическими основами и практикой применения математического аппарата и современных компьютерных технологий к решению исследовательских задач исторической науки. Студенты осваивают ключевые возможности языка программирования R, а также получают навык работы с различными форматами представления данных.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов системного представления об исследовательских возможностях в области гуманитарных наук
  • выработка навыков постановки и решения конкретных исследовательских задач с применением математических методов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Характеризует основные этапы освоения математических методов в социальных и гуманитарных науках
  • Объясняет значение математических методов как инструмента познания прошлого
  • Определяет основные понятия описательной статистики (мода, медиана, среднее арифметическое, дисперсия, стандартное отклонение).
  • Объясняет принципы статистической проверки научных гипотез
  • Характеризует основные методики стилеметрического анализа письменных источников
  • Характеризует цель, задачи и этапы контент-анализа письменных источников
  • Извлекает необходимые для исследовательской работы данные из электронных текстов источников в различных форматах
  • Готовит электронные тексты исторических источников для автоматической обработки
  • Характеризует основные комплексы массовых исторических источников по истории России
  • Применяет метод формулярного анализа к исследованию исторических источников
  • Применяет метод контент-анализа к исследованию исторических источников
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История математических методов в гуманитаристике
    Рассматривается история применения математических методов в социальных и гуманитарных науках («политическая арифметика» XVIII в., «социальная физика» XIX в., «цифровой поворот» в ряду других «поворотов» исторической науки XX в.).
  • Теория вероятностей как инструмент проверки научных гипотез
    Вводятся ключевые понятия математической статистики, разъясняются ключевые положения теории вероятностей и раскрывается ее роль в математической проверке научных гипотез.
  • Математические методы и компьютерные технологии в исследовании уникальных исторических источников
    Рассматриваются вопросы стилеметрии и контент-анализа уникальных исторических источников. Характеризуются современные приемы подготовки текстов письменных исторических источников к автоматической обработке.
  • Математические методы и компьютерные технологии в исследовании массовых исторических источников
    Рассматриваются определение массовых исторических источников, методы работы с массовыми историческими источниками (включая формулярный и контент-анализ) основные комплексы массовых исторических источников по истории России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа № 1
  • неблокирующий Контрольная работа № 2
  • неблокирующий Контрольная работа № 3
  • неблокирующий Опрос на занятии
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Среднее арифметическое оценок за все контрольные работы, проводившиеся в процессе изучения дисциплины. Пропущенная и не переписанная в заранее согласованное с преподавателем время контрольная работа оценивается в 0 баллов.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Источниковедение : учеб. пособие, , 2019
  • Теория вероятностей : учебник для экономических и гуманитарных специальностей: учеб. пособие для вузов, Тюрин, Ю. Н., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Allerhand, M. (2011). A Tiny Handbook of R. Heidelberg: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=374477
  • Kuckartz, U. (2019). Qualitative Content Analysis: From Kracauer’s Beginnings to Today’s Challenges. Forum: Qualitative Social Research, 20(3), 1–19. https://doi.org/10.17169/fqs-20.3.3370
  • NEAL, T., SUNDARARAJAN, K., FATIMA, A., YAN, Y., XIANG, Y., & WOODARD, D. (2017). Surveying Stylometry Techniques and Applications. ACM Computing Surveys, 50(6), 1–36. https://doi.org/10.1145/3132039
  • Миронов Б. Н. - ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 295с. - ISBN: 978-5-534-08315-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoricheskaya-sociologiya-rossii-v-2-ch-chast-1-437344
  • Миронов Б. Н. - ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ РОССИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 274с. - ISBN: 978-5-534-08317-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoricheskaya-sociologiya-rossii-v-2-ch-chast-2-437722