Магистратура
2019/2020
Оценка проектов цифровой трансформации образования
Статус:
Курс по выбору (Экономика и управление образованием)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Экономика и управление образованием
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
26
Программа дисциплины
Аннотация
Как выявить и описать эффекты национальных программ информатизации? Какие инструменты для оценки таких программ есть? Какие ценные уроки были вынесены из проектов? На все эти вопросы призван ответить данный курс.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Оценка проектов цифровой трансформации образования» является формирование компетенций по сбору, анализу и интерпретации данных для реализации проектов цифровой трансформации образования (далее — ЦТО), пониманию особенностей используемых данных, исследовательского дизайна, возможностей и ограничений методов оценивания процессов и проектов цифровой трансформации образования.
Планируемые результаты обучения
- Магистрант владеет основными терминами и умеет определять основные этапы процессов информатизации
- Магистрант имеет представление об основных способах описания программ информатизации/ЦТО на различных уровнях системы образования, а также способен их критически проанализировать.
- Магистрант владеет базовыми понятиями моделирования и системного анализа.
- Магистрант знаком с типологией системных моделей и способен выявить использованную модель на основе ее содержательного описания
- Магистрант демонстрирует знакомство с основными международными сравнительными исследованиями, способен обосновать цели исследований в терминах задач информатизации образования
- Магистрант понимает особенности данных исследований, индикаторов аспектов информатизации, которые в них измеряются
- Магистрант умеет анализировать тексты научных статей по тематике цифровой трансформации образования, выделяя из них элементы кейсов
- Магистрант знаком с основными актуальными направлениями работы по мониторингу процессов цифровой трансформации образования
- Магистрант знаком с основными рекоммендациями и руководствами по осуществлению мониторинга проектов цифровой трансформации образования
- Магистрант знаком с историей возникновения и развитие практико-ориентированных инструментов для систем ШО/СПО/ВО в отече-ственной и зарубежной практике, а также владеет их классификацией
- Магистрант владеет современными методами оценивания характера использования учителем средств ИКТ учебного или общего назначения
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Базовые понятия оценивания проектов информатизации применительно к исследованиям в образовании.История вопроса: от технических средств обучения (далее — ТСО) к ЦТО. Основные определения: компьютеризация, информатизация, цифровая трансформация, мониторинг. Краткая история изучения процессов информатизации/цифровой трансформации. Этапы информатизации. Системные модели для описания и изучения процессов информатиза-ции/цифровой трансформации.
- Тема 2. Базовые понятия моделирования и системного анализа.Основные описания программ информатизации/ЦТО на различных уровнях системы об-разования. Их недостатки. Базовые понятия моделирования и системного анализа. Типо-логия моделей в применении к образованию.
- Тема 3. Международные сравнительные исследования информатизации/ЦТОСравнительные исследования. Данные о процессах ЦТО в международных сравнительных исследованиях качества образования PISA, PIRLS, TIMMS.
- Тема 4. Проведение мониторинга и оценки проекта информатизации.Кейсы проектов информатизации/ЦТО в ШО/ВО/СПО. Рекомендации World Bank. Текущее состояние разработки методологии и инструментов.
- Тема 5. Практико-ориентированные инструменты оценивания ЦТОРазвитие практико-ориентированных инструментов для систем ШО/СПО/ВО в отече-ственной и зарубежной практике. Их классификация.
- Тема 6. Методики оценивания внедрения ИКТ в учебном процессаМетодики, позволяющие оценить характер использования ИКТ учителем и/или учащимся в учебном процессе поэтапно (LoTI, SAMR, WSTP и другие), покомпонентно (TAM, TPACK).
- Тема 7. Статистика образования в разрезе анализа процессов ЦТОИстория развития статистических показателей. Рекомендации ЮНЕСКО.
Элементы контроля
- Аналитическое эссе по научной статье
- Проект предложения выстраивания мониторинга проекта цифровой трансформации образования
- Работа на занятиях, участие в дискуссиях
- Самостоятельная работа между занятиями
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.3 * Аналитическое эссе по научной статье + 0.3 * Проект предложения выстраивания мониторинга проекта цифровой трансформации образования + 0.2 * Работа на занятиях, участие в дискуссиях + 0.2 * Самостоятельная работа между занятиями
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- ICT in Education in Global Context Emerging Trends Report 2013-2014 Editors: Huang, Ronghuai, Kinshuk, Price, Jon K. (Eds.)
- Pedagogy and ICT use : in schools around the world : findings from the IEA Sites 2006 study / ed. by Nancy Law, Willem J. Pelgrum, Tjeerd Plomp. Pedagogy and information and communication technology use
- Severin, E. (2016). Building and Sustaining National ICT/Education Agencies : Lessons from Uruguay (Plan Ceibal). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EEF7884D
- Siebel, T. M. (2019). Digital Transformation : Survive and Thrive in an Era of Mass Extinction. New York: RosettaBooks. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2101976
- Trucano, M., & Dykes, G. (2017). Building and Sustaining National Educational Technology Agencies : Lessons, Models and Case Studies from Around the World. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.54819C7B
Рекомендуемая дополнительная литература
- Горелов Н. А., Кораблева О. Н. - РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 241с. - ISBN: 978-5-534-10039-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/razvitie-informacionnogo-obschestva-cifrovaya-ekonomika-429156