• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Введение в специальность (востоковедение и африканистика)

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Введение в специальность (востоковедение и африканистика)» посвящен основным понятиям, формам и методам работы востоковеда, истории становления востоковедения как академической и научно-практической дисциплины, общим проблемам изучения стран и народов Востока и призван ввести студентов в курс общих понятий, вопросов и методов востоковедения. Курс также рассматривает основные методы и формы востоковедческих исследований, концептуальные подходы к изучению Востока. На семинарских занятиях, проводимых по языковым направлениям, подробно рассматриваются частные вопросы развития изучаемого региона, в том числе вопросы географии и природных ресурсов, этнолингвистического состава населения, особенностей духовно-религиозного, культурного, исторического, экономического, политического и социального развития. Курс предназначен для студентов-бакалавров начальных курсов, обучающихся по направлению подготовки «Востоковедение, африканистика», а также для студентов социально-гуманитарных специальностей, специализация которых связана со странами и народами Востока, в том числе «Регионоведение», «История», «Мировая экономика».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представления о структуре востоковедения, основных компонентах востоковедения как академической науки, как области знания и прикладной дисциплины, а также представления об объектах исследования востоковедения и проблемном поле востоковедения.
  • Сформировать общие представления об истории становления и развития востоковедения в мире и России, о крупнейших востоковедческих школах и направлениях востоковедных исследований, их эволюции, о применяемых методах исследования и анализа.
  • Дать представление о Востоке как о культурно-географическом регионе, об особенностях его развития, традиционализме, модернизации, влиянии традиционных институтов на формирование современной политической и экономической культуры.
  • Предоставить систематизированную информацию в области важнейших сведений о странах, народах и процессах, изучаемых востоковедами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает ключевые подходы к типологизации стран Востока, дает определение основных понятий востоковедения.
  • Называет имена наиболее известных востоковедов и имеет представление об их достижениях и созданных ими научных школах, а также имеет представление об объектах исследования востоковедения, проблемном поле востоковедения и его эволюции.
  • Называет основные виды регионов и критерии их выделения. Воспроизводит основные положения теорий происхождения регионов.
  • Демонстрирует знания закономерностей и особенностей развития народов и культур Азии.
  • Демонстрирует знания закономерностей и особенностей развития народов и культур Азии.
  • Распознает формы проявления этнокультурных и этнопсихологических особенностей при анализе исторического развития и современного влияния религиозных и этноконфессиональных институтов, а также зарубежных азиатских диаспор.
  • Демонстрирует понимание исторических тенденций в развитии общественных и государственных институтов стран Востока, владеет основным фактическим материалом по теме.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие понятия, проблемное поле и предмет изучения востоковедения.
    Востоковедение как область знаний и как комплексная наука изучения восточных обществ. Основные составляющие современного востоковедения. Отрасли востоковедения и регионы специализации. Основные методологии, применяемые в востоковедении. Академическое и прикладное востоковедение, их синтез. Основные тенденции развития востоковедения на современном этапе. Ориентализм.
  • Становление и развитие востоковедения
    Развитие зарубежного востоковедения XVII-XIX вв. Востоковедение и изучение Востока до появления университетских кафедр. Движение Studia linguarum, медицина и востоковедение. Развитие научной библеистики (XVI в.). Период Ренессанса и эпоха Просвещения, начало университетского востоковедения. Востоковедческие исследования в Германии, Великобритании и Франции. Эдвард Покок, Атанасиус Киршер, Сильвестр де Саси. Египетская экспедиция Наполеона. Жан Франсуа Шампольон. Роль миссии иезуитов в изучении Китая и Японии. Археологические открытия и востоковедение. Колонизация и востоковедение. Индолог Вильям Джонс (XVIII в) и предположение о взаимосвязи индоевропейских языков. Создание научной индологии (М. Мюллер), исследования Месопотамии (Э. Бурнуф). Востоковедение в XX в. Post-colonial Studies, Subaltern Studies, концепция Э. Саида. Окончательное формирование коллекций. Появление новых тем в востоковедении. Тема столкновения культур и цивилизаций:Clash of Civilizations Самуэля Хантингтона (1993). Работы Бернарда Льюиса. Афроцентризм. Становление и развитие востоковедения в России. Первые систематические сведения в России о Востоке в XIII-XV в. Деятельность Посольского приказа. Покорение Сибири. Присоединение Астраханского и Казанского ханств, освоение Сибири как стимул развития знаний о Востоке. Петровские реформы и восточная политика России. Начало изучения восточных языков с целью подготовки практических востоковедных кадров (XVIII в.). Ориентальная экспедиция (1718). Деятельность Дмитрия Кантемира. Научное и университетское востоковедение в России. Вклад в изучение Востока дипломатического, военного и финансового ведомств. Роль Русской духовной Миссии в развитии китаеведения. Роль дипломатических миссий в изучении Востока (Н.П. Резанов). Начало университетского преподавания востоковедения в России (XIX в.) Азиатский музей в С-Петербурге. Деятельность академика Х.Д. Френа. Ведущие российские востоковедческие школы и их трансформация. Казанская, С-Петербургская, Московская Школы. Создание школы на Дальнем Востоке в XIX в. Востоковедение на рубеже XIX-ХХ в. Школы языкознания. Монголоведение, китаеведение, тибетология, арабистика, иранистика. Деятельность И.П. Минаева (индология), И.Ю. Крачковского (арабистика), Б.А. Тураева, В.С, Голенищева (египтология), В.П. Васильева. Востоковедение в СССР. Востоковедение в пост-советской России.
  • Регион: понятие, типы и аналитическая ценность. Формирование регионов.
    Определение и развитие регионоведения как дисциплины. Соотношение востоковедения, регионоведения и страноведения. Понятие регион. Виды регионов и критерии их выделения. Географические макрорегионы, историко-культурные регионы, культурно-религиозные макрорегионы (конфуцианско-буддийский, индуистский, исламский, православный, западно-христианский), международно-политические регионы, и т.д. Основные регионы Востока. Аналитическая ценность регионального деления. Сравнение регионов. Теории происхождения регионов: эссенциализм, институциональный/интерактивный подход, социальный конструктивизм. Конструирование регионов. “Region builders”. Границы регионов, трансграничные регионы. Историческое развитие, колонизация, холодная война, регионализм, регионалинализация как факторы, влияющие на формирование регионов. Формирование региональных институтов и региональной идентичности как часть конструирования региона.
  • Характерные черты восточных обществ и региональные особенности развития
    Характерные черты восточных обществ. Традиционализм на Востоке и его содержание. Составление региональной характеристики стран Востока. Основные характеристики: физико-географические, хозяйственно-климатические, социально-политические, экономические, культурные особенности развитие регионов: - Восточная Азия (Китай, Япония, Корея) - Юго-Восточная Азия - Южная Азия (Индия) - Ближний Восток - Центральная Азия.
  • Языки, этносы и народонаселение Азии
    Основные этносы и этнические группы в странах Востока. Этносы и субэтносы. Языковые контакты. Взаимосвязь языка и культурных стереотипов. Языковые семьи в Азии. Сино-тибетская, алтайская, аустронезийская. Народонаселение современного Востока. Демографический фактор в региональном и секторальном развитии Востока. Рост населения в Азии и его расселения. Планирование семьи и региональная динамика Миграционные потоки. Качество жизни. Гендерная структура и особенности современной Азии. Урбанизация. Миграционные потоки. Рынок труда в Азии. Зарубежные диаспоры.
  • Общество и религия на Востоке
    Основные религиозные системы стран Востока. Конфуцианство, даосизм. Синтоизм. Буддийский культурный регион. Ислам и исламское общество. Индуизм и его течения. Сектантство и религиозные культы в странах Востока. Народные религии. Миссионерство, прозелитизм и восприятие христианства в странах Востока. Религиозный фактор в политической доктрине восточных государств. Освободительные и протестные движение под религиозными лозунгами на Востоке. Свобода вероисповедования и религиозные конфликты в странах Востока.
  • Власть, государство и социально-экономическое развитие в странах Востока.
    Институты власти в странах Востока. Трансформация характера власти и политических институтов в Китае, Японии, Корее, на Ближнем Востоке и в Южной Азии. Политическая культура, взаимодействие «государство – общество» в странах Востока. Реализация институтов монархии в современных странах Востока. Гражданское общество. Традиционные институты восточных обществ и их роль в современной жизни.Азия в условиях глобализации и новые тенденции экономического развития Международные отношения на Востоке. Правительственные и неправительственные организации на Востоке. АСАЕН, САРС, ШОС. Интернационализация, интеграция и глобализация в странах Востока. Глобализационные тенденции и многополярность мира. Интеграционные процессы на Востоке. Наследие истории, территориальные конфликты и взаимоотношения между крупнейшими странами на Востоке.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий семинарская активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.6 * семинарская активность + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в востоковедение : общий курс : монография / Е. И. Зеленев, В. Б. Касевич. — Санкт-Петербург : КАРО, 2017. - 584 с. - ISBN 978-5-9925-0598-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1049007 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1049007
  • Концепции современного востоковедения : монография / Е. И. Зеленев, В. Б. Касевич. — Санкт-Петербург : КАРО, 2013. — 464 с. - ISBN 978-5-9925-0864-2. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Васильев Л. С. - ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XX - НАЧАЛО XXI ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 416с. - ISBN: 978-5-9916-9365-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-stran-azii-i-afriki-seredina-xx-nachalo-xxi-veka-433766
  • История Востока. Т.1: ., Васильев Л. С., 2003
  • История Востока. Т.2: ., Васильев Л. С., 2003
  • Под ред. Колесникова А.С. - ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ СТРАН ВОСТОКА. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 119с. - ISBN: 978-5-9916-9970-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-filosofskoy-mysli-stran-vostoka-438286
  • Поливанов Е. Д. - ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ ДЛЯ ВОСТОКОВЕДОВ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 233с. - ISBN: 978-5-534-06026-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-dlya-vostokovedov-441822