Бакалавриат
2019/2020
Антропология современных конфликтов
Статус:
Курс по выбору (Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Отдел сопровождения учебного процесса в Совместном бакалавриате ВШЭ-РЭШ
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Архипова Александра Сергеевна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Социальная антропология объясняет социальные механизмы, по которым живут и развиваются самые разные общества, причем как в прошлом, так и в настоящем. Как правило, студентов при преподавании этой дисциплины знакомят с антропологическими теориями, которые, как бы увлекательны они не были, часто представляются студентам набором отвлеченных знаний, который непонятно как и неизвестно для чего может быть применим на практике («Зачем мне, современному жителю Москвы, знать, как живут папуасы или еще хуже – как жили в средневековом Китае. Какая мне от этого польза?»). Ответ простой – социальный антрополог не просто изучает, как живут и жили в разных обществах, он изучает закономерности, по которым и общества, и человек как социальный вид развиваются. Зная особенности развития разных обществ, можно видеть проблемы и опасности и «у них», и «у нас». А значит, можно предсказывать и даже подсказывать пути к их «лечению», как, собственно говоря, делает врач. Я бы назвала такую область антропологии «неотложная антропология». Также я расскажу об основных количественных и качественных методах, с помощью которых социальная антропология отвечает на все эти вопросы. Значительная часть курса будет посвящена новейшим областям: от цифровой антропологии (как отслеживание цифровых следов помогает изучать и менять поведение человека оффлайн) до прикладной антропологии в маркетинге.
Цель освоения дисциплины
- Целью данного курса является знакомство студентов с различными типами опасностей и проблем, с которыми сталкиваются современные общества, и как антропологи помогают их решать. Студенты узнают, как решается проблема «отцов и детей», как возникает агрессия, у всех ли народов отношения в браке складываются одинаково, где границы нормы и патологии, как поведение человека меняется под влиянием Интернета и всегда ли мы относимся к деньгам рационально, как возникают гендерные, социальные и этнические конфликты или почему исследование дистанций между боссом и подчиненным помогает предсказывать падение самолетов.
Планируемые результаты обучения
- Студенты приобретут навыки полевой работы, интервьюирования, создания дизайна исследовательского проекта, постановки гипотез, проверки гипотез, сбора данных.
- Студенты будут знать основные теоретические положения, помогающие анализировать разнообразные конфликтные ситуации и применять их при анализе конфликтных ситуаций.
- Студенты будут готовы работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
- Студенты будут готовы свободно общаться, выражать свои мысли устно и письменно, вести дискуссию на русском и английском языках
Содержание учебной дисциплины
- ВведениеАнтропология теоретическая и прикладная. Что такое антропология. Разные области антропологии. Термины: социальный конструкт. Теорема Томаса. Социальный факт. Прикладная цифровая антропология. Как изучать цифровые следы?
- Антропология страха. Фобии индивидуальные и фобии коллективные.Конструирование девианта. Моральные паники и их три типа. Слухи и городские легенды и их социальная функция. Фейковые новости. Кто и как их распространяет. “Вирусность” слуха, фейка, моральной паники. Можно ли бороться и как?
- Когнитивная антропология.Что такое когнитивный паттерн. Функция табу. Разбор книги Мэри Дуглас “Чистота и опасность”. Понятие символической границы. Табу. Деление мира на свое и чужое. Конфликты как нарушение когнитивного паттерна. Сектуальные табу и социальные границы.
- КонспирологияФакторы роста конспирологии. Статья Салливана.
- ИдентичностьЧто такое идентичность? Что такое этническая группа? Что такое сообщество? Сообщество Дюркгейма. Воображаемое сообщество. Обсуждение книги Бенедикта Андерсена “Воображаемое сообщество”. Конфликт как способ создания границы сообщества.
- Антропология городского пространстваКак мы делим границы нашего мира. Разбор книги Сеты Лоу “Пласа”.
- ГендерГендерные и социальные роли. Гендерные конфликты.
- ВозрастВозрастные конфликты. Представления о подростках в разных странах.
- Политическая антропология насилияВластные институты. Тактики и стратегии Серто. Армейская и криминальные субкультура как пример института насилия. Прямое и непрямое сопротивление и взаимодействие.
- Медицина и антропологияПонятие нормы и аномалии. Борьба с прививками - ее истоки. Разбор фрагмента книги Андреа Китта.
- Культ знаменитости в современном миреВозникновение знаменитости.
Элементы контроля
- Доклады
- Задания и задачиВ задания входят письменные работы (объемом от 500 до 2 тыс. знаков) и финальный проект, который будет включать презентацию проекта, самостоятельную полевую работу, обработку данных. Финальный проект можно будет делать группой в 2-3 человека, а можно в одиночестве.
- Эссе
- Итоговая контрольная работа
- Участие в полевой работе
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.7 * Задания и задачи + 0.3 * Эссе
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.03 * Доклады + 0.54 * Итоговая контрольная работа + 0.35 * Промежуточная аттестация (1 модуль) + 0.08 * Участие в полевой работе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Digital Youth, Innovation, and the Unexpected. (2007). Netherlands, Europe: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5E493086
- Kitta, A. (2011). Vaccinations and Public Concern in History : Legend, Rumor, and Risk Perception. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=441834
Рекомендуемая дополнительная литература
- Morales, A. C., & Fitzsimons, G. J. (2007). Product Contagion: Changing Consumer Evaluations Through Physical Contact with “Disgusting” Products. Journal of Marketing Research (JMR), 44(2), 272–283. https://doi.org/10.1509/jmkr.44.2.272
- Thomson, M. (2006). Human Brands: Investigating Antecedents to Consumers’ Strong Attachments to Celebrities. Journal of Marketing, 70(3), 104–119. https://doi.org/10.1509/jmkg.70.3.104
- Vosoughi, S., Roy, D., & Aral, S. (2018). The spread of true and false news online. Science, 359(6380), 1146–1151. https://doi.org/10.1126/science.aap9559
- Whitson, J. A., & Galisky, A. D. (2008). Lacking Control Increases Illusory Pattern Perception. Science, 322(5898), 115–117. https://doi.org/10.1126/science.1159845
- Yanagizawa-Drott, D. H. (2014). Propaganda and Conflict: Evidence from the Rwandan Genocide. https://doi.org/10.1093/qje/qju020