• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Функциональные модели в естественном языке

Статус: Курс обязательный (Компьютерная лингвистика)
Направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Преподаватели: Попова Дарья Павловна
Прогр. обучения: Компьютерная лингвистика
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями о функциональной и когнитивной лингвистике, формирует представление о языке как объекте научного исследования, систематизирует знания об актуальных подходах с описанию семантики, структуры дискурса, синтаксиса, морфологии, механизмов порождения и восприятия речи, тренирует навык строить и проверять гипотезы о свойствах языковых средств.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с современным состоянием исследований в области функциональной и когнитивной лингвистики
  • Формирование представлений о языке как объекте научного исследования и знакомство с навыками научного анализа лингвистических данных
  • Углубление знаний о языке как инструменте коммуникации и о месте языка в пространстве когнитивных способностей человека
  • Изучение актуальных подходов к описанию семантики, структуры дискурса, синтаксиса, морфологии, механизмов порождения и восприятия речи, жестикуляции и мимики, механизмов усвоения языка
  • Формирование представлений о возможностях применения основных идей функциональной и когнитивной лингвистики в языковом моделировании и построении компьютерных лингвистических систем
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные идеи и понятия функциональной и когнитивной лингвистики
  • Владеть научным аппаратом анализа языка на разных уровнях
  • Владеть научными методами анализа языковых данных
  • Иметь представления о возможностях функционального и когнитивного подходов в описании различных уровней языка и коммуникации
  • Уметь строить и проверять гипотезы о свойствах языковых средств
  • Выявлять в языковых данных релевантные факты, подтверждающие или опровергающие гипотезу
  • Иметь представления о разнообразии языковых средств и коммуникативных стратегий в конкретном языке и их распространении в языках мира
  • Разбираться в литературе по соответствующей теме.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
    Функциональная лингвистика. Когнитивная лингвистика. Психолингвистика. Социолингвистика. Методы функциональной лингвистики. Функции языка. Функциональный подход в фонетике, синтаксисе, семантике.
  • Информационная структура
    Компоненты высказывания: ассерция, следствие, конвенциональная импликатура, конверсациональная импликатура. Речевой акт и его участники. Место и роль говорящего и слушающего. Оценка важности: гипотезы говорящего относительно знаний слушающего. Тема ‒ рема (работы Пражской школы). Салиентность. Данное ‒ новое. Презумпция ‒ ассерция. Фигура ‒ фон. Профилирование. Конструал и грамматическая организация высказывания. Фокус внимания. Дейксис как инструмент описания (говорящий и наблюдатель). Работы Бюллера (личный-пространственный-временной дейксис), Филлмора и Апресяна (пространственный наблюдатель), Якобсона (личный дейксис, шифтеры), Бенвениста (временной, дейктический, нарративный режим). Постулаты Грайса, прагматика речевых актов. Теория референции.
  • Пространство и дейксис
    Язык и зрение. Языковое моделирование пространства. Фигура ‒ фон (Л. Талми), движущийся объект (траектор) – ориентир (Р.Лангакер). Image schema. Топологические типы. Пространственные предлоги. Force dynamics. Фиктивное движение. Функциональный компонент в пространственной концептуализации ситуации. Пространственные эксперименты (B. Tversky, M. Bowerman). Verb-framing и satellite-framing языки. Пространство и время.
  • Универсалии. Грамматикализация
    Универсалии. Универсальные наборы значений. Лингвистические универсалии: абсолютные, статистические, импликативные. Фреквенталии. Эволюция языка. Грамматикализация. Взаимодействие лексики и грамматики. Аспектуальная классификация предикатов З.Вендлера. Режимы интерпретации.
  • Прототипы и экземпляры. Радиальная структура значения
    Свидетельства психолингвистики (эксперименты Э.Рош, исследование цветов Б.Берлина и П.Кея). Категории «основного уровня». Фамильное сходство. Расстояния между концептами и концептуальные поля. Прототипы и частотность. Теория прототипов и теория экземпляров. Полисемия. Радиальные категории Дж. Лакоффа и К.Бругман. Профилирование радиальной категории: синонимы.
  • Метафора и метонимия. Блендинг
    Теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона. Источник и мишень метафоры: наложение областей. Mental spaces. Блендинг (теория концептуальной интеграции).
  • Грамматика конструкций
    Грамматика как инвентарь конструкций. Композициональность значения и невыводимость целого из частей. Mainstream: Ч. Филлмор и А. Голдберг. Radial CxG (W. Croft). Embodied CxG (B. Bergen, J.Feldman). Fluid CxG (L. Steels). Конструкции в диахронической перспективе.
  • Усвоение языка (М. Томаселло, Э. Домбровска)
    Критика универсальной грамматики Хомского: усвоение языка как часть когнитивных и социально- коммуникативных навыков ребенка. Intention-reading, pattern-finding, entrenchment, grammaticalization. Usagebased model: усвоение слов, ранних синтаксических конструкций и более сложных единиц. Психолингвистическая модель усвоения и порождения. Усвоение языка у аутистов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Пересдача экзамена проводится в течение одной недели с первоначальной даты. Кимы для 1-ой пересдачи идентичны КИМ-ам основного экзамена. КИМ-ы для второй пересдачи при необходимости разрабатываются отдельно с учетом образовательных результатов, описанных в настоящей программе.
  • неблокирующий Домашние задания
    Поскольку обсуждение домашних заданий и презентаций на семинарах невозможно повторить, элементы текущего контроля не пересдаются.
  • неблокирующий Презентация
    Поскольку обсуждение домашних заданий и презентаций на семинарах невозможно повторить, элементы текущего контроля не пересдаются.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Домашние задания + 0.3 * Презентация + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dąbrowska, E., & Divjak, D. (2015). Handbook of Cognitive Linguistics. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1000461

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Evans, V. Cognitive Linguistics: An Introduction / Vyvyan Evans, Melanie Green. - Edinburgh: Edinburgh University Press, 2006. – 830 p. – ISBN 9780748618323. – Текст: электронный // DB Proquest Ebook Central (ebrary) [сайт]. - URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-