• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

История скульптуры: формы и материалы

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен изучению морфологии скульптуры в ее историческом развитии от эпохи Возрождения до наших дней. На лекциях и семинарах будут обсуждаться методы и подходы к изучению технологических аспектов истории скульптуры, проблемы композиции и принципы прочтения объемной формы и рельефа, обыкновенно представляющие наибольшие трудности для студентов при анализе произведений. Различные задания, которые предлагаются в ходе занятий, должны подготовить студентов к дальнейшей профессиональной работе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цели и задачи освоения дисциплины «История скульптуры: формы и материалы»: изучение истории скульптуры в развитии ее базовых характеристик; соотнесение произведения скульптуры с контекстом общей истории искусства; анализ произведения в объеме и анализ рельефа; применение на практике методов анализа и атрибуции скульптуры на начальном уровне; понимание различных подходов к анализу скульптуры и их ограничений; использование профессиональной терминологии, принятой в русскоязычной и англоязычной традиции.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализировать статуарную пластику, учитывая роль гипсовых моделей, понимать основные социокультурные контексты типовых памятников.
  • Знать основные скульптурные материалы и технологические принципы работы скульптора.
  • Знать ключевые моменты дискуссий о живописи и скульптуре, понимать важность планов и ракурсов в объемной скульптуре и возможности материалов.
  • Понимать роль работы по модели в барочной скульптуре, уметь анализировать иллюзорную, динамическую и полихромную скульптуру с точки зрения отбора художественных средств.
  • Понимать использование системы пропорций в классической скульптуре, в том числе, функциональную обусловленность формальных решений.
  • Соотносить понятия масштаба и размерности, знать основные проявления стиля рококо в скульптуре, уметь анализировать пространственные решения.
  • Знать ключевые дискуссии о скульптурных материалах и технике "прямого высекания", уметь анализировать фрагментарную форму и колоссальную скульптуру в ее взаимодействии с разными типами пространства. Представлять социокультурные контексты морфологической и технологической эволюции скульптуры Новейшего времени и современности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Проблема взаимодействия материала и формальных решений в скульптуре.
    Проблематика курса. Система художественных средств скульптуры.
  • Тема 2. Теория и практика скульптуры периода Ренессанса.
    Рельеф, городская скульптура. Освоение пространственных конструкций и использование figura serpentinata. Экзотические малые формы пластики.
  • Тема 3. Скульптура в барочном синтезе искусств.
    Оптические деформации. Воздействие света на форму. Использование светоносных материалов и полихромии. Эффекты барокко в религиозной декоративной скульптуре и статуарной пластике.
  • Тема 4. Классическое направление в скульптуре.
    Античные модели: нормативность классики и авторские композиции. Измерение пропорций. Садово-парковая скульптура. "Антикизирующая" реставрация, натурализм и гротеск. Теория скульптуры и воспитание зрителя.
  • Тема 5. Формопорождающие контексты скульптуры рококо.
    Использование масштаба в пластике рококо. Станковая скульптура, боцетти, малые формы тиражной скульптуры и коллекционирование. Виды рельефа и способы пространственных решений. Проблема воображаемого (шинуазри) и невообразимого.
  • Тема 6. Соотношение материала, формы и сюжета в скульптуре эпохи "Старого порядка" и XIX в.
    Королевские статуи и концепция национальных материалов. Мемориальная неоклассическая скульптура. Безразличие материала и формы к сюжету: памятники великим людям.
  • Тема 7. Форма и материал в скульптуре с начала ХХ века до наших дней.
    Мера условности и роль фрагмента. Натурализация формы: мемориалы, колоссы и ландшафтная скульптура. Открытое взаимодействие формы и материала. Направления развития скульптуры с начала ХХ века до наших дней.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (один вопрос по материалам 3 модуля, второй вопрос по материалам 4 модуля). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0,4*Оэкз + 0,6*(0,3*Одз1+ 0,3*Одз2 + 0,3*Оэс +0,1*Оауд)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bernini breaking barriers – sensuality sculpted in stone. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9E0841E0
  • Charles, V., & Carl, K. H. (2010). Rococo. New York: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=436229
  • DavidJ. Drogin. (2017). Patronage and Italian Renaissance Sculpture. [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1550773
  • Elsen, A. (1989). What We Have Learned about Modern Public Sculpture: Ten Propositions. Art Journal, 48(4), 291. https://doi.org/10.1080/00043249.1989.10792644
  • Jessica Sjöholm Skrubbe. (2007). The Ambiguity of Modern Sculpture. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CF571E23
  • Jollet, E. (2000). Between allegory and topography: the project for a statue to Louis XVI in Brest (1785-1786) and the question of the pedestal in public statuary in eighteenth-century France. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B42E1195
  • McClellan, A. (2000). The life and death of a royal monument: Bouchardon’s Louis XV. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5AAF266C
  • The Image of a Sculptor in Medieval and Renaissance Art ; Образ скульптора в искусстве Средних веков и Возрождения. (2013). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6B5F414
  • Volavková, Z. (2015). The theory of material and material realization and the beginnings of modern sculpture ; Teorie hmoty a hmotné realizace a počátky moderního sochařství. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2CFB7E08
  • Wallace, W. E., & Michelangelo Buonarroti. (2010). Michelangelo : The Artist, the Man and His Times. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=400651
  • Yonan, M. (2018). Messerschmidt’s Character Heads : Maddening Sculpture and the Writing of Art History (Vol. First edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1602017
  • Ильина Т. В. - ИСТОРИЯ ИСКУССТВА 2-е изд. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 203с. - ISBN: 978-5-534-10779-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-iskusstva-431512

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Benjamin Lamblin. (2019). Les sculpteurs non académiciens à Versailles sous le règne de Louis XIV (1664-1715). Bulletin Du Centre de Recherche Du Château de Versailles. https://doi.org/10.4000/crcv.16487
  • Frightening fragments : the representation of the corpse in baroque sculpture. (2017). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.270402DC
  • Maral, A. (2015). Le cheval sculpté à Versailles : une image du pouvoir ? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.27D2F656
  • Murdock, C. (2017). Raising the Dead: Bernini, the Bel Composto, and Theatricality in Counter-Reformation Rome. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CD1E153F
  • Sloboda, S., & Yonan, M. E. (2019). Eighteenth-Century Art Worlds : Global and Local Geographies of Art. New York, NY, USA: Bloomsbury Visual Arts. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1999399
  • Sofiali, E. (2011). The modern object sculpture understood as a work of art. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.bl.uk.oai.ethos.bl.uk.567206
  • Stępnik, M. (2017). Modernist Sculpture Parks and Their Ideological Contexts— On the Basis of the Oeuvres by Gustav Vigeland, Bernhard Hoetger and Einar Jónsson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.943D178E
  • Ильина Т. В., Фомина М. С. - ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ 7-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 346с. - ISBN: 978-5-534-03311-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-iskusstva-zapadnoy-evropy-ot-antichnosti-do-nashih-dney-431152
  • Краткая история современной скульптуры, Рид, Г., 2018
  • Эсоно, Ф. (2013). Идея «Меланхолии» И Ее Воплощение В Испанской Полихромной Скульптуре Xvii В. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D1F292F