• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Фокус-группы как метод прикладного социологического исследования

Статус: Курс по выбору (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Фокус-группы как метод прикладного социологического исследования» является получение общих представлений о возможностях метода сбора социальной и маркетинговой информации с помощью фокус-групп (далее ФГ) и приобретение знаний и навыков в организации, проведении, анализе собранной информации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Фокус-группы как метод прикладного социологического исследования» является получение общих представлений о возможностях метода сбора социальной и маркетинговой информации с помощью фокус-групп (далее ФГ) и приобретение знаний и навыков в организации, проведении, анализе собранной информации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет ставить и понимать задачи, которые могут быть решены с помощью метода фокус-групп
  • Понимает основные принципы и понятия методологии качественного и количественного социологического исследования
  • Знает социальные и социально-психологические процессы и взаимодействия, происходящие в ходе фокус-групп
  • Понимает социальный контекст фокус-группового маркетингового исследования
  • Умеет планировать планировать сбор необходимой социальной информации с помощью метода фокус-групп
  • Имеет представление о требованиях к техническим условия обеспечения ФГ
  • Знает об особенностях логистики, планирования и согласования при проведении ФГ
  • Понимает особенности процесса рекрутмента в ФГ.
  • Умеет вести документацию по ФГ.
  • Владеет навыками модератора ФГ.
  • Владеет навыками ведения ФГ.
  • Понимает особенности процесса взаимодействия с клиентом в процессе подготовки фокусгруппового исследования.
  • Умеет вести фиксацию процесса фокус-групп.
  • Умеет интерпретировать результаты фокус-групп.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Фокус-группы как сочетание различных методов исследования
    Опросные методы и методы наблюдения. ФГ как единственный комплексный метод.
  • Проблематика массового сознания при использовании метода ФГ
    Культура как управляющий контур социума. Нормативно-ценностные механизмы, образцы поведения. Массовое сознание – практический концепт регулятива.
  • Коммуникативная модель фокус-групп как элемента маркетинговых исследований
    Институт производителя. Институт потребителя. Социальная дистанция меж ними. Маркетинг как средство ее преодоления. Маркетинг как коммуникация. Качественные маркетинговые исследования как посредник.
  • Дизайн исследования и темы
    Возможные темы. Определение цели и задач исследования. Оптимальные форматы. Выбор ЦА и способа рекрутмента.
  • Технические условия обеспечение ФГ
    Помещение. Оборудование. Catering
  • Роль логистики, планирование и согласования
    Логистика, планирование и согласование при проведении ФГ.
  • Рекрутмент как проблема ФГ
    ЦА и ее достижимость. Возможные мотивации респондента. Работа рекрутера. Опасности. Проблема вознаграждения.
  • Документация фокус-групп
    RFP. Предложение. ТЗ и Договор. Topic guide & Interview guide. Наблюдение и ведение записей. Транскрипты. Краткий отчет. Отчет. Презентация.
  • Роли и функции модератора
    Три роли модератора. Три функции модератора. Ложные опасности. Реальные трудности.
  • Групповая динамика
    Вводная часть. Приветствие. Официальные уведомления. Знакомство. Кульминация. Завершение. Контроль.
  • Взаимодействие с клиентом как проблема
    Контакт с клиентом. Client service. Права и обязанности исполнителя. Этика взаимоотношений.
  • Фиксация процесса фокус-групп
    Наблюдение. Записки. Видео трансляция и видеозапись. Аудиозапись. Транскрипты. Verbatims
  • Анализ результатов, кодирование
    Три приема анализа. Кодирование. Особенности краткого отчета. Особенности полного отчета. Уровни обобщения материала.
  • Место фокус-групп среди других методов
    Массовый опрос и стандартизованное интервью. Индивидуальные глубинные интервью. Индивидуальные экспертные интервью. Тесты.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на занятиях
  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Домашние задания + 0.25 * Работа на занятиях + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Маркетинговые коммуникации : интегрированный подход, Бернет, Дж., 2001
  • Менеджмент, Дафт, Р. Л., 2007
  • Метод фокус - групп : учебник, Белановский, С. А., 1996

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ионин Л. Г. - СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 333с. - ISBN: 978-5-534-07382-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-kultury-434573