• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Функциональные модели в естественном языке

Статус: Курс обязательный (Цифровые методы в гуманитарных науках)
Направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Цифровые методы в гуманитарных науках
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Функциональные модели в естественном языке» подробно знакомит студентов с исследованиями в области функциональной и когнитивной лингвистики. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: a. «Формальное представление естественного языка»; b. «Компьютерная лингвистика»; c. «Проектно-исследовательский семинар»; d. «Проекты».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: 1. Ознакомление с современным состоянием исследований в области функциональной и когнитивной лингвистики; 2. Формирование представлений о языке как объекте научного исследования и знакомство с навыками научного анализа лингвистических данных; 3. Углубление знаний о языке как инструменте коммуникации и о месте языка в пространстве когнитивных способностей человека; 4. Изучение актуальных подходов к описанию семантики, структуры дискурса, синтаксиса, морфологии, механизмов порождения и восприятия речи, жестикуляции и мимики, механизмов усвоения языка; 5. Формирование представлений о возможностях применения основных идей функциональной и когнитивной лингвистики в языковом моделировании и построении компьютерных лингвистических систем.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знают основные идеи и понятия функциональной и когнитивной лингвистики.
  • Владеют научным аппаратом анализа языка на разных уровнях.
  • Владеют научными методами анализа языковых данных.
  • Имеют представления о возможностях функционального и когнитивного подходов в описании различных уровней языка и коммуникации.
  • Умеют строить и проверять гипотезы о свойствах языковых средств.
  • Выявляют в языковых данных релевантные факты, подтверждающие или опровергающие гипотезу.
  • Имеют представления о разнообразии языковых средств и коммуникативных стратегий в конкретном языке и их распространении в языках мира.
  • Знают актуальные подходы к описанию семантики, структуры дискурса, синтаксиса, морфологии, механизмов порождения и восприятия речи, жестикуляции и мимики, механизмов усвоения языка.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Введение.
    Функциональная лингвистика. Когнитивная лингвистика. Психолингвистика. Социолингвистика. Методы функциональной лингвистики. Функции языка. Функциональный подход в фонетике, синтаксисе, семантике.
  • 2. Информационная структура.
    Компоненты высказывания: ассерция, следствие, конвенциональная импликатура, конверсациональная импликатура. Речевой акт и его участники. Место и роль говорящего и слушающего. Оценка важности: гипотезы говорящего относительно знаний слушающего. Тема ‒ рема (работы Пражской школы). Салиентность. Данное ‒ новое. Презумпция ‒ ассерция. Фигура ‒ фон. Профилирование. Конструал и грамматическая организация высказывания. Фокус внимания. Дейксис как инструмент описания (говорящий и наблюдатель). Работы Бюллера (личный-пространственный-временной дейксис), Филлмора и Апресяна (пространственный наблюдатель), Якобсона (личный дейксис, шифтеры), Бенвениста (временной, дейктический, нарративный режим). Постулаты Грайса, прагматика речевых актов. Теория референции.
  • 3. Пространство и дейксис.
    Язык и зрение. Языковое моделирование пространства. Фигура ‒ фон (Л. Талми), движущийся объект (траектор) – ориентир (Р.Лангакер). Image schema. Топологические типы. Пространственные предлоги. Force dynamics. Фиктивное движение. Функциональный компонент в пространственной концептуализации ситуации. Пространственные эксперименты (B. Tversky, M. Bowerman). Verb-framing и satellite-framing языки. Пространство и время.
  • 4. Универсалии.
    Универсальные наборы значений. Лингвистические универсалии: абсолютные, статистические, импликативные. Фреквенталии. Эволюция языка. Грамматикализация. Взаимодействие лексики и грамматики. Аспектуальная классификация предикатов З.Вендлера. Режимы интерпретации.
  • 5. Прототипы и экземпляры. Радиальная структура значения.
    Свидетельства психолингвистики (эксперименты Э.Рош, исследование цветов Б.Берлина и П.Кея). Категории «основного уровня». Фамильное сходство. Расстояния между концептами и концептуальные поля. Прототипы и частотность. Теория прототипов и теория экземпляров. Полисемия. Радиальные категории Дж. Лакоффа и К.Бругман. Профилирование радиальной категории: синонимы.
  • 6. Метафора и метонимия. Блендинг.
    Теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона. Источник и мишень метафоры: наложение областей. Mental spaces. Блендинг (теория концептуальной интеграции).
  • 7. Грамматика конструкций.
    Грамматика как инвентарь конструкций. Композициональность значения и невыводимость целого из частей. Mainstream: Ч. Филлмор и А. Голдберг. Radial CxG (W. Croft). Embodied CxG (B. Bergen, J.Feldman). Fluid CxG (L. Steels). Конструкции в диахронической перспективе.
  • 8. Усвоение языка (М. Томаселло, Э. Домбровска).
    Критика универсальной грамматики Хомского: усвоение языка как часть когнитивных и социально- коммуникативных навыков ребенка. Intention-reading, pattern-finding, entrenchment, grammaticalization. Usagebased model: усвоение слов, ранних синтаксических конструкций и более сложных единиц. Психолингвистическая модель усвоения и порождения. Усвоение языка у аутистов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • обсуждения на семинаре (неблокирующий)
    Получение оценки за обсуждение на семинаре предполагает посещение занятий; чтение литературы, рекомендованной к занятию; участие в обсуждении прочитанного; ответы на предоставленные преподавателем вопросы по литературе; составление собственных вопросов для обсуждения на занятии по прочитанной литературе.
  • презентация (неблокирующий)
    Презентация предполагает 20 мин. презентацию статьи по одной из тем курса. Презентация должна содержать изложение основных идей статьи, конструктивную критику статьи, вопросы для обсуждения с аудиторией. Презентация может быть подготовлена индивидуально или в парах (в последнем случае, статья должна быть большего объёма и/или содержать несколько экспериментов/анализов). Поскольку обсуждение домашних заданий и презентаций на семинарах невозможно повторить, элементы текущего контроля не пересдаются.
  • экзамен (неблокирующий)
    Экзамен представляет собой обсуждение подготовленного заранее индивидуального письменного проекта. Проект предполагает написание 4—6 страничных тезисов (например, в формате конференции CogSci).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * обсуждения на семинаре + 0.25 * презентация + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dąbrowska, E., & Divjak, D. (2015). Handbook of Cognitive Linguistics. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1000461

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Evans, V. Cognitive Linguistics: An Introduction / Vyvyan Evans, Melanie Green. - Edinburgh: Edinburgh University Press, 2006. – 830 p. – ISBN 9780748618323. – Текст: электронный // DB Proquest Ebook Central (ebrary) [сайт]. - URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-