• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Управленческие практики в сфере образования

Направление: 38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Управленческие практики в сфере образования», учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», и изучающих дисциплину «Управленческие практики в сфере образования». Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с: • Стандартом НИУ ВШЭ по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» уровень подготовки бакалавр специализации «Государственное управление», утвержденным Ученым Советом НИУ ВШЭ 02.02.2018 г. протоколом №1; • Основной образовательной программой (ООП) НИУ ВШЭ подготовки по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» подготовки бакалавра специализации «Государственное управление»; • Рабочим учебным планом университета по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» подготовки бакалавра, на 2018-2019 учебный год.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студентов представление об основных элементах системы управления в сфере образования и об актуальных проблемах управленческого характера развития субъектов данной сферы;
  • освоить техники командной работы в ходе моделирования групповых проектов;
  • овладеть навыками публичного аргументированного обсуждения управленческих действий в сфере образования и их эффективности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Сформировано представление об основных элементах системы управления в сфере образования и об актуальных проблемах управленческого характера развития субъектов данной сферы.
  • Способен работать с данными социально-экономической статистики для обоснования и принятия управленческих решений.
  • Способен выявлять проблемы, определять цели управленческого воздействия.
  • Способен предлагать варианты решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения.
  • Способен принимать участие в подготовке обобщающих аналитических материалов (докладов, отчётов, рекомендаций, записок и др.).
  • Способен организовать деятельность и эффективно участвовать в малой группе исполнителей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Образование в России как система и объект управления. Тренды будущего.
    Образование в Российской Федерации представляет собой сложную с точки зрения управления, многоуровневую систему, которая включает в себя детские сады, школы, колледжи, университеты и другие учреждения. В управление образованием вовлечены федеральные, региональные и муниципальные органы власти. В той или иной степени, каждый житель нашей страны имеет отношение к образованию. В рамках курса слушатели должны сформировать представление о том, как развивалась и развивается российская система образования, какие проблемы характеризуют ее текущее состояние, какие тренды в сфере образования существуют.
  • Роль образования в развитии человеческого капитала.
    Обсуждение актуальных развилок управленческого характера развития субъектов сферы образования.
  • История реформ в сфере образования (на примере высшего образования).
    Мастер-план.
  • Взаимосвязь государственной политики и управления в сфере образования. Основные направления изменений политики развития образования в России (на примере высшего образования).
    Предпосылки возникновения ключевых стратегических документов по развитию сферы образования.
  • Система стратегических документов в сфере образования. Обсуждение целевых параметров действующих национальных стратегических документов в сфере образования.
    Система стратегического планирования в Российской Федерации и ее воплощение на примере сферы образования. Сфера образования в комплексе национальных и федеральных проектов.
  • Основные модели и типы организаций образовательных организаций (на примере высшего образования).
    Основополагающие идеи университета. Миссия (Ортега-и-Гассет) и идея университета (Дж. Ньюмен).
  • Модель исследовательского университета и предпринимательского университета.
    Основополагающие идеи университета. Миссия (Ортега-и-Гассет) и идея университета (Дж. Ньюмен). Модель исследовательского университета (Гумбольдт) и предпринимательского университета (Кларк).
  • Принципы и особенности управления проектами в сфере высшего образования. Нормативное регулирование государственного стратегического планирования.
    Практическое использование параметров управленческого воздействия в сфере образования.
  • Проектное управление в образовательной организации (на примере высшего образования).
    Стратегическое развитие университетов: целевая модель, потенциал, вызовы, жизненный цикл организаций.
  • Управленческие практики в деятельности образовательных организаций
    Классификация и структура описания управленческих практик.
  • Обсуждение кейсов программ развития образовательных организаций. Демонстрация примеров анализа управленческих воздействий в практике российских вузов.
    Разбор принципов управления в сфере образования, а также применения параметров управленческого воздействия на примере конкретных программ развития вузов.
  • Вклад образов-тельных организаций в социально-экономическое развитие территорий (подходы к исследованию и результаты анализа). Обсуждение примеров интеграции данного блока в программы развития вузов.
    Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России. Обсуждение возможностей интеграции данного блока в программы развития вузов.
  • Стратегия развития университетов в условиях реорганизации.
    Оценка эффектов от слияний вузов (реорганизации).
  • Целевые параметры управленческого воздействия в сфере образования.
    Обсуждение «системы координат» при анализе управленческих практик в сфере образования. Субъект и объект управления. Средства управления. Процесс управления. Эффекты и эффективность управленческого воздействия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях и ответы на вопросы
  • неблокирующий Эссе по заданной форме на действующие национальные стратегические документы
  • неблокирующий Эссе по заданной форме на программу развития образовательной организации
    Аналитическая письменная работа в форме эссе. Объем 0,3 п.л.
  • неблокирующий Публичная защита группового проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Активность на занятиях и ответы на вопросы + 0.3 * Публичная защита группового проекта + 0.25 * Эссе по заданной форме на действующие национальные стратегические документы + 0.25 * Эссе по заданной форме на программу развития образовательной организации
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Путь успеха и неудач : стратег. развитие рос. вузов, Титова Н. Л., 2008
  • Управление проектами : основы профессиональных знаний, национальные требования к компетентности специалистов : версия 3.0, июнь 2010, Андреев А. А., Бурков В. Н., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Университетские инновации : опыт Высшей школы экономики, Кузьминов Я. И., Радаев В. В., 2006
  • Управление проектами : от идеи к документу, в таблицах, рисунках, графиках, кейсах : учебное пособие, Гос. ун-т - Высшая школа экономики, 2-е изд., перераб. и доп., 320 с., Царьков, А. С., 2007