• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Теория и практика информационно-аналитической работы

Статус: Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Корнилов Алексей Михайлович, Фетисова Елена Владимировна, Черткова Марина Вячеславовна, Шпунт Александр Владимирович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на формирование базовых теоретических и практических знаний в области информационно-аналитической работы. В результате успешного освоения данного курса вы будете знать: ключевые понятия, цели и задачи информационно-аналитической работы; правила организации и базовые схемы реализации информационно-аналитической работы; характерные ошибки, которых следует избегать при проведении информационно-аналитической работы и т.д. Вы будете уметь: составлять и описывать модель проведения конкретной информационно-аналитической работы; проводить аналитическую обработку текстовой информации по различным параметрам; подготавливать итоговые информационные и аналитические тексты, а также осуществлять их редактирование.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить базовые теоретические понятие и освоить практические навыки, необходимыми для осуществления информационно-аналитической работы (ИАР) с материалами СМИ и других открытых источников. Студенты научаться работать с информацией, полученной при помощи поисковых систем, обрабатывать, систематизировать и анализировать ее; ознакомятся с характерными ошибками, которых следует избегать при проведении ИАР. Программа дисциплины основана на изучении, в первую очередь, практического опыта информационно-аналитической работы как в сфере получения и обработки фактографических данных (бизнес-разведка, маркетинг и др.), так и в части аналитического описания текстов СМИ (PR, пресс-службы, реклама). По итогам освоения данной дисциплины студенты смогут самостоятельно составлять и описывать модель проведения конкретной информационно-аналитической работы, проводить аналитическую обработку текстовой информации, подготавливать итоговые информационные и аналитические тексты, а также осуществлять их редактирование и др.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает ключевые понятия ИАР.
  • Воспринимает и правильно интерпретирует данные и умозаключения авторов по разным, ранее незнакомым темам.
  • Знает основные принципы ИАР. Умеет определить задачи и цели ИАР.
  • Умеет организовывать работу по поиску информации., работать с разными видами информации
  • Умеет выделять элементы информации. Знает, как отличить мнение от фактов. Понимает особенности авторского мнения.
  • Умеет применять различные методы анализа при подготовке материала
  • Умеет моделировать информационно-аналитическое исследование
  • Умеет критически оценивать изложенные в текстах СМИ данные и умозаключения.
  • Умеет находить в открытых источниках информацию, необходимую для решения поставленной аналитической задачи. Умеет составлять и тестировать поисковые запросы.
  • Умеет оформлять результаты аналитических исследований в виде кратких содержательных справок.
  • Знает общие принципы и подходы к статистической обработке текстовой информации из открытых источников.
  • Знает основные принципы подготовки аналитических докладов. Умеет определить основные принципы подготовки информационно-аналитических докладов.
  • Знает базовый перечень актуальных профессиональных систем для аналитической работы с информацией из социальных медиа.
  • Знает ключевые законодательные и этические нормы, применяемые при работе с информацией. Понимает важность соблюдения правил ИАР.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Информационно-аналитическая работа (ИАР) в системе прикладных дисциплин гуманитарного цикла. Информация в современном мире. ИАР в информационном обществе. Значение и специфика информационно-аналитической работы в различных сферах деятельности.
    Введение. Цели и задачи курса. Определение информационно-аналитической работы (ИАР). ИАР в системе прикладных учебных дисциплин гуманитарного цикла – особенности преподавания. Прикладной характер дисциплины. Методологические источники информационно-аналитической работы и смежные дисциплины (теория коммуникаций, информационный консалтинг, управленческое консультирование, конкурентная разведка, документоведение и пр.).
  • Тема 3. Содержание информационно-аналитической работы. Базовые задачи и цели ИАР. Прикладные и научные знания, навыки и профессиональные качества, необходимые при осуществлении ИАР.
    Планирование ИАР. Оценка потребности в информации, определение приоритетов и ресурсных ограничений, постановка задачи, реализация, контроль исполнения. Методика ИАР. Цели, задачи, объекты и предмет исследования. Основные технологии аналитической работы. Процесс ИАР: общие методы поиска, отбора и обработки информации. Организационно-кадровые принципы ИАР.
  • Тема 2. Общее понятие информации. Роль информации в современном мире. Актуальные проблемы, возникающие при работе с информацией. Варианты классификации информации. Значимые качества информации.
    Роль информации в мире. Современное информационное общество. Основные черты и особенности (виды информации, каналы распространения, целевые аудитории и пр.). Типология и видовые различия информации в современном мире - направленная информация, доведенная информация, дезинформация и пр. Основные требования к информации. Примерная классификация общественно‐ значимой информации.
  • Тема 4. Поиск информации - общие подходы. Особенности поиска и обработки документальной, социологической, статистической, количественной и визуальной информации.
    Основы организации работы по сбору и анализу информации. Практика и особенности ведения ИАР в госструктурах, бизнесе, общественных, научных и некоммерческих организациях. Особенности поиска и обработки документальной, социологической, статистической, количественной и визуальной информации. Выбор источников поиска в зависимости от задачи. Рассмотрение практических примеров.
  • Тема 5. Работа с основными элементами информации: выделение и анализ фактов, мнений, авторской позиции. Формулирование выводов по итогам анализа.
    Разбор практических примеров с выделением и анализом различных элементов информации - для выработки у студентов привычки к решению коротких исследовательских задач. Тренировка практических навыков по выделению элементов информации и их оценке с разных точек зрения. Выстраивание цепочек рассуждений и формулирование итогового умозаключения.
  • Тема 6. Актуальные методы и приемы, используемые при анализе информации.
    Базовые приемы ИАР. Применение логических законов и правил (тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания и пр., дедукция и индукция, аргументирование и пр.). Применение ключевых методов: Контент-анализ, сравнительный анализ, SWOT-анализ, «мозговой штурм», «ситуационный анализ» и пр.
  • Тема 7. Алгоритмы решения типовых аналитических задач. Схема изучения персоны, компании, рынка-отрасли, информационных кампаний. Моделирование информационно-аналитических исследований.
    Схема изучения персоны, компании, рынка-отрасли, информационных кампаний. Моделирование информационно-аналитических исследований.
  • Тема 8. Источники информации. Их особенности и классификация. Специфика работы с различными типами источников. Особенности СМИ как источника информации.
    Основные источники информации. Особенности работы с ними. СМИ как источник информации. Базовые приемы и методы верификации информации.
  • Тема 9. Поиск информации с применением современных методов и инструментов. Профессиональные системы поиска.
    Информационные поисковые системы (ИПС). Internet Search Engines (ISE). Принципы автоматизированного поиска. Особенности работы с Яндекс и Google. Использование полнотекстовых баз данных СМИ (Паблик, Интегрум, Медиалогия, Фактива, Лексис и пр.). Функционал и механизм работы баз. Основные принципы и методы работы с ними. Профессиональный поиск, Булиева логика, составление поисковых запросов, ключевые операторы и принципы их работы.
  • Тема 10. Создание и редактирование информационных и аналитических продуктов - общие подходы и принципы.
    Отработка навыков редактирования информационных и аналитических текстов, работа в мини группах. Коллективная работа под контролем преподавателя.
  • Тема 11. Статистическая обработка результатов ИАР. Медиа-статистика как упрощенный вариант контент-анализа материалов СМИ. Способы визуализации и представления статистических данных.
    Статистические методы в применении к массиву информации. Этапы статистического анализа СМИ. Инструменты статистического анализа СМИ. Презентация примеров результатов статистического анализа материалов СМИ под различные задачи и цели.
  • Тема 12. Способы представления общих результатов аналитической работы. Типовые образцы информационно-аналитических отчетов. Общие подходы к их составлению.
    Изучение принципов, а также удачных/неудачных примеров оформления результатов ИАР.
  • Тема 13. Особенности проведения ИАР в социальных медиа.
    Практическое изучение особенностей контента Социальных медиа и изучение правил работы с ним.
  • Тема 14. Юридическая основа ИАР. Особенности информационно-аналитической работы в рамках государственно-значимых тем. Этика ИАР.
    Этические принципы ведения информационно-аналитической деятельности. Основные проблемы, с которыми сталкиваются информационные аналитики на практике. Юридическое обеспечение ИАР Законодательство РФ (Конституция РФ, Законы «Об информации», «О частной охранной и детективной деятельности», «О государственной тайне», «О коммерческой тайне», «О персональных данных», «О средствах массовой информации» и пр.) Внутренние и корпоративные регламенты распространения/ использования информации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа включает в себя: • Ответы на задания, связанные с темами прошедших лекций и семинаров. Конкретные задания предлагаются преподавателем. Ответы осуществляются в письменной форме. Возможно разделение вопросов на несколько вариантов – для уменьшения вероятности списывания. Цель постановки заданий – закрепление полученных знаний и/или их апробация на практике. Общее количество заданий на контрольной – 10-15 единиц. Задания могут быть как закрытого типа (аналог теста), так и открытого типа (подразумевают развернутый ответ). Контрольная проводится с помощью инструментария системы ЛМС ВШЭ (lms.hse.ru).
  • неблокирующий Задания на семинарах, д/з
  • неблокирующий Лабораторная работа
    Лабораторная работа представляет собой список из 30-35 тем по актуальным вопросам внутрироссийской и международной повестке. Конкретные темы предлагаются преподавателем. Лабораторная работа проходит в письменной форме. Каждому студенту предлагается одна тема (тем самым исключается вероятность списывания), по которой нужно будет написать аналитическую справку.
  • неблокирующий Экзамен
    На выполнение экзамена на платформе LMS студенту выделяется 1 ч. 30 мин. При нарушении связи тест продолжить нельзя (особенность LMS). В случае возникновения во время экзамена технических проблем студент должен сразу оповестить преподавателей по почте или телефону.
  • неблокирующий Пересдача комиссии
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Задания на семинарах, д/з + 0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Лабораторная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бариленко В.И. - Информационно-аналитические методы оценки и мониторинга эффективности инновационных проектов - Русайнс - 2015 - 163с. - ISBN: 978-5-4365-0167-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/916745
  • Информационно-аналитическая работа в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / А.В. Зобнин; Науч. ред. Д.И. Полывянный. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 120 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0193-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/225082
  • Информационно-аналитическая работа в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / Зобнин А.В. - М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 176 с.: 60x88 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-9558-0398-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/470914
  • Информационно-аналитическая работа в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / Зобнин А.В.; Под ред. Полывянный Д.И., - 2-е изд., испр. и доп. - М.:Вуз.уч., НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 144 с.: 60x90 1/16 (О) ISBN 978-5-9558-0405-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/491423

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Информационно-аналитическая работа в международных отношениях: Учебное пособие / В.В. Демидов. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 200 с.: 60x90 1/16. - (Вузовский учебник). (переплет) ISBN 978-5-9558-0269-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/359168